Байка

В ПОИСКАХ ТОЧКИ ОПОРЫ


Известно, что люди изобретающие - всегда люди увлекающиеся. Иногда, впрочем, эта увлеченность переходит всякие границы и доходит до некритического отношения к собственным работам. Поэтому появлялись у этого народа идеи, совсем ничего общего с наукой не имеющие. Из серии "верую, ибо неразумно". При спокойном рассмотрении всем становилось ясно, что пустышка, однако, какое-то время она увлекала. Такова история с "Машиной Дина". Допускаю, впрочем, что ничего случайного нет и здесь: изначально могло предполагаться "охмурение" слушателей. Впрочем, давайте думать о людях хорошо - жизнь покажет, насколько мы ошибались.
В далеком уже теперь 1962 году журнал "Изобретатель и рационализатор" опубликовал статью о некой оригинальной конструкции - безопорном инерциоиде с эксцентричными маховиками, разработки страхового агента Норманна Дина. Утверждалось, что он изобрел устройство, создающее тягу за счет неуравновешенной силы инерции, возникающей при вращении этой системы. Никаких тебе воздушных винтов или реактивных струй, а раз - и полетели хоть в космос. Или поскакали - поехали, но все равно, ни от чего не отталкиваясь. Заманчиво! Мысль инженерная забурлила. Это "проняло" и сотрудников многих НИИ. Особенно - не слишком-то хорошо изучавших в свое время теоретическую механику, что является (увы!) отечественной инженерной традицией. Как заметил Эдисон, "к сожалению, большинство людей предпочитают безмерно трудиться, вместо того чтобы немного подумать".
...А посему, в одном из самых научно-исследовательских институтов Москвы силами энтузиастов (в режиме секретности от собственного руководства) строилась действующая модель инерциоида. Все делалось всерьез: машину довели до опытного образца. "Втихую" в КБ составили проект и при поддержке заместителя начальника одной из лабораторий (также страстно желавшего осчастливить человечество) столь же "подпольно" изготовили ее детали на производстве: что-то где-то выточили, что-то сделали, что-то собрали.
Никто из начальства организации не был в курсе этих движений, все считали, что разговоры идут в области теоретических построений. Дело в том, что среди наиболее последовательных сторонников безопорного движения гуляла некая теория влияния инерционных сил, математически обоснованная выражениями в частных производных: как потом выяснилось, неправильно взятых, но, естественно, подтверждающих теорию. Когда стало понятно, что “защитники прогресса” не шутят, в институте устроили научно-техническое совещание. Тогда еще совсем молодой блестящий ученый Леонид Николаевич Дружинин, покойный ныне, к великому сожалению, "по косточкам" педантично разобрал эту проблему, и стало ясно (общий вздох облегчения), что законы физики все-таки не нарушаются, а в выводе ошибка. Здесь нелишне вспомнить, что еще около двух веков назад русский академик, великий механик, математик и философ Д'Аламбер сказал как-будто специально по этому поводу: "Тело не может само себя привести в движение, потому что нет никакого основания к тому, чтобы оно двигалось предпочтительнее в одну сторону, чем в другую".
Тем временем бурная "подпольная деятельность" все же продолжалась. Машину собрали и на одной из установок, где было силоизмерительное устройство, попробовали измерить тягу. Смонтировали на рычаге весов построенную машину, подключили ее электромоторы, запустили их - и … ничего. Стрелка на нуле. Выключили, подкрутили что-то, почистили контакты, включили - ноль. Опять разобрали, собрали (самые преданные - продули и потерли тряпочкой). Включили - и вдруг, стрелка весов дернулась!!! Все обалдели: на самом-то деле никто по-настоящему не верил, что что-то может получиться. Больше этот результат повторить не удалось, но ведь все же видели: было! Это уже потом выяснилось, что один шутник (который просил не упоминать его в связи со всем этим - сейчас он один из ведущих ученых, а тогда - молодой специалист) в то время, когда все стояли вокруг машины, потихоньку, как и все в этой истории, левой ногой наступил на коромысло весов. И этой ногой нечувствительно вошел в историю неформальной физики. Этот факт, точнее, его часть: "где-то что-то замерялось и чего-то получилось", по слухам, ходит и до сих пор, приобретши свойства народного предания.
Тем, в общем-то, история и закончилась. Может особой необходимости вспоминать эти события сейчас и не было бы, когда бы до сих пор не продолжал народ технический тратить свои силы, время и средства, пытаясь преодолеть то, что на самом деле достаточно элементарно отбрасывается усилием разума. И мы бы не стали развлекать вас зазря такой байкой, не продолжай к нам приходить статьи поклонников вытаскивания себя за косичку парика из болота. Как недавно заметил один из некогда наиболее яростных апологетов "безопорников", а ныне правоверный механик Нурбей Гулиа (кстати говоря, кажется - автор тех самых статей по "машине Дина"): "Давно уже махнули рукой на "философский камень", искатели "панацеи" превратились в заурядных знахарей, а вот "вечные" двигатели и инерцоиды продолжают конструировать". И он же: "Сравнить ощущения человека, хоть вкратце изучившего механику, можно разве только с прозрением слепого".
Коллеги, может пора все-таки прозревать, а? Жизнь коротка, а вокруг так много воистину непознанного!