Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное
объединение" - один из лидеров мирового двигателестроения. Динамично
развиваясь на протяжении своей почти 80-летней истории, предприятие выпустило
более 50 типов и модификаций двигателей, установленных на 170 моделях
самолетов всемирно известных фирм Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина,
Бериева, Яковлева.
Выпускаемые Уфимским моторостроительным производственным объединением
авиадвигатели соответствуют лучшим мировым образцам и нормам летной годности.
Надежность нашей продукции проверена временем и получила признание во
многих странах мира.
ОАО "УМПО" владеет пакетом лицензий и сертификатов на производство
авиационной техники и обладает полным технологическим циклом производства
авиадвигателей. На предприятии внедрена и успешно работает система качества,
отвечающая требованиям международных стандартов.
В настоящее время УМПО производит турбореактивные двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП
для самолетов Су-27, Су-30, Су-35; Р-95Ш и Р-195 для семейства самолетов
Су-25; Р25-300 для МиГ-21; Р29Б-300/Р29БС-300 для самолетов МиГ-23БН,
МиГ-27; Д-436Т1 для Ту-334 и Д-436ТП для самолета-амфибии Бе-200.
Реалии таковы, что делать ставку только на военную продукцию было бы нелогично.
Сегодня многие авиационные фирмы приступают к производству так называемых
изделий двойного назначения. Еще до начала кризиса, учитывая общий спад
платежного спроса на военную продукцию, ОАО "УМПО" сделало первые
шаги по применению двигателей авиационного типа в наземной технике: а
именно - в газоперекачивающих и энергетических установках.
Потребитель на специфическом рынке наземных стационарных газоперекачивающих
агрегатов в России один - ОАО "Газпром". Руководство "Газпрома"
в свое время приняло решение о поддержке отечественного производителя,
выбрав в качестве поставщиков газоперекачивающих агрегатов российские
предприятия, в частности, ОАО "УМПО". Уфимские моторостроители
на базе выпускаемого авиационного двигателя АЛ-31Ф для истребителя Су-27
освоили производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в
составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт, и АЛ-31СТЭ для
электростанций на 20 МВт в блочно-контейнерном исполнении. К.п.д. у таких
станций значительно выше, чем у больших ТЭЦ, так как потери электроэнергии
при передаче по проводам на большие расстояния отсутствуют. Подобные электростанции
нужны не только в России. На них имеется стойкий экспортный спрос на рынке
стран Ближнего Востока.
В объединении накоплено большое количество авторских технических и конструкторских
наработок в области производства газоэнергетического оборудования. УМПО
получило лицензии на проектирование, изготовление, строительно-монтажные
и пусконаладочные работы газоперекачивающих агрегатов, а также разрешение
на применение, сертификат соответствия.
Мы предлагаем потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной
компоновке, включая сдачу "под ключ" полноразмерных агрегатов.
Объединение изготавливает пять видов изделий для российских газовиков,
в том числе двигатель АЛ-31 без силовой турбины, то есть чистый газогенератор.
Он входит в комплект итальянского агрегата (фирма "Нуово Пиньон"),
пять экземпляров которого установлены в Пермской области на станции "Алмазная".
Основным в модельном ряду идет двигатель АЛ-31СТ. Первая модификация представляет
конструкцию с верхним расположением коробки агрегатов, традиционным для
УМПО. Он применяется в собственной разработке газоперекачивающего агрегата
ГПА-16Р "Уфа". Первый экземпляр, запущенный в опытно-промышленную
эксплуатацию полтора года назад на компрессорной станции (КС) "Москово",
проработал свыше семи тыс. ч. В декабре прошлого года запущен второй.
В этом году намечается пуск третьего агрегата, в следующем - еще двух,
тем самым реконструкция компрессорного цеха завершается. Аналогичная работа
начинается на КС "Полянская". Заменой восьми устаревших агрегатов
ГТК-10 на пять новых мы полностью восполняем запланированную мощность
станций.
Вторая модификация двигателя АЛ-31СТ спроектирована с нижним расположением
коробки агрегатов. Во втором квартале этого года появится первый экземпляр
двигателя АЛ-31СТН. Нижнее расположение коробки агрегатов автоматически
ликвидирует проблему откачки масла. Отказ от приводных насосов, по сравнению
с изделием традиционной схемы, позволяет упростить конструкцию и значительно
повысить надежность двигателя. Кроме того, это обеспечивает удобство обслуживания
в эксплуатации. Учитывая то, что двигатель изначально спроектирован для
агрегатов в наземном исполнении, в конструкцию заложен гораздо больший
ресурс.
