Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

К 80-ЛЕТИЮ УФИМСКОГО МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Юрий Пустовгаров, генеральный директор ОАО "УМПО"

В июле 2005 г. Открытому акционерному обществу "Уфимское моторостроительное производственное объединение" исполняется 80 лет. УМПО - крупнейшее в России двигателестроительное предприятие, удостоенное свыше 30 правительственных наград СССР, в том числе двух орденов Ленина, ордена Красного Знамени, 6 международных, 16 российских конкурсных и выставочных наград. УМПО занимает неизменно высокие позиции в рейтинге крупнейших предприятий России при положительной динамике товарного выпуска продукции.

Около 40 тысяч уфимских моторостроителей награждены государственными наградами, в том числе 35,5 тысяч - медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", свыше семидесяти работников стали кавалерами Ордена Ленина, десяти присвоены звания "Герой Социалистического труда", семь человек стали Героями Советского Союза. Уфимские моторостроители 23 раза завоевывали переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое оставлено в коллективе на вечное хранение.

Дата рождения предприятия - 17 июля 1925 г. В этот день Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве завода по производству авиационных двигателей на базе бывшего "Русского Рено" в Рыбинске. 14 января 1928 г. завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26.

В 1931 г. в Уфе началось строительство завода комбайновых моторов (УМЗ), в 1935 г. собраны первые 10 двигателей. В 1940 г. завод был передан в наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384.

В начале войны на площади Уфимского завода был эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из Рыбинска. 17 декабря 1941 г. эти заводы были объединены в единое целое. Новое предприятие получило номер головного - 26-й. В дальнейшем оно было переименовано в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 г. создано Уфимское моторостроительное производственное объединение.

Первым мотором, выпущенным в Рыбинске, стал поршневой М-17. В дальнейшем он совершенствовался под руководством А.П. Ро. Моторы этого типа, выпускавшиеся на протяжении 11 лет, устанавливались на 23 типах самолетов, в том числе на 18 серийных. Помимо самолетов, М-17 применялся на танках и торпедных катерах.

В 1936 г. началось серийное производство мотора М-100, положившего начало целой серии двигателей, предназначенных для 58 типов самолетов. Семейство "сотых" изготавливалось заводом 10 лет, в том числе и во время Великой Отечественной войны.
За годы войны завод выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков. На каждом третьем боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой.
В 1946 г. предприятие одним из первых приступило к производству реактивных двигателей РД-10А, а затем - РД-45Ф и его модификации - ВК-1 и ВК-1Ф. С 1954 г. завод серийно изготавливает турбореактивные двигатели РД-9Б конструкции А.А. Микулина для истребителей семейства МиГ-19.

С конца 1950 г. предприятие изготавливало короткоресурсные реактивные двигатели разработки С.А. Гаврилова - РД-9БК, РД-9БКР и семейства Р11-К. В 1961 г. для ВМФ был начат выпуск турбореактивных двигателей КР7-300 конструкции С.К. Туманского для крылатых ракет. Позднее был освоен выпуск семейства турбореактивных двигателей разработки С.А. Гаврилова КР17 для беспилотного самолета-разведчика "Стриж" и КР21-300 для крылатых ракет.

С 1962 г. и на протяжении 25 лет Уфимский моторостроительный завод производил двигатели для семейства одного из самых массовых истребителей мира - МиГ-21. Р11Ф-300, Р13-300, Р25-300 и их модификации, разработанные С.К. Туманским, Н.Г. Мецхваришвили, К.Р. Хачатуровым, С.А. Гавриловым обеспечивали высокие летно-технические характеристики самолетов Су-15 и МиГ-21.

В 1974 г. заводом был освоен выпуск турбореактивного двигателя с форсажной камерой Р29Б-300 конструкции К.Р. Хачатурова для истребителя-бомбардировщика МиГ-27, а годом позже - Р-29БС-300 для истребителя-бомбардировщика Су-22.

С 1980 г. объединение производит бесфорсажный турбореактивный двигатель Р-95Ш разработки С.А. Гаврилова для войскового самолета-штурмовика Су-25. Усовершенствованный вариант двигателя Р-195 выпускается с 1988 г.

С 1981 г. УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф разработки ОАО НПО "Сатурн" для одного из лучших истребителей мира - многоцелевого Су-27. Новейшая модификация этого двигателя - АЛ-31ФП оснащена системой управления вектором тяги. Пока в мировой практике УМПО является единственным серийным производителем подобного двигателя. Передан на сборку многофункциональный двигатель малой тяги АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации ОАО "УМПО" включено в состав предприятий, задействованных в производстве авиадвигателя пятого поколения.

В 2000 г. освоено серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП конструкции Ф.М. Муравченко для многопрофильного, многоцелевого реактивного самолета-амфибии Бе-200, а также двигателя Д-436Т1, предназначенного для самолета Ту-334.

Впервые УМПО вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 г. С тех пор 49 стран эксплуатируют уфимские двигатели.
Объединение никогда не ограничивалось выпуском только авиационной техники. Более полувека УМПО выпускает малолитражные карбюраторные двигатели (ЗИД-4,5, УМЗ-5А/5Б/5В, УМЗ-341/341Э). Более двадцати лет в объединении производятся средства малой механизации - мотоблоки.

В 1965 г. завод приступил к организации производства моторов для автомобиля "Москвич-412", а уже в 1967 г. была налажена их серийная сборка. За 40 лет выпущено более 8 млн автомобильных моторов.

Новое направление производственной деятельности - изготовление газотурбинных двигателей стационарного наземного применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов, и АЛ-31СТЭ для привода электрогенератора в блочной модульной электростанции. Выпускается привод Д-336-2Т для ГПА-Ц-6,3.

В годы Великой Отечественной войны завод возглавлял Василий Петрович Баландин. С 1946 по 1977 гг. - Михаил Алексеевич Ферин. Позже предприятием руководили Владислав Дмитриевич Дьяконов, Владимир Михайлович Паращенко. С 1998 по 2004 год генеральным директором УМПО являлся талантливый человек и руководитель - Валерий Павлович Лесунов, сумевший упрочить статус объединения как лидера отечественного авиадвигателестроения.

В памяти моторостроителей навсегда останется чувство огромной признательности этим людям. Под их руководством произошло становление коллектива УМПО, благодаря их усилиям объединение стало передовым в России по объемам производства и развитой инфраструктуре.



Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал