Валерий
Иванович Токарев был одним из немногих пилотов, которые готовились летать
на советском многоразовом транспортном космическом корабле "Буран".
Но жизнь сложилась так, что к Международной космической станции ему довелось
лететь на американском корабле "Дискавери".
У космонавта
№ 91 Героя России полковника Валерия Ивановича Токарева жизнь изначально складывалась
так, что вопрос "кем быть?" уже с детства предполагал возможность
аэрокосмического будущего. Начиная с места рождения Валерия - легендарного
полигона Капустин Яр в Астраханской области, в строительстве которого принимал
участие его отец, старший лейтенант саперного полка Иван Павлович Токарев.
Вскоре интересы службы позвали отца строить другой ракетный полигон - в районе
станции Тюра-Там Кзыл-Ординской области, что ныне гордо именуется космодром
Байконур.
Потом, правда,
детские годы Валерия проходили вдали от космических трасс - в небольших старинных
городах Ярославщины - Ростове Великом и Гаврилов Яме. Все школьные предметы
давались ему легко, однако к десятому классу из всех стремлений победило одно
- желание летать.
1969 год - поступление
в Армавирское авиационное училище, полеты на Л-29, МиГ-17. К выпуску из училища
количество часов, проведенных в воздухе, составило 240, о чем нынешние курсанты
могут только мечтать. В 1973 г. молодого лейтенанта направляют в городок Домбаровское,
что в Оренбургской области. Несколько лет он нес боевое дежурство на МиГ-23.
Пришла пора профессионального
возмужания, а с ней - законное желание стать летчиком-испытателем. Работая
в ГК НИИ ВВС, В.И. Токарев освоил более 40 типов самолетов, в том числе и
предназначенных для морской авиации. Довелось полетать и на "младших
братьях" самолетов - вертолетах Ми-8 и Ми-8МТ. В дальнейшем служба проходила
и в Крыму, и на авиаполигоне в Ахтубинске, что рядом с Капустиным Яром. Здесь
его служба и дальнейшая судьба совершили крутой поворот.
Предоставим слово
Валерию Ивановичу, с которым беседовал наш корреспондент Владимир Чередник.
В.Т.:
В 1984 году в Ахтубинске состоялся первый набор по программе "Энергия-Буран".
Не скрою, еще с юности у меня была тяга к принципиально новому и неизведанному.
А тут первые счастливчики получили реальную возможность полетать на высотном,
скоростном "Буране". Я почувствовал, что моя мечта может быть воплощена
при работе с данным проектом. В 1987 году мне повезло. Выдержав конкурсные
экзамены, в числе других я был зачислен в группу, которая работала по программе
"Бурана".
Корр.:
Тогда, в конце 1980 - начале 1990 годов Вам осуществить полет не удалось.
Но вспомним, что существовал еще проект "Мрия-Буран".
В.Т.: В 1989 году все было на подъеме, данный проект прорабатывался,
но уже в 1991 году планы по программе "Мрия-Буран" резко "съехали"
вниз. Настали черные времена. Интересно, что идея многоразового использования
носителей была еще у С.П. Королева. Да и Ю.А. Гагарин работал по данной проблематике,
учась в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.
Корр.:
Вы прошли общекосмическую подготовку на многоразовом транспортном космическом
корабле (МТКК) "Колумбия" и на системе "Энергия-Буран".
В чем видится принципиальное отличие?
В.Т.: Больше наблюдается моментов сходства. Остановлюсь на двух принципиальных
различиях: у "Энергии" иные энергоносители, чем у "Колумбии",
максимальная продолжительность полета "Бурана" - до 30 суток, а
"Шаттла" - всего 18.
Корр.:
Межличностные отношения в космосе. Как этому учат на земле, чтобы экипаж работал
слаженно?
В.Т.: Есть вещи, которым невозможно научиться на все 100 %. Например,
быть психологически совместимым в коллективе, экипаже. Этому больше учит сама
воинская служба - в училище, авиационных частях, в ходе тренировок и тестирований
при отборе в отряд космонавтов. Если человек достиг профессионализма в своем
деле, то это, пожалуй, главный плюс, способствующий слаженности работы на
орбите. Справедливости ради надо отметить, что с нами, космонавтами, в ЦПК
целенаправленно проводил работу отдел психологической подготовки.
Характерно, что на орбите космонавты узнают друг друга куда лучше, чем за
долгие месяцы тренировок и неформального общения. И, знаете, многие члены
экипажа, съевшие, что называется, пуд соли на орбите, после возвращения на
землю не так-то часто продолжают поддерживать дружеские контакты.
