25 марта этого года состоялось традиционное ежегодное собрание АССАД.
Сегодня в составе ассоциации 95 предприятий и фирм, в том числе 36 учредителей,
8 предприятий из Украины и Белоруссии и 8 фирм из Германии, США и Франции.
В этом номере мы приводим выдержки из отчетного доклада руководства АССАД,
зачитанные президентом и генеральным директором этой организации Виктором
Михайловичем Чуйко, а также небольшое интервью, данное им нашему журналу.
"...В 2003 году наблюдалась положительная динамика развития большинства
предприятий авиапромышленности, а также дальнейший рост основных показателей
деятельности гражданской авиации. Выпущено 32 новых самолета, в том числе
14 магистральных авиалайнеров, и 102 вертолета. Начат серийный выпуск
самолетов Бе-200, завершена сертификация самолета Ту-334 и начато его
серийное производство. Проводились работы по сертификации вертолетов Ка-226
и Ми-38.
Объем производства на предприятиях авиапрома России в 2003 году составил
6 млрд долларов и вырос в 1,26 раза по сравнению с 2002 годом, численность
работающих увеличилась за год на 1,5 % и достигла 505 тыс. человек, а
средняя заработная плата составила 7000 рублей в месяц.
Развернуты работы по региональным самолетам RRJ (головной разработчик
АВПК "Сухой") и РУС (российско-украинский самолет Ан-148, головной
разработчик АНТК им О.К. Антонова).
В соответствии с решением расширенной коллегии Росавиакосмоса созданы
центры послепродажного обслуживания новых самолетов Ил-96-300, Ту-204,
Ту-214, Ил-114 и Ан-140. Коллегия Росавиакосмоса утвердила приоритетные
работы на 2004 год по самолетам Ту-204-300, Ту-334-100, Ил-96-300, региональному
самолету, а также по двигателям ПС-90А2, ТВ7-117В, ВК-800 и другим.
Реальные бюджетные ассигнования на НИР и ОКР по программе развития гражданской
авиационной техники в 2003 году обеспечены в полном объеме на сумму 3,2
млрд рублей. Финансирование НИР и ОКР проводилось как из средств федерального
бюджета (25...30 %), так и за счет привлечения внебюджетных источников.
В 2004 году удалось увеличить на 500 млн рублей финансирование из средств
федерального бюджета НИОКР в рамках федеральной целевой программы "Развитие
гражданской авиационной техники России на 2002-2010 года и на период до
2015 года".
На 2004 год в бюджете заложено финансирование на НИР и ОКР в объеме 3
млрд рублей. Однако второй год подряд Росавиакосмос выделяет на программу
разработки новых двигателей всего 12...14 % от общего годового объема
финансирования Федеральной программы вместо 20...25 %, выделявшихся ранее,
что свидетельствует о недооценке роли отечественного авиационного двигателестроения
руководством Росавиакосмоса.
Продолжалась наметившаяся ранее тенденция увеличения спроса на пассажирские
и грузовые перевозки в гражданской авиации. Пассажирооборот относительно
уровня 2002 года увеличился на 9,9 %, тоннокилометраж на 6,8 %. Перевезено
29,5 млн пассажиров. Перевозки местного и регионального значения выросли
на 7 %. ГСГА закуплено 8 магистральных самолетов отечественного производства.
Доходы ГСГА за 2003 год выросли на 11,8 % и составили 160 млрд рублей.
Общая численность работников гражданской авиации России составила 223
тысячи человек, средняя заработная плата составила 10576 рублей и выросла
за год в 1,26 раза. Объем бюджетных ассигнований на нужды отрасли составил
2658,9 млн рублей и вырос в 1,16 раза. Советом гражданской авиации принято
решение по дальнейшему развитию пассажирских и транспортных перевозок,
повышению доступности авиаперевозок, в первую очередь, за счет снижения
издержек, удвоению ВВП к 2010 году.
По результатам анализа данных, полученных нами от 60 предприятий - членов
АССАД, итоги деятельности большинства предприятий в 2003 году улучшились.
В целом объемы продаж продукции (услуг) в авиадвигателестроении в 2003
году превысили 62 млрд рублей. На 86 % предприятий объемы продаж (выполненных
работ) увеличились на 0,5...215,8 %, при этом на 14 % предприятий к 2002
году они выросли более чем в 1,5 раза. Вместе с тем на восьми предприятиях
наблюдалось падение объемов на 7...57,5 %.
Среднесписочная численность работающих увеличилась на 0,5 %. При этом
на 63 % предприятий увеличение численности составило от 0,1 до 16,4 %.
