Человечество вступило в фазу развития, которая характеризуется быстроизменяющимися
состояниями производства, науки, образования, а также социальной сферы.
При этом отмечается их объективная интеграция и повышающийся уровень взаимозависимости.
Лавинообразное увеличение объемов генерируемой обществом информации происходит
из-за роста интенсивности получения новых знаний, повышения эффективности
информационных технологий и средств связи. В первую очередь это обусловлено
технологическими прорывами в области обработки и перемещения информации.
При несомненно положительном характере данных процессов возникают противоречия
между возможностями освоения информации отдельными людьми, а также возможностями
общества в целом по ее обработке. Следует отметить существенный рост дублирования
исходной информации, а также предоставления этой информации в различных
формах, которые получаются в результате ее систематизации и представления
для различных целей. При традиционном подходе психолого-физиологические
возможности работы человека с информацией приближаются к пределу. Для
эффективной работы с информацией современного человека следует учить и
снабжать методиками получения, обработки (систематизации), анализа информации
и генерирования на этой основе новой.
Современная методология создания сложных технических объектов предполагает
формирование единой интегрированной модели изделия, отражающей все его
свойства и знания о нем, непрерывно обновляемой на протяжении всего жизненного
цикла, функционирующей в едином информационном пространстве для всех участников
жизненного цикла изделия.
Все вышесказанное в полной мере относится и к современному поршневому
двигателю внутреннего сгорания (ДВС). Определяющую роль в создании информационной
модели предметной области ДВС и сопровождении двигателя в процессе его
жизненного цикла играют специалисты - разработчики и создатели модели
ДВС, а в определенной мере и пользователи, то есть все участники жизненного
цикла ДВС. Приоритетными становятся вопросы формирования соответствующего
инженерного подхода персонала, обеспечивающего полный жизненный цикл ДВС.
Постепенно происходило понимание данной ситуации на кафедре "Теплотехника
и автотракторные двигатели" МАДИ (ГТУ). Основой созданной системы
единого информационного пространства является разработанный и постоянно
совершенствуемый Интегрированный обучающий комплекс "ДВС" (ИОК
"ДВС"). Его назначение: обучающая и справочная система.
В ИОК "ДВС" органично объединены все формы учебного процесса:
лекции, лабораторные работы, проектирование (курсовое и дипломное), моделирование,
контроль качества обучения. Комплекс разработан на единой методической
платформе, для него характерны иерархичность и модульность, гибкость,
индивидуализация обучения, наличие игровых компонентов и расширенного
унифицированного сервиса.
Лабораторный практикум, например, по теории и конструкции ДВС предназначен
для проведения расчетного эксперимента.
Выполнение лабораторной работы в такой форме экономически выгодно, исключает
экологический ущерб, объединяет индивидуальное и коллективное начало.
Ряд заданий может быть сформулирован в виде деловой игры, в ходе которой
обучаемый решает ту или иную проблему, связанную с нарушением функционирования
ДВС, с возможностью улучшения его показателей, выполнения эксплуатационной
функции в определенных условиях и т.п.
Обучающе-контролирующая подсистема ИОК "ДВС" объективно фиксирует
достигнутый уровень знаний учащихся. В ней реализовано два режима работы:
оценки полноты и правильности ответов по соответствующим разделам лабораторного
практикума; проверки правильности решения содержательных задач.
Компьютерные лекции и лабораторный практикум ИОК "ДВС" являются
базой для организации информационной поддержки процесса проектирования
и обучения проектировщиков.
Система автоматизированного проектирования ДВС органически входит в состав
ИОК "ДВС". Она разработана для решения задач уровня внешнего
(поискового) проектирования ДВС. Наиболее эффективно система может быть
использована на этапах курсового и дипломного проектирования. САПР ДВС
состоит из двух объектно-ориентированных подсистем: расчетного и геометрического
проектирования ДВС.
Подсистема геометрического проектирования ДВС содержит методики решения
наиболее сложных и важных проблем компоновки и доводки узлов ДВС.
Пакет численного моделирования процессов в ДВС позволяет решать широкий
спектр задач и использовать их в качестве одного из эффективных инструментов
при обучении двигателистов. Пакет обеспечивает: анализ рабочего цикла
четырехтактного двигателя с искровым зажиганием; расчет рабочего процесса
дизеля; расчет совместной работы дизеля с турбокомпрессором; гидродинамический
расчет топливной системы дизеля; моделирование акустического излучения
дизеляы, а также решение ряда других задач.
Впервые в России созданы пакеты программ для исследования студентами влияния
двигателя на эксплуатационные свойства автотранспортного средства как
с энергетических и экономических, так и с экологических позиций.
Таким образом, кафедрой к настоящему времени создан и внедрен в учебный
процесс ИОК "ДВС", удостоенный премии Правительства Российской
Федерации 1999 г. в области науки и техники.
Сегодня ИОК "ДВС" нашел применение более чем в 100 вузах различных
регионов России, стран СНГ, Европы, Латинской Америки, Азии и Африки.
Несколько слов о наиболее острых проблемах. Проблема недостаточного финансирования
высших учебных заведений и по этой причине ограниченность возможностей
по приобретению программных и технических средств не является новой. Пока
мы выходим из положения тем, что сложившийся коллектив энтузиастов не
может бросить на полдороги свое детище, а руководство университета всячески
поддерживает данную работу.
Заложенные в начале создания ИОК "ДВС" принципы обязывают постоянно
отыскивать новые решения, отрабатывать новые методы. В процессе своей
работы мы столкнулись и с проблемами перевода комплекса на иностранные
языки.
В настоящее время кафедрой осуществляется сопровождение созданных компонентов
комплекса, ведется разработка новых компонентов, совершенствуется методика
формализации и представления знаний, отрабатываются созданные ранее и
формируются новые методы обучения с использованием новых информационных
технологий. В частности, отрабатывается состав и структура единого информационного
пространства о ДВС в составе транспортного средства на протяжении полного
жизненного цикла двигателя. На кафедре начаты работы по созданию ИОК "Теплотехника".
В наших планах активизация данных работ.
|