Анатолий Петухов, начальник сектора ФГУП ЦИАМ, д.т.н Все авиадвигателестроительные фирмы мира заняты поисками оптимальной конструкции вентилятора газотурбинного двигателя. Его совершенство - залог наилучшей и более того, надежнейшей, работы двигателя. К вентиляторам современных ТРДД предъявляют высокие требования по уровню аэродинамических характеристик в широком диапазоне условий эксплуатации, по общей массе, допустимому уровню шума. Известно, что вентилятор существенно влияет на общую тягу и топливную эффективность силовой установки. Создание современных конкурентоспособных турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) с высокой тягой невозможно без совершенствования конструкции лопатки вентилятора. Так, например, наличие в достаточно удлиненных лопатках вентилятора традиционных антивибрационных полок приводит к ухудшению его аэродинамических характеристик и увеличению расхода топлива. Один только отказ от них позволяет повысить газодинамическую эффективность вентилятора не менее чем на 6 %, снизить (на крейсерских режимах) удельный расход топлива на 4 %, увеличить расход воздуха через вентилятор. Последнее чрезвычайно важно, так как проходящий по наружному контуру воздушный поток создает около 75 % общей силы тяги. Несмотря на то, что масса широкохордной лопатки превышает массу лопатки с полкой и с большим удлинением, общая масса комплекта широкохордных рабочих лопаток в колесе оказывается меньше и их использование позволяет применить целый комплекс конструкторских и технологических мероприятий, приводящих к дополнительному снижению их массы. Опыт показал, что широкохордные лопатки обладают большей жесткостью. Это свойство позволяет повысить упругий потенциал поглощения энергии лопатками при ударе посторонним предметом и ударную стойкость колеса при попадании в тракт двигателя посторонних предметов, в том числе птиц. Кроме того, для колеса вентилятора с облегченными широкохордными лопатками обнаруживается серьезное конструктивное и прочностное преимущество: при разрушении поврежденных лопаток практически исчезает проблема удержания их корпусом вентилятора благодаря снижению массы лопаток на 30...40 %. Как показывает опыт известных зарубежных фирм, проектирование, разработка, создание, изготовление, доводка и эксплуатация облегченных широкохордных лопаток для обеспечения их прочности и эксплуатационной надежности требуют привлечения принципиально новых комплексных конструкторских и технологических решений. Этим и занимаются ведущие мировые разработчики современных двигателей. И разработки полых широкохордных лопаток вентиляторов каждой из них имеют свои принципиальные отличия. Широкохордные лопатки вентиляторов
фирмы Rolls-Royce, находящихся в эксплуатации уже около сорока лет,
- пустотелые и бесполочные. Применение компьютерной системы проектирования
Fan Key System, позволило получить лопатки, масса которых на 15 % меньше,
чем масса находившихся ранее в эксплуатации, и меньше, чем масса лопаток
из композиционных материалов. Фирма Pratt-Whitney для двигателя PW4084 в короткие сроки разработала вентилятор диаметром 2840 мм с 22 пустотелыми бесполочными рабочими лопатками из титанового сплава. Фирма посчитала свое техническое решение менее рискованным по сравнению с использованием лопаток вентилятора из композиционных материалов, опыта эксплуатации каковых она ранее не имела. В нашей стране, по существу, работы по созданию широкохордных облегченных лопаток вентиляторов находятся на стадии НИР. До сих пор в эксплуатации таких лопаток нет, хотя работы (с участием ЦИАМ), связанные с разработкой методов расчета, а также с испытаниями моделей лопаток, велись в ОКБ Самары, Перми, Рыбинска, Москвы и других городов. В настоящее время рассматривается
четыре типа облегченных широкохордных лопаток: составная металлическая
(из двух половинок) с сотовым наполнителем; композитная в чистом виде;
гибридная; полая слоистая металлическая. Для создания лопаток второго типа со стабильными прочностными свойства требуются высококачественные исходные материалы для матрицы и наполнителя, специализированные программируемые укладочные станки. Все эти компоненты требуется либо разработать и довести до заданного уровня, либо приобрести. У лопаток третьего типа дополнительно появляются проблемы расслоения композита из-за разности деформаций в разнородных материалах. Полые слоистые широкохордные лопатки (четвертый тип) из титановых сплавов, получаемые методом диффузионной сварки, в отличие от лопаток первого типа, требуют минимального объема механической обработки. Для него не требуется изотермическая штамповка в условиях сверхпластичности и специальное прессовое оборудование. Конструкция такой лопатки не только принципиально отличается от рассмотренных выше, но и обладает дополнительными конструктивными и эксплуатационными преимуществами, которые обеспечивают возможность: повышения и управления демпфирующими способностями материала лопатки; проведения частотной отстройки лопатки без изменения параметров наружного контура лопатки; повышения живучести (за счет торможения роста трещин в пластичных слоях) и сопротивляемости повреждаемости лопаток при попадании посторонних предметов, в том числе птиц; регулирования механическими свойствами материала лопаток; повышения стабильности прочностных свойств лопатки в целом и управления свойствами материала лопаток в заданных сечениях.
В случае более "мягкого" вида нагружения - симметричного изгиба, характерного для высокочастотных колебаний (для уголковых форм), траектория развития трещин наиболее примечательна: трещина может длительное время развиваться по внутренним границам слоев, не выходя наружу. Применение такой конструкции ("слоистой,
как бронежилет") в перспективных двигателях большой двухконтурности
позволяет создавать легкие и прочные колеса вентиляторов, в которых,
например, ударная трещина, даже и возникнув в одном из слоев, не получит
развития во всей лопатке, поскольку каждый из слоев реагирует на внешние
воздействия совершенно самостоятельно. | ||