А на 37 % предприятий произошло уменьшение численности от 0,4 до 23 %.
Выросла среднемесячная зарплата на 21,8 %. Рост заработной платы наблюдался
на всех предприятиях, причем на 17 % предприятий среднемесячная зарплата
выросла в 1,4...1,5 раза. На 97 % предприятий зарплата выплачивалась в
установленные сроки. И только на двух предприятиях сохранялась задолженность
по выплате заработной платы в течение 1 месяца.
Наблюдался рост инвестиций в развитие и совершенствование производства
на 81 % предприятий. Существенно вырос объем научно-конструкторских и
технологических работ (на 27,9 %). В результате только за последние два
года завершена сертификация газотурбинных двигателей ТВД-1500, РД-600,
изделия 36М, а также создан и внедрен в производство ряд ГТД мощностью
2,5; 4; 5,5; 6,3; 8; 10; 12 и 110 мегаватт для энергетики, транспортировки
газа, судостроения и др.
Большой объем работ произведен с модернизацией серийных двигателей Д-30КУ
и Д-30КП, что позволило выпускать и модернизировать при ремонте двигатели,
удовлетворяющие новым требованиям ИКАО по шумам и эмиссии. Создание научно-технического
задела, разработка и модернизация двигателей, создание комплексных индустриальных
газотурбинных установок, совершенствование технологии производства, разработка
и внедрение новых материалов и нового оборудования составляют основу деятельности
предприятий. В результате работы НИИ, ОКБ и предприятий в 2003 году получены
сертификаты летной годности, дополнения к сертификатам и свидетельства
о годности на десять типов авиационных двигателей и агрегатов.
Большие успехи достигнуты учеными Центрального института авиационного
моторостроения в дальнейшем развитии численных методов моделирования газодинамических
и термодинамических процессов, обеспечении создания базового ТРДД нового
поколения, создании высоконадежных систем автоматического управления (САУ),
топливопитания (СТП) и технической диагностики и контроля перспективных
АД ГА.
ФГУП ГНЦ РФ "ВИАМ" в 2003 году разработано 10 новых материалов,
(из них 4 материала для звукопоглощающих конструкций (ЗПК) с целью обеспечения
снижения шума на местности и в салоне самолета в соответствии с требованиями
ИКАО), 47 новых технологических процессов и более 44 образцов новых материалов.
Уровень безотказности большинства двигателей магистральных самолетов гражданской
авиации в 2002 году и в первом квартале 2003 года стабилен и показатели
безотказности двигателей удовлетворяют межведомственным нормативным требованиям.
Летных происшествий по конструктивно-производственным недостаткам двигателей
за этот период не было. По-прежнему информационная дисциплина эксплуатантов
авиационной техники низка. Это не дает возможности своевременно разрабатывать
и внедрять эффективные мероприятия по дальнейшему совершенствованию двигателей...
Создан целый ряд интегрированных структур по выпуску авиадвигателей:
1. В ОАО "НПО "Сатурн" сегодня интегрированы путем объединения
акционерного капитала Рыбинское производственное объединение моторостроения,
Рыбинское конструкторское бюро моторостроения, ОАО "А. Люлька - Сатурн",
Волжский машиностроительный завод, а также, путем приобретения значительной
доли акционерного капитала, ОАО "Инкар" (г. Пермь).
2. Интегрированная структура, создаваемая ФГУП ММПП "Салют",
объединила ММПП "Салют", Воскресенский машиностроительный завод
"Салют", МКБ "Гранит", ОАО "НИИД", ОАО "Гаврилов-Ямский
машиностроительный завод", ОАО "ЭГА", предприятия в Молдавии,
Белоруссии и в Подмосковье.
3. ФГУП ММПП "Салют" и ОАО "УМПО" создали корпорацию
"Газотурбинные двигатели" для проведения общей маркетинговой,
финансовой, ценовой, снабженческо-сбытовой деятельности.
4. По Пермскому авиадвигателестроительному комплексу - в августе 2003
г. учреждено ЗАО "Управляющая компания "Пермский моторостроительный
комплекс", объединяющий АО "Пермский моторостроительный завод",
ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Редуктор ПМ", ОАО "Пермские
моторы", ОАО "Протон - ПМ" и др.
5. Подготовлены документы по созданию ОАО "Корпорация "Двигатели
НК", в которую вошли ОАО "Моторостроитель", ОАО "КМПО",
ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова", ОАО "СКБМ", ОАО "Авиамотор",
ОАО "Металлист-Самара" и другие.
