Предыдущий материалК содержанию номераСледующий  материалНЕБО НА ВСЮ ЖИЗНЬ

 


В.И.ТокаревВалерий Иванович Токарев был одним из немногих пилотов, которые готовились летать на советском многоразовом транспортном космическом корабле "Буран". Но жизнь сложилась так, что к Международной космической станции ему довелось лететь на американском корабле "Дискавери".


У космонавта № 91 Героя России полковника Валерия Ивановича Токарева жизнь изначально складывалась так, что вопрос "кем быть?" уже с детства предполагал возможность аэрокосмического будущего. Начиная с места рождения Валерия - легендарного полигона Капустин Яр в Астраханской области, в строительстве которого принимал участие его отец, старший лейтенант саперного полка Иван Павлович Токарев. Вскоре интересы службы позвали отца строить другой ракетный полигон - в районе станции Тюра-Там Кзыл-Ординской области, что ныне гордо именуется космодром Байконур.

Потом, правда, детские годы Валерия проходили вдали от космических трасс - в небольших старинных городах Ярославщины - Ростове Великом и Гаврилов Яме. Все школьные предметы давались ему легко, однако к десятому классу из всех стремлений победило одно - желание летать.

1969 год - поступление в Армавирское авиационное училище, полеты на Л-29, МиГ-17. К выпуску из училища количество часов, проведенных в воздухе, составило 240, о чем нынешние курсанты могут только мечтать. В 1973 г. молодого лейтенанта направляют в городок Домбаровское, что в Оренбургской области. Несколько лет он нес боевое дежурство на МиГ-23.

Пришла пора профессионального возмужания, а с ней - законное желание стать летчиком-испытателем. Работая в ГК НИИ ВВС, В.И. Токарев освоил более 40 типов самолетов, в том числе и предназначенных для морской авиации. Довелось полетать и на "младших братьях" самолетов - вертолетах Ми-8 и Ми-8МТ. В дальнейшем служба проходила и в Крыму, и на авиаполигоне в Ахтубинске, что рядом с Капустиным Яром. Здесь его служба и дальнейшая судьба совершили крутой поворот.

Предоставим слово Валерию Ивановичу, с которым беседовал наш корреспондент Владимир Чередник.

Группа будущих космонавтов с руководителями подготовкиВ.Т.: В 1984 году в Ахтубинске состоялся первый набор по программе "Энергия-Буран". Не скрою, еще с юности у меня была тяга к принципиально новому и неизведанному. А тут первые счастливчики получили реальную возможность полетать на высотном, скоростном "Буране". Я почувствовал, что моя мечта может быть воплощена при работе с данным проектом. В 1987 году мне повезло. Выдержав конкурсные экзамены, в числе других я был зачислен в группу, которая работала по программе "Бурана".

Корр.: Тогда, в конце 1980 - начале 1990 годов Вам осуществить полет не удалось. Но вспомним, что существовал еще проект "Мрия-Буран".
В.Т.: В 1989 году все было на подъеме, данный проект прорабатывался, но уже в 1991 году планы по программе "Мрия-Буран" резко "съехали" вниз. Настали черные времена. Интересно, что идея многоразового использования носителей была еще у С.П. Королева. Да и Ю.А. Гагарин работал по данной проблематике, учась в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.

Корр.: Вы прошли общекосмическую подготовку на многоразовом транспортном космическом корабле (МТКК) "Колумбия" и на системе "Энергия-Буран". В чем видится принципиальное отличие?
В.Т.: Больше наблюдается моментов сходства. Остановлюсь на двух принципиальных различиях: у "Энергии" иные энергоносители, чем у "Колумбии", максимальная продолжительность полета "Бурана" - до 30 суток, а "Шаттла" - всего 18.

Корр.: Межличностные отношения в космосе. Как этому учат на земле, чтобы экипаж работал слаженно?
В.Т.: Есть вещи, которым невозможно научиться на все 100 %. Например, быть психологически совместимым в коллективе, экипаже. Этому больше учит сама воинская служба - в училище, авиационных частях, в ходе тренировок и тестирований при отборе в отряд космонавтов. Если человек достиг профессионализма в своем деле, то это, пожалуй, главный плюс, способствующий слаженности работы на орбите. Справедливости ради надо отметить, что с нами, космонавтами, в ЦПК целенаправленно проводил работу отдел психологической подготовки.
Характерно, что на орбите космонавты узнают друг друга куда лучше, чем за долгие месяцы тренировок и неформального общения. И, знаете, многие члены экипажа, съевшие, что называется, пуд соли на орбите, после возвращения на землю не так-то часто продолжают поддерживать дружеские контакты.

