ГП
Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект":
Юрий Бондин, генеральный директор;
Борис Исаков, 1-й зам. генерального директора,
главный конструктор, директор
ЦНИОКР "Машпроект"
Виль
Кривуца, главный конструктор проекта;
Сергей Мовчан, начальник отдела;
Виктор Романов, ведущий конструктор;
Владимир Спицын, зам. директора ЦНИОКР "Машпроект",
начальник конструкторского отделения;
Анатолий Шевцов, гл. научный сотрудник АООТ "НЭТ"
Совершенствование газотурбинных установок - главная цель их разработчиков.
Современная конкурентоспособная энергетическая установка должна характеризоваться
высокими показателями экономичности, надежности и экологичности. О возможностях
контактных газопаротурбинных установок, опыте их разработки на базе промышленно
выпускаемых газотурбинных двигателей и перспективах их применения в составе
энергетических установок газоперекачивающих агрегатов, электростанций, судов
и морских объектов рассказывается в этой статье.
Одним из направлений повышения эффективности газотурбинных установок
за счет утилизации теплоты и массы отработавших газов является использование
тепловых схем контактных газопаротурбинных установок (КГПТУ). В этих установках
часть теплоты отработавших газов возвращается с паром в камеру сгорания
газотурбинного двигателя (ГТД) и часть паров воды, образовавшихся при сгорании
углеводородного топлива после конденсации, - в утилизационный контур.
Практическая реализация таких схемных решений КГПТУ сводится к созданию
следующих образцов новой техники: - ГТД, способного работать на газопаровой
смеси при подачах энергетического и экологического пара; - компактного котла-утилизатора;
- контактного конденсатора.
При создании газоперекачивающей установки ГПУ-16К мощностью 16 МВт разработана
КГПТУ-16К, основу которой составляет двигатель ДУ71Л, разработанный на основе
серийного ГТД мощностью 10 МВт (с соответствующими доработками для подачи
пара в камеру сгорания).
ГТД ДУ71Л трехвальный, открытого цикла, с подачами энергетического и экологического
пара в камеру сгорания.
В 1998 г. первый экземпляр ГТД ДУ71Л был изготовлен НПП "Машпроект"
и поставлен на опытно-доводочные испытания для отработки технологических
и эксплуатационных задач подвода пара, определения характеристик двигателя.
Наработка на стенде ГП НПКГ "Зоря"-"Машпроект" составила
около 650 часов.
Котел утилизационный паровой КУП-2700 изготовлен по оригинальной документации
НПП "Машпроект" в 1996 г.
Конденсатор контактный КК-40 включает конденсатосборник, сетчато-канальную
насадку, форсуночный ороситель и инерционный каплеотделитель. Конденсатор
КК-40 вместе с котлом-утилизатором КУП-2700 был отправлен на компрессорную
станцию КС-35 "Ставищенская" (Украина).
Основные элементы КГПТУ-16К выполнены в блочно-контейнерном исполнении,
что позволяет существенно сократить сроки их монтажа на компрессорных станциях
и снизить стоимость сооружений.
В 2002 г. установка КГПТУ-16К была полностью смонтирована на компрессорной
станции. В феврале 2003 г. начались пуско-наладочные работы по всем агрегатам
и системам установки для подготовки ее к предварительным испытаниям. В ноябре
2003 г. она была предъявлена Государственной комиссии и в том же месяце
передана в опытно-промышленную эксплуатацию. К концу июня 2004 г. наработка
КГПТУ-16К в составе газоперекачивающей установки ГПУ-16, включенной в газовую
магистраль, составила 1200 часов. Основные показатели установки следующие
(при температуре наружного воздуха от минус 5 °C до плюс 10 °C): - эффективность
установки в условиях компрессорной станции 42,1 % (в условиях ISO - 45 %)
при мощности установки 16 МВт; - содержание вредных выбросов с газопаровой
смесью - NOх - 54 мг/нм3, СО - 58 мг/нм3.
ГП НПКГ "Зоря"-"Машпроект" имеет большой опыт применения
КГПТУ как электрогенерирующего агрегата. В 1995 г. полноразмерная установка
мощностью 25 МВт (КГПТУ-25К) была изготовлена и смонтирована в испытательном
цехе предприятия. Установка включала доработанный серийный двигатель ДС90,
котел-утилизатор КУП-2500, спроектированный и изготовленный в 1995 г., конденсатор
контактный КК-90 (оригинальной разработки и изготовления НПП "Машпроект").
За время эксплуатации на КГПТУ-25К был исследован широкий круг вопросов,
связанных с подачей пара в ГТД и др. Отмечено, что увеличение расхода экологического
пара по отношению к расходу топливного газа до значений 1,5…1,6 позволяет
снизить содержание NOx в уходящих газах до 30…35 мг/нм3 без существенного
увеличения выбросов оксида углерода.
Помимо экспериментальной отработки установка, проработав более 10000
часов, выработала свыше 180 млн кВт·ч электроэнергии для собственных нужд
предприятия.
Накопленный опыт проектирования, изготовления и эксплуатации КГПТУ-16К
и КГПТУ-25К позволяет ГП НПКГ "Зоря"-"Машпроект" предлагать
заказчику КГПТУ различной мощности на основе серийно выпускаемых ГТД.
КГПТУ можно рассматривать как альтернативу эксплуатирующимся судовым
бинарным газопаровым установкам, а более высокие удельные мощности КГПТУ
определяют перспективу их применения в судовых энергетических установках.
Прежде всего, это целесообразно для водоизмещающих судов с повышенной скоростью
хода и для морских объектов - плавучих электростанций, буровых и добывающих
платформ.
Особенностью судовых ГТД является использование жидких топлив, в которых
в разных количествах содержится примесь серы.
В результате длительных испытаний НПП "Машпроект" совместно
с НКИ влияния серы были получены данные, которые свидетельствуют, что при
начальном массовом содержании серы в топливе 0,5 % в течение 40…50 часов
происходит ее накопление в циркуляционной воде с образованием серной кислоты
(Н2SO4). При очистке и коррекционной обработке воды, идущей на питание котла-утилизатора,
содержание кислоты в циркуляционной воде стабилизируется на уровне 0,1 %
.
Изложенное выше дает основание утверждать, что КГПТУ являются высокоэффективными
энергетическими установками с низкими уровнями тепловых и экологически вредных
выбросов.
Неоспоримым преимуществом таких установок является модульность их изготовления,
что позволяет значительно ускорить монтаж КГПТУ на объектах заказчиков.