6. Особое место занимает отдел двигателей в РСК "МиГ", в состав
которого входят ОАО "ММПП им. В.В. Чернышева", ОАО "Красный
Октябрь", ФГУП "Завод им. В.Я.Климова" и ГУП "ТМКБ
"Союз".
Учитывая нестабильную ситуацию в РСК "МиГ", где на протяжении
пяти лет сменилось шесть руководителей, а также положения антимонопольного
законодательства ряда западных стран, запрещающие создавать интегрированные
структуры с участием в одной структуре самолетчиков, мотористов и прибористов,
и, кроме того, наличие постоянных внутренних долгов в особо крупных размерах
головной компании, моторным предприятиям, по нашему мнению, целесообразно
рассмотреть вопрос о выводе отдела двигателей из РСК "МиГ" и
создании на его базе интегрированной авиадвигателестроительной структуры.
Ряд специализированных предприятий (ФГУП УАП "Гидравлика", ОАО
"НПП "Аэросила" и др.) целесообразно оставить самостоятельными,
что подтверждается и западным опытом. В соответствии с поручением Правительства
России прорабатывается вопрос интеграции ремзаводов заказчика с предприятиями
промышленности. Этот вопрос поставлен не первый раз. Ранее он не решался
ввиду исключительной сложности. Следует и сейчас отнестись к его проработке
с большим вниманием и осторожностью.
ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Мотор Сич", ФГУП "ММПП
"Салют", ОАО "УМПО", ОАО "Омское МКБ", ОАО
"Омскагрегат", ФГУП УМПП "Молния" и др. обеспечили
проведение работ по двигателям Д-436Т1 и Д-436ТП в части перевода их на
третью стратегию управления ресурсов, а также поставку серийных двигателей
на строящиеся самолеты Бе-200 и Ту-334.
ФГУП "Завод им. В.Я.Климова" и ОАО "Мотор Сич" завершили
сертификацию двигателя ВК-2500 и обеспечили начало его серийного производства,
продолжили работы по созданию двигателей ВК-800 и ВК-1500.
ГП ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Мотор Сич" и ФГУП ММПП "Салют"
обеспечили проведение комплекса работ и поставку двигателей АИ-222-25
на учебно-тренировочный самолет Як-130.
ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Мотор Сич" и ОАО "КМПО"
проводили доводочные работы по двигателю АИ-22.
Успешно развивается совместная работа ОАО "Авиадвигатель", ОАО
"Пермский моторный завод" и фирмы "Пратт энд Уитни"
(США) по созданию модифицированного двигателя ПС-90А2, разработке ряда
индустриальных ГТД, а также по увеличению объемов продаж серийных двигателей.
На совершенно новый уровень вышло кооперационное взаимодействие между
ОАО "НПО "Сатурн" и фирмой "Снекма" (Франция),
предусматривающее объединение научно-технического потенциала, финансовых
средств и усилий на этапах проектирования, создания, производства и послепродажного
обслуживания двигателя SM-146.
На испытательном стенде, модернизированном с помощью канадской фирмы "MDS",
подготовлено проведение длительных испытаний двигателя CFM-56.
Продолжалось активное взаимодействие АССАД с исполнительными и законодательными
органами власти и добровольными объединениями. Генеральная дирекция тесно
взаимодействовала с Росавиакосмосом, ВВС МО РФ России, ГСГА Минтранса
России, Минпромнауки России, аппаратом Президента и Правительства Российской
Федерации, Правительством города Москвы.
Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" выступила одним
из организаторов Международного союза авиапромышленности (МСА). За год
деятельности МСА не только вырос количественно, но и уверенно нашел свое
место среди многих организаций, способствующих развитию авиапрома. Установлено
взаимодействие с Государственной Думой РФ, Торгово-промышленной палатой
РФ, РСПП, Правительством РФ и другими организациями. По инициативе МСА
образована Секция по законодательному обеспечению развития авиационной
промышленности экспертного Совета по проблемам законодательного обеспечения
национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. Цель
работы Секции - создание эффективного механизма тесного взаимодействия
государства (Государственной Думы) и авиационной промышленности.
Продолжалось тесное взаимодействие с ОАО "Авиапром" по анализу
состояния предприятий авиапромышленности, выработке предложений по преодолению
имеющихся трудностей, совместной деятельности по решению конкретных вопросов
взаимодействия самолетных и авиадвигательных предприятий. Правлением принято
решение о вступлении АССАД в Торгово-промышленную палату РФ...."
|