Поиск по сайту


ТУРБУЛЕНТНОСТЬ - НЕ ХАОС, А ТОНКО ОРГАНИЗОВАННАЯ СТРУКТУРА

Юрий Кочетков, начальник отделения
ФГУП "Центр Келдыша", д.т.н.

На протяжении почти двух столетий ученым приходится искать ответы на вопросы, связанные с турбулентностью. Первыми столкнулись с ней инженеры, когда потребовалось создавать различные механизмы, которые либо сами стали быстро перемещаться в некой среде (например, автомобиль в воздухе или подводная лодка в воде), либо какое-то вещество двигалось внутри механизма (пар в турбине). Инженерными методами решить все вопросы не всегда удавалось, особенно когда скорости движения возросли многократно. Сегодня разработка перспективных конструкций ракет, самолетов и их двигателей (ЖРД, РДТТ, ГТД), а также различных энергетических установок (плазмотронов, МГД-генераторов и пр.) без учета нюансов турбулентности уже невозможна. Пришло время детального исследования турбулентности в академических и отраслевых институтах.

Понятие турбулентности связано с нарушением послойного течения и возможным пересечением линий тока под воздействием положительных градиентов и сил вязкого трения, обусловленных интенсификацией течения и резким изменением формы канала (формой поля для плазмы). Многообразие причин, как физических так и геометрических, формирует различные виды турбулентности. Элементарное, на первый взгляд, течение газа вдоль плоской стенки происходит минимум в трех режимах: ламинарное течение, течение в виде волн Толмина-Шлихтинга, течение с образованием пятен Эмондса и т.д. Аналогичными примерами могут служить режимы обтекания поперечного цилиндра (даламберовский режим, режим парного вихря, дорожка Кармана и др.) и режимы течения в соплах (см. журнал "Двигатель", № 6 (24) - 2002 г.). Все эти примеры и многие другие, которые представлены в замечательном альбоме Ван-Дайка, показывают, что турбулентное течение строго структурировано и в соответствии с гипотезой академика Ландау представляет собой цепочку устойчивых течений, последовательно изменяющихся при достижении критических значений. В зависимости от формы канала или обтекаемого тела эта цепочка всегда разная и может формироваться по различным сценариям. В практике экспериментальных исследований немного методов, позволяющих достоверно определить полную структуру турбулентного течения. Эти методы обладают существенными ограничениями по возможностям фиксации мелкомасштабной тонкой структуры турбулентного течения и быстроменяющихся (часто периодических) процессов. В связи с этим появляются приборы типа термоанемометра, которые фиксируют статистические параметры течения. В теории появляется понятие локальной пульсации потока, а строгий аппарат математической физики заменяется статистическим, при этом для замыкания системы уравнений также требуются статистические модели турбулентности, основанные, как правило, на гипотезах.

К сожалению, в настоящее время для точного описания турбулентных течений одних экспериментальных данных не достаточно. Наблюдается "кризис эмпиризма" в науке о турбулентности. Лишь ограниченное число систем дифференциальных уравнений, таких как уравнения Навье-Стокса для ламинарных течений, уравнение Кортевега Де Вриза для уединенных волн и некоторые другие являются замкнутыми и подкреплены экспериментом.

Практическая газодинамика ракетных и авиационных двигателей (ЖРД, РДТТ, ВРД, ПВРД) и газодинамика энергоустановок (плазмотронов, МГД-генераторов и пр.) в настоящее время основаны на применении инженерных высокоточных методов расчета интегральных параметров турбулентности, что позволяет решать многие важные задачи промышленности. Однако очень часто в процессе отработки перспективных конструкций приходится возвращаться к нюансам турбулентности. Требуется постановка уникальных экспериментов, связанных с исследованием структуры течения, и параллельное решение сложных нелинейных систем уравнений математической физики. И в том и в другом случае исследователей ждет успех. Возможность визуального наблюдения турбулентности может дополняться удачными теоретическими находками, такими как открытие солитонов, которые, как ни парадоксально, талантливый английский инженер-кораблестроитель Дж. Скотт Рассел наблюдал еще в 1845 году.

Одним из методов, обеспечивающих наблюдение следов сложного турбулентного течения вблизи стенок различных конструкций, является метод уноса массы или метод горячей визуализации. Суть метода заключается в организации условий, при которых высокоэнтальпийный поток оставляет след на исследуемой уносимой поверхности (фторопласт-4, полиметилметакриллат и др.). Важным аспектом при исследовании является кратковременность процесса, как следствие этого обеспечивается "мгновенная фиксация".

Метод уноса массы может быть распространен на различные конструкции и использован во многих инженерных дисциплинах при исследовании вопросов турбулентности.

Так, например, при разработке перспективного ЖРД встал вопрос об устойчивости горения продуктов сгорания в камере. Исследовался процесс смесеобразования, тесно связанный с этой проблемой. Для визуализации процесса устойчивости горения продуктов сгорания в камере ЖРД в модели этого двигателя в качестве боковой стенки камеры был установлен цилиндрический стакан из полиметилметакриллата. После кратковременного пуска на стенке цилиндра отпечатались следы турбулентного перемешивания струй от форсуночной головки. В результате экспериментов удалось определить форму и интенсивность турбулентных струй окислителя и горючего.

Известно, что обтекание лопаток турбин часто сопровождается их эрозией и разрушением. Методом уноса массы удалось получить картину турбулентного течения в районе ступицы лопатки.

Вращающиеся высокоскоростные потоки наблюдаются во многих энергоустановках. В области сверхзвуковой части сопла можно видеть угловой сдвиг осей продольных борозд (следов парных вихрей Тейлора-Гертлера), образующихся в направлении вращающегося движения. Аналогичные картины наблюдались и в соплах РДТТ с закруткой потока.

В прямоугольных соплах МГД-генераторов также реализуется трехмерная картина турбулентного течения. Были зафиксированы следы течений, которые представляют собой систему сложных ромбовидных узоров, сформировавшихся в результате пересечения системы косых скачков уплотнения, последовательно отражающихся от противоположных стенок.

Приведенные иллюстрации, полученные методом уноса массы, показывают, что турбулентные течения имеют четкую структуру, зависят от многих факторов и обладают необходимой информативностью для исследования газодинамических процессов в двигателях. Поэтому актуальным становится дальнейшее развитие методов исследования параметров структуры турбулентных течений.

Предыдущий материалК оглавлению