ЛОПАТОЧНЫЕ МАШИНЫ
Герон был автором работ, сводящих в цельную систему основные достижения античного мира в области прикладной механики. Механизмы и автоматы Герона не нашли сколько-нибудь широкого практического применения. Они употреблялись, в основном, в конструкциях механических игрушек. Исключением, пожалуй, являлись лишь гидравлические машины, на основе которых были усовершенствованы античные водочерпалки. Несмотря на то, что эолипил (о нем, впрочем, мы достаточно подробно писали в статье прошлого номера, посвященной паровым турбинам), пожалуй, наиболее близок по конструкции и принципу действия к современной паровой турбине, до XIX века это устройство было практически забыто инженерами. В истории это не новость: древнеамериканские цивилизации не знали колеса, а дети индейцев забавлялись с …игрушечными тележками. Первым применил лопаточные машины к делу известнейший из изобретателей античности Архимед Сиракузский. Его водоподъемный "архимедов винт"- шнек, которым пользуются в разных приложениях уже третье тысячелетие не что иное, как лопаточная машина. Различного рода водоподъемные машины (нории) использовались многими цивилизациями: европейскими, арабской, китайской. Одновременно с ними или чуть позже появились машины более универсального назначения - водяные и ветряные мельницы. Впрочем, в полном смысле лопаточными машинами их назвать нельзя, хотя именно на основе этих механизмов и была разработана вся гамма современных устройств такого рода.
Более совершенный привод (и также для передвижения по воде) - парус - тоже, по существу, не что иное как лопатка, находящаяся в воздушном потоке. Заметим, что если весло можно считать прототипом нагнетающей (компрессорной) лопатки, то парус - яркий пример предка турбинной (приводной) лопатки. Впрочем, предки - предками, но надо, конечно, учитывать, что приведенные примеры относятся не к двигателям, то есть преобразователям энергии, а к движителям. Лопатка и машина смогли соединиться в лопаточную машину только после того, как лопасти - весла - "отобрали" у гребца и закрепили на оси мельничного ветряного или водяного колеса. Именно они были прототипами лопаточных машин, используемых сегодня. Естественно, развитие конструкций мельничных колес, как и самих мельниц является результатом опытов и находок многих поколений создателей. К XIX веку ученые начали обобщать опыт использования подобной техники, анализировать и пытаться как-то классифицировать его.
Итак, лопаточные машины, какого бы рода они не были, в качестве наиболее важного элемента содержат находящиеся на валу диски, оснащенные профилированными лопатками. Диски вращаются с большей или меньшей скоростью (это связано с типом и назначением машины), составляющей от единиц оборотов в минуту у ветрогенераторов и мельниц до десятков тысяч оборотов в минуту у газотурбинных двигателей и турбонагнетателей.
Газотурбинные двигатели - "особая песня". И вся она о лопаточных машинах, поскольку сам по себе двигатель образован в основном многими рядами рабочих колес с лопатками. В газотурбинном двигателе есть и компрессорные, и турбинные лопатки. Этим он, кстати говоря, отличается от любой другой машины, где имеются либо компрессорные нагнетающие лопатки, как в нагнетателях и воздуходувках всякого рода, либо турбинные лопатки, как у паротурбинных силовых установок или на ГЭС. Следуя логике поставленной задачи, конструкция ГТД может быть весьма различной, а набор компрессорных и турбинных колес - самым разным. У них есть общие "родовые признаки": любой газотурбинный двигателей содержит компрессор, камеру сгорания и турбину. Но разнообразие членов этого "рода" весьма велико. Все зависит от достигаемого эффекта. Задача компрессора ГТД - сжать воздух, чтобы обеспечить эффективное сгорание топлива в камере сгорания (в результате чего поток газа получает большой прирост энергии), а турбина обязана этот вновь приобретенный добавок снять, используя его для привода компрессора и для передачи мощности с вала потребителю (например, винту в случае турбовинтового двигателя). Компрессор может быть осевым, у которого направление движения воздуха совпадает в основном с осью двигателя и центробежным. У последнего, как можно догадаться из названия, часть энергии передается воздуху появляющимися при вращении центробежными силами, следовательно, меняется и общее направление его движения: вектор действия центробежных сил перпендикулярен оси вращения вала. Напор, создаваемый центробежными колесами, существенно выше, чем у осевых компрессоров, которые приходится делать многоступенчатыми для достижения такого же напора, какой в центробежном создает одна ступень. Но на поворот потока от осевого направления тратится слишком много "лишней" энергии. Поэтому эффективность центробежных компрессоров ниже и в мощных двигателях их сейчас практически не применяют. Впрочем, первые реактивные истребители оснащались именно такими моторами. Сегодня центробежные компрессоры применяют в вертолетных ГТД, а также в малоразмерных двигателях крылатых ракет и самолетов-мишеней. Лопатки осевых компрессоров авиационных ГТД также очень разнообразны. На первых входных ступенях они представляют собой сложное изделие, обладающее иногда внутренней структурой, напоминающей конструкцию самолетного крыла. Часто их изготовляют из композитных и неметаллических материалов, оснащают разного рода антивибрационными стяжками и бандажными полками. Лопатка последней ступени компрессора ГТД - это просто металлическая пластинка, специально профилированная и изогнутая. Не менее сложна конструкция турбинных лопаток и велика номенклатура применяемых при их производстве технологических приемов. Турбинная лопатки ГТД выполняет те же функции, что и в лопатка паровой турбины; разница в основном состоит в существенно более высокой температуре газа. Турбина ГТД размещается непосредственно за камерой сгорания, поэтому механические напряжения на ней настолько же выше, насколько выше и температурные. Из-за этого лопатки турбин приходится делать пустотелыми и охлаждать. Сейчас лопатки охлаждают воздухом, а ранее существовали системы с охлаждением лопаток водой и даже жидким натрием. Расчет рациональной внутренней структуры турбинной лопатки и разработка технологии ее изготовления (с учетом предъявляемых требований к точности) представляют собой, пожалуй, наиболее трудные задачи при разработке современных ГТД.
В компрессоре и турбине лопатки спрофилированы по-разному. Поскольку задача компрессора состоит в передаче энергии рабочему телу путем сжатия воздуха или газа и/или повышения скорости его течения, то лопатки обычно проектируют так, чтобы профиль межлопаточного канала был конфузорным (сужающимся). Турбины проектируют таким образом, чтобы они образовывали диффузорный (расширяющийся) канал. При прохождении такого канала давление газа уменьшается, и энергия его передается рабочему колесу турбины. Впрочем, и в турбинах и в компрессорах есть не только вращающиеся рабочие колеса, о чем мы говорим, но и ряды неподвижных лопаток. В компрессоре это - направляющие аппараты, в турбине - сопловые аппараты. Эти устройства предназначены для организации "правильного" протекания газа по лопаточной машине и согласования параметров отдельных рабочих колес в многоступенчатых агрегатах. Существенное влияние на характер конструкции оказывают и свойства самого "перекачиваемого" рабочего тела. В первую очередь важно - газ это или жидкость. В тепловых электроцентралях (ТЭЦ) и атомных электростанциях (АЭС) якорь электрического генератора также обычно приводится во вращение лопаточными турбинами, в которых срабатывается пар (чаще всего - водяной) высокого давления. Так что АЭС отличается от обычной ТЭЦ только тем, что в качестве подогревателя используется ядерный реактор. При штатной работе АЭС нет никаких вредных выбросов, поэтому в экологическом плане она гораздо чище всех других энергопроизводителей. Вот если бы еще не было головной боли с захоронением отходов отработанного ядерного топлива… А что наши старые знакомые - первые
"лопатки" - паруса? Им суждено дальнейшее развитие. Наверное,
скоро уже дойдет дело до использования солнечного паруса в космических
клиперах и яхтах.
| ||