Корр.: Психологическая совместимость международного космического экипажа. Благодаря чему она достигается?
В.Т.: Трудности межличностных контактов в международном экипаже возникали преимущественно на языковой почве. Тут оказывается недостаточным добротное овладение английским языком. "Лингвистика" в процессе тренировок только начинается. Причины? Все мы в повседневном общении все же редко проходим мимо слэнга. Слэнг, а в особенности слэнг профессиональный, у нас разный.
На базе личного контакта (американцы ведь тоже тренировались у нас, в России) выработался некий "рунглиш" - смесь русского с англо-саксонским (смеется). В целом, я не слышал, чтобы между космонавтами наблюдались открытые негативы в ходе межличностного общения.

Корр.: РД-180 "запускают" американские "Атласы", из них шесть таких ЖРД уже "улетели". Как видится Вам из американского далека оценка труда российских двигателистов НПО Энергомаш?
В.Т.: Двигатели - наукоемкий продукт. Американцы не особо жалуют чужие технологии, у них это не принято. Находясь там, в США, наши двигатели встречаешь как родных. Это такой бальзам на душу. Испытываешь настоящую гордость за Россию, за многотысячный отряд наших специалистов, выдержавших конкуренцию в важнейшей наукоемкой отрасли.

Корр.: По роду службы в ВВС и в Отряде космонавтов Вам приходилось углубленно изучать двигатели различных систем?
В.Т.: Неоднократно. ТТХ двигателей мы должны были знать и действовать в нештатных ситуациях в зависимости от возможных сбоев двигателей. Учеба ведь проходит как на прикладном, практическом уровне, так и на стратегическом, если такое определение уместно.

Корр.: Случались ли нештатные ситуации по вине двигателей в Вашей практике?
В.Т.: К счастью, благодаря высокому качеству изделий наших двигателистов, ни я, ни мои коллеги, в подобных ситуациях не оказывались. Однако многолетний опыт космонавтики свидетельствует, что надо быть готовым ко всему. Хотелось бы, чтобы это осталось лишь в области теории.

Корр.: В этом году Вы несколько месяцев поработали в США. Как оценивает американская сторона и Вы как специалист катастрофу МТКК "Колумбия"?
В.Т.: Мнения прессы (как американской, так и международной) спустя сутки после аварии были весьма различными. Катастрофа с самого начала породила множество предположений, разбирались не один день. Что ни день, то новое мнение. Представляется, что далеко не все они соответствуют действительности. В Америке принято придерживаться официальной версии - повреждение теплоизоляционного покрытия крыла отвалившимся куском термоизоляции топливного бака. Незащищенный участок крыла при входе "Колумбии" в плотные слои атмосферы начал гореть, а затем началось разрушение и всего корпуса МТКК.

Снимок центра Москвы из космосаКорр.: Когда американцы предполагают возобновить запуски "челноков"?
В.Т.: Американскими СМИ официально была озвучена дата - июнь 2004 года. Но этот срок не стал окончательным, появились коррективы в плане переноса на более длительное время. Пока американские астронавты будут летать на российских "Союзах" ТМ-2.

Корр.: Говорят, что трагедию "Колумбии" 1 февраля 2003 года Вы восприняли как собственное горе?
В.Т.: В 1999 году в составе международного экипажа, в котором был Ваш покорный слуга, в качестве пилота "Дискавери" находился Рик Даглас Хазбанд. За несколько месяцев тренировок я с ним близко познакомился, мы дружили семьями. Поэтому гибель Рика, который в последнем экипаже "Колумбии" являлся командиром, я перенес как утрату близкого мне человека.

Корр.: Насколько известно, для многих космонавтов полеты на легкомоторных самолетах превратилось в своеобразное хобби?
В.Т.: У американских астронавтов это хобби повсеместное, многие имеют собственные спортивные самолеты. Я держу постоянную связь с аэроклубом "Аист", что в подмосковном поселке Мячково. Летаю на Л-29, Як-18.

"Буран" вернулся на ЗемлюКорр.: Какие у Вас главные увлечения?
В.Т.: Всю жизнь играю в футбол, традиционно "болею" за ЦСКА. Последние три года всерьез занимаюсь большим теннисом. Читаю исторические романы по истории России, Киевской Руси. Из фантастики предпочитаю братьев Стругацких. Но охота - не для меня. Не хочется стрелять, кого-то лишать жизни.

Корр.: Ваши ближайшие планы?
В.Т.: 18 октября 2003 года я был в составе дублирующего экипажа "Союза" ТМА-3. Так что в космос еще надеюсь слетать.