В 1933 г. в составе Центрального института авиационных моторов был организован
отдел, основной задачей которого стало обеспечение надежности авиационных
двигателей химмотологическими средствами. Химмотология как наука изучает
способы рационального применения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и контроля
их качества. Созданное в ЦИАМ 70 лет назад химмотологическое подразделение
сегодня является головным в отечественной авиационной промышленности.
Первые значительные успехи в работе отдела связаны с именем его организатора
и первого руководителя Дмитрия Яковлевича Коломацкого (1900-1948 гг.).
На начальном этапе крупные ученые С.С. Наметкин, Е.А. Чудаков, К.П. Лавровский
оказывали помощь отделу.
К концу 30-х годов окончательно оформилась структура отдела, определились
основные научные направления.
Одним из первых значимых результатов стал выбор топлива и масла для двигателя
М-32. В тот период были разработаны бензин Б-78 и масло МС, которые использовались
на самолете АНТ-25 с двигателем АМ-34РД при выполнении перелетов в Америку.
Дальнейшее совершенствование качества топлива привело к созданию нового
бензина Б-95/130, имевшего высокую антидетонационную стойкость. Этот бензин
являлся основным в авиации и широко применялся во время Великой Отечественной
войны.
В 1948-1952 гг. под руководством А.А. Бессонова и Г.И. Фескина были созданы
испытательные установки, которые использовались в институтах и на различных
предприятиях.
Созданием новых образцов ГСМ руководили Д.Я. Коломацкий и его помощники
по тематическим направлениям - Е.Р. Терещенко, А.А. Дерябин, А.Л. Фейгин,
Л.В. Жирнов. Эти работы велись до середины 40-х годов, когда ЦИАМ был
переориентирован на ГТД. В 1948 г. было создано первое отечественное стандартное
реактивное топливо Т-1, длительное время являвшееся основным для дозвуковой
и сверхзвуковой авиации, а также для ракет с ЖРД.
В результате разработки новых методов очистки сернистых нефтей были получены
реактивные топлива ТС-1 и Т-2.
Повышение температуры в камерах сгорания авиационных ГТД привело к необходимости
разработки термостабильных топлив. В результате были созданы: Т-6, нафтил
и Т-8В. В 60-х - начале 70-х гг. внедрено в производство гидроочищенное
реактивное топливо РТ, рекомендованное к применению при температурах до
180 °С. Топливо РТ более 30 лет применяется в отечественной авиации как
унифицированное для всех типов летательных аппаратов.
Техническую политику по реактивным топливам определяли начальники отдела
Б.Д. Залога (1952-1972 г.г.), Е.П. Федоров (1972-1995 г.г.), Л.С. Яновский
(с 1995 г.). В разработку реактивных топлив большой вклад внесли Е.Р.
Терещенко, М.С. Тарарышкин, Н.Ф. Дубовкин, Г.И. Ковалев, О.Г. Пустырев,
В.В. Макаренков, В.Г. Столяров.
Первым отечественным смазочным материалом для ГТД стало минеральное масло
МК-8, созданное по техническим требованиям ЦИАМ. Это масло более трех
десятилетий было основным для ТРД. Внедрение масла МС-8П сняло проблему
обеспечения массовой авиации жидкими смазками. В 1980 г. разработано рабоче-консервационное
масло МС-8РК.
В конце 50-х годов начался новый этап создания синтетических масел, стабильных
при более высоких рабочих температурах. По разработанным ЦИАМ техническим
требованиям и при его непосредственном участии были получены масла: серии
36/1, масло Б-3В (термостабильные до 200°С), а также масло ВНИИ НП-1-4ф
(175 °С). Несколько позже было разработано масло ИПМ-10. На основе фторорганосилоксанов
создано уникальное ВТ-301. В 70-х годах было разработано и внедрено масло
МН-7,5у. Созданное при участии химмотологов ЦИАМ масло ЛЗ-240 допущено
к применению на всех типах вертолетов. Масло ПТС-225 было рекомендовано
в качестве унифицированного для отработки теплонапряженных двигателей
и редукторов вертолетов.
В середине 50-х гг. в ЦИАМ были начаты исследования в области пластических
смазок и твердых смазочных покрытий. Разрабатывались технические требования
к смазкам с увеличенным ресурсом работы (ВНИИ НП-207, ВНИИ НП-286М, ВНИИ
НП-261, ЦВСП-3С). Покрытие ЦВСП-3С успешно применяется в десятках типов
ГТД около 40 лет.
В 80-е годы были разработаны технические требования на высокотемпературную
смазку (до 1000°С) для резьбовых соединений. Такая смазка (резол) была
создана и допущена к применению на авиационных ГТД.