Третья модификация АЛ-31СТ схожа с АЛ-31СТН нижней коробкой агрегатов,
но у нее есть важное отличие - низкоэмиссионная камера сгорания (НЭКС).
Аналогов такой камеры в России нет. Безусловно, двигатель с НЭКС дороже;
удорожание происходит из-за усложнившейся конструкции, увеличения регулирующей
газовой аппаратуры до трех комплектов. Поскольку весь мир переходит на
газотурбинные двигатели, полностью соответствующие природоохранным и экологическим
стандартам, мы ожидаем увеличение спроса на эту модификацию.
Первые экземпляры нового оборудования будут поставлены на "Кировэнергомаш"
для установки на ГПА "Нева". Агрегат уникальный в полном смысле
этого слова, один на всю страну, находится в стадии доводки. Он способен
выдерживать семибалльные колебания земной коры и поэтому может устанавливаться
даже в сейсмически опасных районах. У этой разработки отличные перспективы,
о чем свидетельствуют превосходные показатели параметров и интерес, проявленный
российскими газовиками. В этом году мы должны изготовить три, а в следующем
- уже семь таких ГПА с нашими двигателями.
Четвертая компоновка стационарного газотурбинного двигателя - газоэнергетическая
станция.
С этого года УМПО начинает комплектовать станцию в "Тюментрансгазе".
Только в этом регионе объемы возможных поставок составляют 483 агрегата.
Именно на западносибирской станции "Карпинская" установлен лидерный
двигатель АЛ-31СТ, проработавший за 10 лет почти 24 тыс. ч.
Предстоит серьезная работа, ведь реконструкция "Карпинской"
предполагает полную замену оборудования и устройств ГПА. Только в следующем
году нам необходимо поставить пять двигателей с соответствующим оборудованием
и агрегатами, а потом наращивать объемы поставок.
В 2000 г. "Газпром" утвердил пятилетнюю программу совместного
производства силами УМПО и ОАО "Мотор Сич" (Запорожье) семейства
газотурбинных приводных двигателей мощностью 6,3…10 МВт с левым и правым
вращением силовой турбины. Эти ГТП предназначены для газоперекачивающих,
газлифтных, нефтеперекачивающих агрегатов, передвижных электростанций,
дожимных компрессорных станций, станций подземных хранилищ газа и других
промышленных установок. Схема кооперации предусматривает поставки с Украины
комплектов двигателя Д-336, на основе которых УМПО выпускает газоперекачивающие
агрегаты. В дальнейшем свыше половины деталей и узлов к ним будут изготавливаться
на нашем предприятии.
В июле 2001 г. на Канчуринской станции ООО "Баштрансгаз" успешно
прошла межведомственные испытания и пущена в эксплуатацию первая подобного
типа газоперекачивающая установка на базе газотурбинного привода Д-336.
В конце декабря 2003 г. на компрессорную станцию "Волхов" АО
"Лентрансгаз" отгружен очередной газоперекачивающий силовой
привод Д-336-2Т. Это второй агрегат такого типа, полученный газовиками
Ленинградской области. Первый был введен в строй в третьем квартале 2003
г.
В планах ОАО "Газпром" до 2020 г. предусмотрена поставка 300
подобных двигателей.
Задача ближайшего будущего - строительство электростанции для собственных
нужд. Кроме того, в настоящее время идут работы по привязке привода АЛ-31СТ
к ГПА-16АЛ "Урал" производства ОАО НПО "Искра" (Пермь)
и ОАО "УМПО".
Сейчас в "Газпроме" эксплуатируются 253 насосные станции, где
задействованы 4040 газоперекачивающих агрегатов. На 85,3 % из них установлены
газотурбинные двигатели. Согласно плану реконструкции российского газового
монополиста до 2010 г. предстоит заменить несколько сотен установок. Объемы
рынка для сбыта стационарных газоприводов на базе двигателя АЛ-31СТ говорят
сами за себя. Острой конкуренции на рынке не избежать, но мы нацелены
на длительное сотрудничество с ОАО "Газпром".
В настоящее время рынок газоэнергетического оборудования расширяется,
и в стоимостных показателях потенциал этой тематики для нашего предприятия,
пожалуй, вскоре станет сравним с авиационным производством. Вкладывая
сегодня средства в разработку газоэнергетики, мы тем самым инвестируем
свое будущее.
450039, Башкортостан, г. Уфа, ул. Ферина, 2
Телефон: (3472) 38-58-02 для справок
38-75-44 отдел маркетинга
38-58-11 отдел поставок
(095) 911-13-11 представительство в г. Москве
Факс: (3472) 38-37-44
Телекс: 162340 RICA RU
Web: http://www.umpo.ru
E-mail: umpo@umpo.ru
|