Корр.:
Психологическая совместимость международного космического экипажа. Благодаря
чему она достигается?
В.Т.: Трудности межличностных контактов в международном экипаже возникали
преимущественно на языковой почве. Тут оказывается недостаточным добротное
овладение английским языком. "Лингвистика" в процессе тренировок
только начинается. Причины? Все мы в повседневном общении все же редко проходим
мимо слэнга. Слэнг, а в особенности слэнг профессиональный, у нас разный.
На базе личного контакта (американцы ведь тоже тренировались у нас, в России)
выработался некий "рунглиш" - смесь русского с англо-саксонским
(смеется). В целом, я не слышал, чтобы между космонавтами наблюдались открытые
негативы в ходе межличностного общения.
Корр.:
РД-180 "запускают" американские "Атласы", из них шесть
таких ЖРД уже "улетели". Как видится Вам из американского далека
оценка труда российских двигателистов НПО Энергомаш?
В.Т.: Двигатели - наукоемкий продукт. Американцы не особо жалуют чужие
технологии, у них это не принято. Находясь там, в США, наши двигатели встречаешь
как родных. Это такой бальзам на душу. Испытываешь настоящую гордость за Россию,
за многотысячный отряд наших специалистов, выдержавших конкуренцию в важнейшей
наукоемкой отрасли.
Корр.:
По роду службы в ВВС и в Отряде космонавтов Вам приходилось углубленно изучать
двигатели различных систем?
В.Т.: Неоднократно. ТТХ двигателей мы должны были знать и действовать
в нештатных ситуациях в зависимости от возможных сбоев двигателей. Учеба ведь
проходит как на прикладном, практическом уровне, так и на стратегическом,
если такое определение уместно.
Корр.:
Случались ли нештатные ситуации по вине двигателей в Вашей практике?
В.Т.: К счастью, благодаря высокому качеству изделий наших двигателистов,
ни я, ни мои коллеги, в подобных ситуациях не оказывались. Однако многолетний
опыт космонавтики свидетельствует, что надо быть готовым ко всему. Хотелось
бы, чтобы это осталось лишь в области теории.
Корр.:
В этом году Вы несколько месяцев поработали в США. Как оценивает американская
сторона и Вы как специалист катастрофу МТКК "Колумбия"?
В.Т.: Мнения прессы (как американской, так и международной) спустя
сутки после аварии были весьма различными. Катастрофа с самого начала породила
множество предположений, разбирались не один день. Что ни день, то новое мнение.
Представляется, что далеко не все они соответствуют действительности. В Америке
принято придерживаться официальной версии - повреждение теплоизоляционного
покрытия крыла отвалившимся куском термоизоляции топливного бака. Незащищенный
участок крыла при входе "Колумбии" в плотные слои атмосферы начал
гореть, а затем началось разрушение и всего корпуса МТКК.
Корр.:
Когда американцы предполагают возобновить запуски "челноков"?
В.Т.: Американскими СМИ официально была озвучена дата - июнь 2004 года.
Но этот срок не стал окончательным, появились коррективы в плане переноса
на более длительное время. Пока американские астронавты будут летать на российских
"Союзах" ТМ-2.
Корр.:
Говорят, что трагедию "Колумбии" 1 февраля 2003 года Вы восприняли
как собственное горе?
В.Т.: В 1999 году в составе международного экипажа, в котором был Ваш
покорный слуга, в качестве пилота "Дискавери" находился Рик Даглас
Хазбанд. За несколько месяцев тренировок я с ним близко познакомился, мы дружили
семьями. Поэтому гибель Рика, который в последнем экипаже "Колумбии"
являлся командиром, я перенес как утрату близкого мне человека.
Корр.:
Насколько известно, для многих космонавтов полеты на легкомоторных самолетах
превратилось в своеобразное хобби?
В.Т.: У американских астронавтов это хобби повсеместное, многие имеют
собственные спортивные самолеты. Я держу постоянную связь с аэроклубом "Аист",
что в подмосковном поселке Мячково. Летаю на Л-29, Як-18.
Корр.:
Какие у Вас главные увлечения?
В.Т.: Всю жизнь играю в футбол, традиционно "болею" за ЦСКА.
Последние три года всерьез занимаюсь большим теннисом. Читаю исторические
романы по истории России, Киевской Руси. Из фантастики предпочитаю братьев
Стругацких. Но охота - не для меня. Не хочется стрелять, кого-то лишать жизни.
Корр.:
Ваши ближайшие планы?
В.Т.: 18 октября 2003 года я был в составе дублирующего экипажа "Союза"
ТМА-3. Так что в космос еще надеюсь слетать.