(Продолжение. Начало в № 1 -2004)
Для контроля на заводе уже тогда применялись новейшие по тому времени
приборы, новейшее лабораторное оборудование. Некоторые из этих приборов
увидел конструктор А.А. Микулин. Они произвели большое впечатление на
опытного конструктора. В цехах устанавливались приборы Шушина, построенные
на магнитном принципе распознавания марки стали.
Из множества мероприятий, осуществленных на заводе в 1936 г., особо следует
выделить два: пересмотр норм выработки и переход на конвейерную систему
сборки авиамоторов, которая впервые в мире была осуществлена на Пермском
моторостроительном заводе. В июле-августе 1936 г. на заводе работала правительственная
комиссия. Работники наркомата и главка, в том числе конструкторы, дали
высокую оценку четко налаженному производственному процессу.
Годовой план (учетверенный по сравнению с первоначально заданным) по всем
показателям был выполнен предприятием 15 декабря 1936 г.
28 декабря 1936 г. председатель ЦИК М. Калинин и секретарь ЦИК А. Акулов
подписали правительственное постановление: "За освоение высококачественного
авиационного мотора М-25 и досрочное выполнение производственной программы
1935-1936 гг. наградить завод имени Сталина орденом Ленина. Наградить
работников завода…"
Спустя несколько дней из Москвы был получен список награжденных рабочих
и инженеров завода. Для вручения орденов в столицу приглашались 36 человек.
Первым прикрепил к отвороту пиджака орден Ленина И.И. Побережский. Орденом
Ленина были награждены главный инженер И.М. Макеев, главный конструктор
А.Д. Швецов и др. Орденом Трудового Красного Знамени был награжден начальник
опытного отдела С.К. Луковников, а орденом Красной Звезды - начальник
конструкторского отдела Ф. Концевич.
Вечером 7 февраля 1937 г. получившие награды инженеры и работники завода
были приглашены в наркомат на встречу с Орджоникидзе. У наркома была исключительная
память, он помнил всех людей, с которыми хоть однажды встречался.
Вместе с возвращавшимися орденоносцами в Пермь приехал и В.П. Чкалов.
Он обошел цеха, выступил перед коллективом завода. Летом 1937 г. на предприятии
побывал Герой Советского Союза М.М. Громов.
До 1937 г. заводское конструкторское бюро, где разрабатывались двигатели,
состояло всего из 17 человек. Впоследствии численность коллектива бюро
стала быстро расти. Пермским заводом последовательно осваивалось производство
моторов с воздушным охлаждением М-25, М-25А, М-25В, М-25Е, М-62, М-62Р,
М-62ИР, М-63 и др. Взлетная мощность последних модификаций достигла 1000
л.с., а высотность выросла до 4000…5000 м. Эти моторы (кроме М-62ИР) устанавливались
на поликарповские истребители И-15, И-15бис, И-152, И-153, И-16 и др.
В 1937 г. гидросамолет АРК с двумя моторами М-25 установил мировой рекорд,
подняв 1 т груза на высоту более 9000 м. Началось серийное производство
транспортно-пассажирского самолета ПС-84 с двумя моторами М-62ИР.
Главным отличием М-62 от М-25 стало введение двухскоростной передачи к
ПЦН.
Сразу после М-62 в 1938 г. был создан двигатель М-63 взлетной мощностью
1100 л.с.
Но не только трудовыми достижениями и конструкторскими успехами ознаменовались
1937-1940 гг. В стране разворачивалась борьба с "врагами народа".
Коснулась эта беда и Пермского моторостроительного завода. В архиве города
Перми сохранился документ (фактически - донос), написанный парторгом ЦК
ВКП(б) на заводе Дубовым, который касался и А.Д. Швецова. Вероятно, поводом
для включения Швецова в список "потенциальных вредителей" послужила
история семилетней давности: в 1930 г. Швецов был арестован по делу так
называемой "промпартии" и освобождён по личному ходатайству
Побережского.