Большой творческий вклад в решение проблемы смазочных материалов внести
Б.Д. Залога, А.Р. Косякин, Л.А. Майорова, В.В. Горячев, О.А. Запорожская,
В.А. Кондратьев.
В ЦИАМ был обоснован рациональный ассортимент ГСМ, выпущен соответствующий
нормативный документ. В дополнение к этому была разработана система контроля,
предусматривавшая составление специального документа - химмотологической
карты.
В конце 70-х - начале 80-х гг. отрабатывались общие единые правила обращения
с ГСМ на предприятиях МАП, внедрен руководящий документ "Руководство
… ". Проблемы унификации ГСМ решались при активном участии Е.П. Федорова,
О.Г. Пустырева, В.В. Горячева и В.А. Кондратьева.
Использование авиационной техники за рубежом вызвало необходимость решения
проблемы взаимозаменяемости отечественных и зарубежных ГСМ. В 70-х годах
в ЦИАМ были начаты исследования зарубежных ГСМ. Разработанный "Перечень…"
регулярно дополняется новыми сведениями. Организационные и технические
проблемы решались под руководством Е.П. Федорова, Л.С. Яновского при непосредственном
участии Г.И. Ковалева, В.Ф. Иванова, О.Г. Пустырева, В.В. Горячева, В.А.
Кондратьева, В.Ф. Иванова и О.А. Запорожской.
В конце 70-х годов в ЦИАМ были рассмотрены перспективы использования попутных
нефтяных газов. Анализ показал, что экономически выгодно использование
авиационных сконденсированных топлив (АСКТ).
В начале 80-х гг. приступили к решению проблемы использования нефтяного
газа. При участии ЦИАМ на Заводе им. В.Я. Климова были проведены стендовые
испытания ТВ2-117А, а в 1987 г. успешно проведены летные испытания вертолета
Ми-8ТГ на пропан-бутановой смеси. Вопросы использования АСКТ решались
под руководством Н.Ф. Дубовкина при активном творческом участии Л.Н. Смирновой,
Д.Л. Лещинского, М.Г. Васильевой, Л.Д. Абашиной.
В отделе химмотологии ЦИАМ ведутся также работы по изучению криогенных
топлив, в качестве которых рассматривались жидкие Н2, СН4 и смесевые топлива
(АСКТ-К). Результаты анализа изложены в фундаментальном справочнике по
водороду (1989 г.).
Реальность использования криогенного топлива на летательном аппарате была
подтверждена осуществленными впервые в мире полетами самолета Ту-155 с
двигателями НК-88В. Специалисты ЦИАМ совместно с ГИПХ и ГИАП впервые разработали
отраслевой стандарт на водород в качестве топлива. В отделе химмотологии
ЦИАМ проблема криогенных углеводородных топлив разрабатывалась Л.С. Яновским,
Н.Ф. Дубовкиным при активном участии Л.Н. Смирновой.
В 90-е гг. изучалась возможность использования высокотемпературных эндотермических
топлив с повышенным физическим и химическим хладоресурсом для прямого
охлаждения теплонапряженных элементов ЛА. В результате было разработано
первое отечественное эндотермическое топливо Т-15, превосходящее зарубежные
аналоги. Исследования выполнялись под научным руководством Л.С. Яновского
при активном участии Г.Б. Сапгир, Г.И. Ковалева, А.В. Герасимовой, А.В.
Байкова, В.Ф. Иванова, С.И. Мартыненко.
В начале 80-х гг. отдел химмотологии участвовал в разработке энергоемких,
жидких борсодержащих и др. горючих для БПЛА. За комплекс этих исследований
Н.Ф. Дубовкин был удостоен Государственной премии. В работе непосредственное
участие принимали Е.П. Федоров, Д.Л. Лещинский, Ю.П. Массур, Л.Н. Смирнова,
Е.Ф. Сапожкова и др.
В отделе химмотологии ЦИАМ исследовались опытные образцы твердых топлив
(ТТ). Исследования по ТТ для РПД выполнялись под руководством Ю.И. Захаровой
при активном участии В.Н. Захарова, В.С. Титова, В.В. Горячева, Л.Н. Смирновой,
Д.Л. Лещинского и др.
Работы в области авиационной химмотологии широко освещались в различных
научно-технических изданиях. Было подготовлено около двух десятков монографий
и справочников. По результатам работ отдела химмотологии его сотрудникам
выдано более 100 авторских свидетельств и патентов.
В 1995 г. отдел химмотологии ЦИАМ был объединен с отделом специальных
двигателей. За 70 лет работы химмотологи ЦИАМ внесли большой вклад в развитие
отечественных авиадвигателей. Накоплены огромный научный потенциал и практический
опыт, которые найдут применение при решении новых сложных научно-технических
задач. Химмотологи ЦИАМ с оптимизмом смотрят в будущее отечественной авиации.
|