2004 год для Государственного предприятия Научно-производственный комплекс
газотурбостроения "Зоря"-"Машпроект", г. Николаев,
ознаменован двумя замечательными событиями. Совпали два юбилея: 50-летие
со дня основания предприятия и 100-летие со дня рождения выдающегося конструктора,
основателя отрасли морского газотурбостроения С.Д. Колосова.
Сергей Дмитриевич Колосов родился 1 апреля 1904 г. в многодетной семье
крестьянина в деревне Ручьеваха Тверской губернии. Окончив в 1917 г. начальную
школу, а в 1922 г. Ржевский педагогический техникум, переехал в Москву
для продолжения образования. Отсутствие средств помешало продолжить учебу,
и он работает чернорабочим, помощником электромонтера и киномехаником.
В 1926 г. его призывают в ряды Красной Армии. После демобилизации по комсомольской
путевке в 1927 г. Сергей Дмитриевич поступает в Московское высшее техническое
училище им. Баумана на аэродинамический факультет, на базе которого был
образован Московский авиационный институт. В 1930 г. С.Д. Колосов успешно
окончил его с дипломом авиационного инженера-механика.
Молодого инженера направляют на авиационный завод в город Запорожье, где
он начинает работать помощником начальника сборочного цеха. Вскоре, заметив
склонность Сергея Дмитриевича к конструированию, его переводят в конструкторский
отдел завода. Первой самостоятельной работой Сергея Дмитриевича были аэросани,
в дальнейшем он участвовал в разработке семицилиндрового двигателя. Завод
в то время выпускал звездообразный двигатель М-11.
В 1931 г. при заводе открывается авиационный техникум, и Сергея Дмитриевича
назначают его директором.
С 1935 г. Колосов работает на Воронежском авиамоторном заводе № 16, вначале
в должности инженера-конструктора, а затем заместителя главного инженера.
В 1938 г., по возвращении из Франции, где С.Д. Колосов работал согласно
договору с фирмой "Рено" о закупке лицензии на изготовление
двигателя "Испано-Сюиза", Сергей Дмитриевич назначается главным
конструктором завода.
В 1941 г. завод эвакуируется в г. Казань, в короткий срок на нем организуется
серийное производство моторов ВК-105ПФ конструктора В.Я. Климова. В 1944
г. за образцовое выполнение заданий фронта завод награжден орденом Трудового
Красного Знамени, а главный конструктор С.Д. Колосов - орденом Ленина.
К концу войны появились сообщения, что немцы создали истребитель-перехватчик
с газотурбинным двигателем. В Советском Союзе началась активная работа
по созданию своих газотурбинных двигателей. В 1946 г. С.Д. Колосову пришлось
заниматься освоением и запуском в серию двигателей конструкции А.М. Люльки,
двигателей с центробежным компрессором РД-500, микулинским АМ-3.
Пройдя большую школу разработки отечественных турбореактивных двигателей,
Сергей Дмитриевич возглавил в послевоенные годы опытно-конструкторское
бюро 16 (ОКБ-16), в котором на базе немецкого прототипа был создан двигатель
РД-20.
В 1948 г. ОКБ-16 получает задание на разработку турбовального двигателя
со свободной силовой турбиной мощностью 5200 л.с. Двигатель не был принят
к производству в авиапромышленности, и С.Д. Колосов входит в Минсудпром
с предложением переоборудовать его для кораблей ВМФ.
По результатам испытаний ТВД конструкции С.Д. Колосова, проведенных на
Казанском моторостроительном заводе в начале лета 1951 г., члены комиссии
- представители ВМФ и судостроительной промышленности - пришли к единодушному
мнению, что ТВД необходимо "маринизировать" и использовать в
качестве ускорительной установки для проектируемого торпедного катера
проекта 183. Новой установке присваивается индекс М-1. После успешных
государственных испытаний на торпедном катере в 1953 г. установка М-1
была рекомендована к серийному выпуску. Стали поступать заказы на проектирование
более мощных ГТУ для кораблей ВМФ.
Изучив требования, предъявляемые к главным двигателям боевых кораблей,
Колосов сделал вывод: морские газотурбинные двигатели необходимо разрабатывать
специально.
7 мая 1954 г. вышло постановление Совета Министров СССР о специализации
Южного турбинного завода на производство опытных и серийных газотурбинных
установок, в первую очередь для кораблей ВМС.
Директору ЮТЗ Чумичеву и и.о. главного инженера Главтурбопрома Березину
предписывалось организовать на ЮТЗ специальное конструкторское бюро по
газотурбинным установкам.
С.Д. Колосов был назначен начальником и главным конструктором СКБ ГУ.
Сергей Дмитриевич стремился создать творческий коллектив единомышленников,
занимавшийся морским газотурбостроением. Им была создана конструкторская
школа.
Здесь, в Николаеве, наиболее полно раскрылось дарование Сергея Дмитриевича
как конструктора и организатора. В период с 1954 по 1965 год под его руководством
были созданы пять видов газотурбинных установок для различных типов надводных
кораблей.
Для противолодочного корабля проекта 159 разработана газотурбинная установка
М-2.
Для противолодочных кораблей проектов 204 и 35 были разработаны газотурбокомпрессоры
Д2 и Д3. В состав этих агрегатов входили газотурбинные двигатели мощностью
18000 л.с.
В 1957 г. СКБ ГУ приступило к проектированию агрегата М-3, примененного
в качестве главной механической установки для корабля проекта 61, а уже
в 1962 г. вышел в море первый в мире чисто газотурбинный головной корабль
проекта 61 "Комсомолец Украины" с двумя установками М-3 на борту.
Газотурбинный агрегат М-8, разработка которого осуществлялась под руководством
С.Д. Колосова, был установлен на кораблях типа "Альбатрос",
минных тральщиках "Топаз" и управляемых по радио кораблях "Ягуар".
Исполнилась мечта и предвидение С.Д. Колосова о перспективности применения
ГТУ в кораблестроении. За большой вклад в дело создания и внедрения ГТУ
на кораблях флота ему совместно с коллективом конструкторов присуждена
в 1965 г. Ленинская премия.
В 1963 г. С.Д. Колосов был вынужден оставить работу по болезни. В 1964
г. он переезжает в Казань. Умер Сергей Дмитриевич в 1975 г. в Казани.
С.Д. Колосов - заслуженный деятель науки и техники Татарии, кавалер орденов
Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.
Память о Сергее Дмитриевиче Колосове будет переходить от поколения к поколению.
Под его руководством были созданы: первые отечественные газотурбинные
установки; первый в мировой практике реверсивный редуктор (36000 л.с.);
опытно-конструкторская и исследовательская база; воспитаны кадры высококвалифицированных
специалистов.
|
|
Большой противолодочный корабль
проекта 61
|
Главный газотурбинный агрегатор
М-3
|
|