Разработка

АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ НА МАКС-2003. КОНКУРЕНЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ

В начале XXI века перед авиадвигателестроением России встал ряд сложных задач, которые необходимо решить в возможно короткий срок. Это, прежде всего, повышение технических и экономических характеристик двигателей до мирового конкурентоспособного уровня; создание двигателя пятого поколения для военной авиации; обеспечение требований по уровням шума и эмиссии вредных веществ для самолетов гражданской авиации.
На международном авиакосмическом салоне МАКС-2003 авиадвигателестроение было представлено двенадцатью отечественными и шестью зарубежными предприятиями. Американская фирма "Пратт-Уитни" в кооперации с отечественной корпорацией "Ильюшин" договорились о выпуске самолетов Ил-96Р/Т с двигателями PW 2337. Российский филиал "Пратт-Уитни Канада" адаптирует свои двигатели для установки на вертолеты "Ансат" и Ми-38, а также на самолеты Ил-114-100. Успешно продвигаются работы по совместному российско-французскому учебно-тренировочному самолету МиГ-АТ.
Новый пример совместной работы с зарубежными партнерами - создание российского регионального самолета RRJ. Для всех моделей этого самолета НПО "Сатурн" и французская фирма "Снекма" разрабатывают базовый двигатель SM146 на основе газогенератора DEM 21.
В России с помощью новых технологий на базе моделирования проточной части ТРДД "Сатурн" АЛ-31Ф создан двигатель "Сатурн" АЛ-55, предназначенный для учебно-тренировочных и легких самолетов.
Московским машиностроительным предприятием им. В.В. Чернышева был показан двигатель ВД-1700, который предназначен для установки на учебно-тренировочных и легких самолетах, в том числе МиГ-АТ. По характеристикам он превосходит двигатель "Ларзак", которым самолет МиГ-АТ оснащается в настоящее время.
Новое применение нашел широко известный отечественный двигатель ПС-90. В результате установки модифицированного варианта ПС-90А-76 на самолет Ил-76 (наименование модификации - Ил-76МФ), последнему обеспечивается "вторая жизнь". В настоящее время самолет Ил-76МФ проходит летные испытания и готовится к сертификации.
Интересны продемонстрированные на салоне МАКС-2003 перспективные работы отечественных двигателестроителей по силовой установке для боевого самолета пятого поколения - одной из наиболее сложных задач создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Как считают эксперты, наиболее дорогостоящим разделом программы ПАК ФА является двигатель. Основным разработчиком самолета среди самолетных ОКБ определен АВПК "Сухой".
Традиционно широкой была экспозиция ФГУП “ММПП "Салют" - одного из крупнейших российских предприятий, специализирующихся на изготовлении и сервисном обслуживании авиадвигателей АЛ-31Ф для самолетов семейства "Су", производстве узлов и деталей двигателей Д-436Т1 и Д-27. На двигателях "Салюта" уже используются усовершенствованные стреловидные лопатки роторов и статоров вентиляторов и компрессоров, щеточные уплотнения, активное управление радиальными зазорами в компрессорах и турбинах, двухкольцевые зонные камеры сгорания, упрочнение поверхности деталей методом ионного азотирования и многое другое.
Большой интерес вызвала экспозиция украинского объединения ОАО "Мотор Сич", отмечавшая 100-летие со дня рождения одного из известнейших авиадвигателестроителей Александра Ивченко. Приоритетным направлением деятельности этого объединения является освоение производства в кооперации с ФГУП "ММПП "Салют" и ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" нового поколения трехвальных ТРДД с большой степенью двухконтурности - двигателей семейства Д-436Т1. Двигатели семейства Д-436 удовлетворяют действующим и перспективным нормам по шуму и эмиссии вредных веществ.
На предприятии "Мотор Сич" ведется подготовка к серийному производству первого в мире маршевого турбовинтовентиляторного двигателя Д-27. Его выпуск предусматривается наладить в кооперации с ФГУП “ММПП "Салют". Для пассажирского регионального Ту-324 в кооперации с ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" осваивается производство двухвального ТРДД с большой степенью двухконтурности АИ-22 тягой 3755 кгс на взлетном режиме.
Поршневая тематика была представлена в основном двумя фирмами: Воронежским механическим заводом (ВМЗ) и специальным конструкторским бюро СКБ РПД из Тольятти. Воронежский двигатель М-9Ф мощностью 420 л. с. предназначен для спортивной авиации. В настоящее время ведутся совместные работы ВМЗ и ЦИАМ, связанные с внедрением перспективных технологий, которые позволят улучшить удельные параметры двигателя. Разрабатываются также и облегченные модификации этой "звезды" меньшей мощности.
Среди зарубежных фирм на МАКС-2003 выделялись экспозиции "Снекмы" и CFMI. В двигателях пятого поколения широко применяется пространственное моделирование лопаток как компрессора, так и турбины, внедрены более эффективные способы охлаждения лопаток турбины.
Американская фирма "Боинг" основное внимание уделила проекту магистрального пассажирского самолета будущего поколения "Дримлайнер" ("Боинг-7Е7"). В конкурсе на двигатель для "Дримлайнера" участвуют фирмы "Дженерал Электрик" (США), "Роллс-Ройс" (Великобритания) и "Пратт-Уитни" (США).
Фирма "Дженерал Электрик" создает двигатель на базе масштабированного на 60…70 % усовершенствованного газогенератора GE90.
Британская фирма "Роллс-Ройс" разрабатывает для "Дримлайнера" масштабированную модель двигателя Trent 900 c увеличенной степенью двухконтурности и использованием решений, отработанных в Европейской программе ANTLE.
Фирма "Пратт-Уитни" предлагает новый двигатель PW-EXX с каскадом низкого давления на базе двигателя PW 4000.
Фирма "Пратт-Уитни" вступила в альянс с другим крупнейшим американским производителем авиадвигателей - фирмой "Дженерал Электрик" с целью создания семейства силовых установок GP 7000 для магистральных аэробусов типа "Боинг-747".
Консорциум европейских фирм EPI во главе со "Снекма Моторс" представил на Салоне программу создания турбовинтового двигателя ТР400 для военно-транспортного самолета А-400М.
Важное место в работе Салона заняло проведение пресс-конференций и презентаций. На презентации ЦИАМ при обсуждении результатов исследований по газовой динамике особое внимание уделялось разработке численных методов расчета нестационарных процессов.
Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) на пресс-конференции представила информацию о финансово-экономическом состоянии большинства предприятий. Объемы выпуска и продаж продукции на серийных предприятиях по сравнению с 2001 г. возросли более чем на 30 %, объемы выполненных работ в научно-исследовательских институтах - на 45 %, в опытно-конструкторских бюро - почти на 30 %. Ассоциация организует и проводит международные выставки "Двигатели". Восьмой международный салон "Двигатели-2004" и в его рамках научно-технический симпозиум "Двигатели и экология" состоится в Москве в период с 12 по 16 апреля 2004 г.
На Салоне прозвучали высказывания руководителей многих отечественных авиационных предприятий о необходимости концентрации производственных и научных сил на приоритетных направлениях.
Как показал Московский авиасалон, мировой рынок авиадвигателей развивается стабильно и динамично. Главными направлениями являются снижение стоимости технического обслуживания, обеспечение экологических требований, улучшение экономичности. Основными ресурсами, которые вкладываются фирмами в создание перспективной техники, являются научный задел и использование новых методов производства.

Макет двигателя АЛ-55
В.И.Дочкин у двигателя М-9Ф его конструкции