Производство

ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - один из лидеров мирового двигателестроения. Динамично развиваясь на протяжении своей почти 80-летней истории, предприятие выпустило более 50 типов и модификаций двигателей, установленных на 170 моделях самолетов всемирно известных фирм Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина, Бериева, Яковлева.
Выпускаемые Уфимским моторостроительным производственным объединением авиадвигатели соответствуют лучшим мировым образцам и нормам летной годности. Надежность нашей продукции проверена временем и получила признание во многих странах мира.
ОАО "УМПО" владеет пакетом лицензий и сертификатов на производство авиационной техники и обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. На предприятии внедрена и успешно работает система качества, отвечающая требованиям международных стандартов.
В настоящее время УМПО производит турбореактивные двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов Су-27, Су-30, Су-35; Р-95Ш и Р-195 для семейства самолетов Су-25; Р25-300 для МиГ-21; Р29Б-300/Р29БС-300 для самолетов МиГ-23БН, МиГ-27; Д-436Т1 для Ту-334 и Д-436ТП для самолета-амфибии Бе-200.
Реалии таковы, что делать ставку только на военную продукцию было бы нелогично. Сегодня многие авиационные фирмы приступают к производству так называемых изделий двойного назначения. Еще до начала кризиса, учитывая общий спад платежного спроса на военную продукцию, ОАО "УМПО" сделало первые шаги по применению двигателей авиационного типа в наземной технике: а именно - в газоперекачивающих и энергетических установках.
Потребитель на специфическом рынке наземных стационарных газоперекачивающих агрегатов в России один - ОАО "Газпром". Руководство "Газпрома" в свое время приняло решение о поддержке отечественного производителя, выбрав в качестве поставщиков газоперекачивающих агрегатов российские предприятия, в частности, ОАО "УМПО". Уфимские моторостроители на базе выпускаемого авиационного двигателя АЛ-31Ф для истребителя Су-27 освоили производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт, и АЛ-31СТЭ для электростанций на 20 МВт в блочно-контейнерном исполнении. К.п.д. у таких станций значительно выше, чем у больших ТЭЦ, так как потери электроэнергии при передаче по проводам на большие расстояния отсутствуют. Подобные электростанции нужны не только в России. На них имеется стойкий экспортный спрос на рынке стран Ближнего Востока.
В объединении накоплено большое количество авторских технических и конструкторских наработок в области производства газоэнергетического оборудования. УМПО получило лицензии на проектирование, изготовление, строительно-монтажные и пусконаладочные работы газоперекачивающих агрегатов, а также разрешение на применение, сертификат соответствия.
Мы предлагаем потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной компоновке, включая сдачу "под ключ" полноразмерных агрегатов. Объединение изготавливает пять видов изделий для российских газовиков, в том числе двигатель АЛ-31 без силовой турбины, то есть чистый газогенератор. Он входит в комплект итальянского агрегата (фирма "Нуово Пиньон"), пять экземпляров которого установлены в Пермской области на станции "Алмазная".
Основным в модельном ряду идет двигатель АЛ-31СТ. Первая модификация представляет конструкцию с верхним расположением коробки агрегатов, традиционным для УМПО. Он применяется в собственной разработке газоперекачивающего агрегата ГПА-16Р "Уфа". Первый экземпляр, запущенный в опытно-промышленную эксплуатацию полтора года назад на компрессорной станции (КС) "Москово", проработал свыше семи тыс. ч. В декабре прошлого года запущен второй. В этом году намечается пуск третьего агрегата, в следующем - еще двух, тем самым реконструкция компрессорного цеха завершается. Аналогичная работа начинается на КС "Полянская". Заменой восьми устаревших агрегатов ГТК-10 на пять новых мы полностью восполняем запланированную мощность станций.
Вторая модификация двигателя АЛ-31СТ спроектирована с нижним расположением коробки агрегатов. Во втором квартале этого года появится первый экземпляр двигателя АЛ-31СТН. Нижнее расположение коробки агрегатов автоматически ликвидирует проблему откачки масла. Отказ от приводных насосов, по сравнению с изделием традиционной схемы, позволяет упростить конструкцию и значительно повысить надежность двигателя. Кроме того, это обеспечивает удобство обслуживания в эксплуатации. Учитывая то, что двигатель изначально спроектирован для агрегатов в наземном исполнении, в конструкцию заложен гораздо больший ресурс.