"Аргументированный доклад" Дубова лег на стол высокопоставленных
руководителей оборонного отдела ЦК. Примерно в это же время были раскрыты
"заговоры" в Военно-воздушной академии, ЦАГИ, на московском
и рыбинском моторных заводах. Мы можем только догадываться, что почувствовал
Швецов, когда один за другим с завода стали исчезать с клеймом "враг
народа" специалисты, которых он знал не один десяток лет.
Вместе с А.Д. Швецовым всегда работали высококвалифицированные специалисты
с творческой жилкой. Аркадий Дмитриевич умел распознавать в человеке творческого
работника. В КБ пермского моторного завода с момента его образования под
руководством Швецова трудились М.Н. Сунгуров, М.Л. Кишка, В.С. Нитченко,
Е.И. Заскалько, С.М. Тупиков, М.Н. Киселев. В период с 1935 по 1937 гг.
в опытный отдел завода пришло пополнение - специалисты из других городов
и техникумов. Среди них были И.П. Эвич, Б.И. Варшавский, Б.Н. Кокинский
и др.
В начале 1938 г. численный состав ИТР, рабочих и служащих опытного предприятия
достиг 180 человек. Несмотря на невероятную занятость А.Д. Швецов взял
за правило не реже одного раза в неделю заходить в утренние часы на производственные
участки. Во второй половине дня его можно было встретить за чертежными
досками у конструкторов.
Являясь высококвалифицированным специалистом, Швецов хорошо понимал, что
возможность дальнейшего увеличения мощности девятицилиндровых однорядных
звездообразных двигателей была практически исчерпана. Истребители И-15бис,
И-16, И-153 с моторами Швецова широко применялись в боевых действиях против
Японии и в небе Испании, однако оказалось, что эти самолеты не могут соперничать
с новейшими истребителями гитлеровской Германии. В связи с этим по указанию
А.Д. Швецова ОКБ начало интенсивную разработку двухрядных 14- и 18-цилиндровых
моторов взлетной мощностью 1500…2000 л.с.
Авиаконструктор А.Н. Яковлев в своей книге "Цель жизни" вспоминал:
"Уроки Испании вызвали тревогу в руководящих кругах нашей авиации".
Швецов был вызван на совещание, где изложил идею создания двух двухрядных
звездообразных двигателей: 14-цилиндрового М-81 и 18-цилиндрового М-71.
Полного одобрения на совещании эта идея не получила, так как в связи с
успехами "мессершмитта" большинство присутствовавших с предубеждением
относилось к моторам воздушного охлаждения.
Вскоре в Москве было созвано новое совещание самолето- и моторостроителей.
Оно сыграло большую роль в истории пермского моторного КБ. Во-первых,
был принят проект нового мотора; во-вторых, по постановлению правительства
от 11 декабря 1939 г. конструкторское бюро было преобразовано в самостоятельную
хозяйственную единицу.
Начальнику 3-го главного управления Королеву и директору завода № 19 Дубову
(в результате "чисток", осуществленных НКВД, именно он занял
директорское кресло) предписывалось создать на заводе опытно-конструкторский
цех, подчинив его главному конструктору. Последний был выведен из подчинения
директора и подчинен наркомату.
В августе 1939 г. нелепая смерть оборвала жизнь жены Аркадия Дмитриевича.
Нина Ивановна погибла в железнодорожной катастрофе. Это был тяжелый удар…
Но в эти дни рядом с А.Д. Швецовым была добрая и мудрая мать, рядом были
товарищи.
Два события, последовавшие одно за другим, были для Аркадия Дмитриевича
исцелением после гибели Нины Ивановны. Из Москвы пришла телеграмма от
сына. Как и все телеграммы, написанные рукой счастливого человека, она
сумбурна. Несколько единственно нужных слов передавали главное: "Институт
окончен… диплом… моторостроитель…". Как бегут годы! Вот уже и Владимир
стал инженером, пошел по стопам отца…
Второе известие пришло из Высшей аттестационной комиссии, присвоившей
18 сентября 1940 г. А.Д. Швецову ученое звание доктора технических наук
(без защиты диссертации).
|
|
Истребитель И-153 с мотором М-62
- последний серийный биплан советских ВВС
|
Двигатель М-62
|
(Продолжение следует)
|