Третья модификация АЛ-31СТ схожа с АЛ-31СТН нижней коробкой агрегатов, но у нее есть важное отличие - низкоэмиссионная камера сгорания (НЭКС). Аналогов такой камеры в России нет. Безусловно, двигатель с НЭКС дороже; удорожание происходит из-за усложнившейся конструкции, увеличения регулирующей газовой аппаратуры до трех комплектов. Поскольку весь мир переходит на газотурбинные двигатели, полностью соответствующие природоохранным и экологическим стандартам, мы ожидаем увеличение спроса на эту модификацию.
Первые экземпляры нового оборудования будут поставлены на "Кировэнергомаш" для установки на ГПА "Нева". Агрегат уникальный в полном смысле этого слова, один на всю страну, находится в стадии доводки. Он способен выдерживать семибалльные колебания земной коры и поэтому может устанавливаться даже в сейсмически опасных районах. У этой разработки отличные перспективы, о чем свидетельствуют превосходные показатели параметров и интерес, проявленный российскими газовиками. В этом году мы должны изготовить три, а в следующем - уже семь таких ГПА с нашими двигателями.
Четвертая компоновка стационарного газотурбинного двигателя - газоэнергетическая станция.
С этого года УМПО начинает комплектовать станцию в "Тюментрансгазе". Только в этом регионе объемы возможных поставок составляют 483 агрегата. Именно на западносибирской станции "Карпинская" установлен лидерный двигатель АЛ-31СТ, проработавший за 10 лет почти 24 тыс. ч.
Предстоит серьезная работа, ведь реконструкция "Карпинской" предполагает полную замену оборудования и устройств ГПА. Только в следующем году нам необходимо поставить пять двигателей с соответствующим оборудованием и агрегатами, а потом наращивать объемы поставок.
В 2000 г. "Газпром" утвердил пятилетнюю программу совместного производства силами УМПО и ОАО "Мотор Сич" (Запорожье) семейства газотурбинных приводных двигателей мощностью 6,3…10 МВт с левым и правым вращением силовой турбины. Эти ГТП предназначены для газоперекачивающих, газлифтных, нефтеперекачивающих агрегатов, передвижных электростанций, дожимных компрессорных станций, станций подземных хранилищ газа и других промышленных установок. Схема кооперации предусматривает поставки с Украины комплектов двигателя Д-336, на основе которых УМПО выпускает газоперекачивающие агрегаты. В дальнейшем свыше половины деталей и узлов к ним будут изготавливаться на нашем предприятии.
В июле 2001 г. на Канчуринской станции ООО "Баштрансгаз" успешно прошла межведомственные испытания и пущена в эксплуатацию первая подобного типа газоперекачивающая установка на базе газотурбинного привода Д-336.
В конце декабря 2003 г. на компрессорную станцию "Волхов" АО "Лентрансгаз" отгружен очередной газоперекачивающий силовой привод Д-336-2Т. Это второй агрегат такого типа, полученный газовиками Ленинградской области. Первый был введен в строй в третьем квартале 2003 г.
В планах ОАО "Газпром" до 2020 г. предусмотрена поставка 300 подобных двигателей.
Задача ближайшего будущего - строительство электростанции для собственных нужд. Кроме того, в настоящее время идут работы по привязке привода АЛ-31СТ к ГПА-16АЛ "Урал" производства ОАО НПО "Искра" (Пермь) и ОАО "УМПО".
Сейчас в "Газпроме" эксплуатируются 253 насосные станции, где задействованы 4040 газоперекачивающих агрегатов. На 85,3 % из них установлены газотурбинные двигатели. Согласно плану реконструкции российского газового монополиста до 2010 г. предстоит заменить несколько сотен установок. Объемы рынка для сбыта стационарных газоприводов на базе двигателя АЛ-31СТ говорят сами за себя. Острой конкуренции на рынке не избежать, но мы нацелены на длительное сотрудничество с ОАО "Газпром".
В настоящее время рынок газоэнергетического оборудования расширяется, и в стоимостных показателях потенциал этой тематики для нашего предприятия, пожалуй, вскоре станет сравним с авиационным производством. Вкладывая сегодня средства в разработку газоэнергетики, мы тем самым инвестируем свое будущее.
450039, Башкортостан, г. Уфа, ул. Ферина, 2
Телефон: (3472) 38-58-02 для справок
38-75-44 отдел маркетинга
38-58-11 отдел поставок
(095) 911-13-11 представительство в г. Москве
Факс: (3472) 38-37-44
Телекс: 162340 RICA RU
Web: http://www.umpo.ru
E-mail: umpo@umpo.ru

Силовой привод АЛ-31СТ