Виктор Иванович Романов родился 14 сентября 1928 г. в селе Кологриево
Ардатовского района Горьковской области. Он был первым из четверых детей
в семье Ивана Дмитриевича и Натальи Федоровны Романовых. В начале войны
отца призвали в армию, и Виктор остался в семье за старшего. Нелегкие
мужские заботы легли на плечи тринадцатилетнего мальчишки. С четырнадцати
лет Виктор начал работать на торфоразработках, но всегда манили пролетающие
в небе самолеты. Семилетку окончил с отличием и в 1944 г. без экзаменов
поступил в Горьковский авиационный техникум и аэроклуб. В 1948 г. после
окончания техникума В.И. Романов был направлен в Уфу на авиамоторный завод
в конструкторское отделение. Поступил в вечерний авиационный институт.
В 1950 г. В.И. Романов окончил обучение в аэроклубе с отличием. Но летать
ему не довелось. Молодой специалист стал работать на заводе.
В 1954 г. в Николаеве на Южном турбинном заводе было создано специальное
конструкторское бюро, предназначенное для разработки и производства газотурбинных
установок для морского флота. КБ возглавил главный конструктор С.Д. Колосов.
К концу 1954 г. Виктора Ивановича Романова перевели в Николаев.
Начинал он инженером-конструктором в отделе редукторов.
Через три года Романова перевели в отдел турбин, а в 1959 г. он был назначен
начальником этого отдела.
В отделе турбин Виктор Иванович занимался разработкой и доводкой двигателей
первого поколения М2, главным конструктором которых был Сергей Дмитриевич
Колосов. Двигатель М2 являлся основой первой отечественной судовой газотурбинной
установки большой мощности и по своим параметрам превосходил все известные
зарубежные и отечественные судовые газотурбинные двигатели.
В 1961 г. КБ газотурбинных установок выделилось из состава завода в самостоятельную
организацию - Союзное проектное бюро "Машпроект". Разработка
и доводка изделий второго поколения проходили под руководством главного
конструктора Якова Ханановича Сороки (1963-1968 гг.). К 1965 г. в эксплуатации
находилось более 130 газотурбинных двигателей. В конструкторском бюро
широким фронтом проводились работы, направленные на увеличение экономичности,
надежности и ресурса двигателей. Были созданы газотурбинные агрегаты типа
М5, М7, М9, М12 для водоизмещающих кораблей различного класса. Результаты
напряженного труда специалистов "Машпроекта" были отмечены Ленинской
премией, а Романов получил орден Ленина.
С 1965 г. началось создание агрегатов для кораблей нового типа - на воздушной
подушке и подводных крыльях. Для "Джейрана" конструкторы "Машпроекта"
спроектировали агрегат ДТ-4. Для корабля на подводных крыльях типа "Ураган"
была разработана установка М10, состоявшая из всережимного двигателя мощностью
20000 л.с., горизонтальной и вертикальной трансмиссии, верхнего и нижнего
редукторов.
В 1967 г. В.И. Романов был назначен заместителем главного конструктора
по эксплуатации, в 1968 г. - главным конструктором - начальником СПБ "Машпроект".
В 1969 г. приемная комиссия подписала акт о принятии в эксплуатацию первого
корабля с газовым реверсом. К двум двигателям вместо обычных турбин винта
были пристыкованы новые реверсивные турбины. Испытания подтвердили эффективность
нового вида реверса, быстроту действия, что способствовало улучшению маневренных
качеств корабля. В 1992 г. вышла книга В.И. Романова и Ф.И. Кирзнера "Реверсивные
газовые турбины".
К 1974 г. под руководством В.И. Романова были завершены работы, связанные
с созданием двигателей второго поколения, начатые Я.Х. Сорокой. Ведущие
специалисты СПБ "Машпроект" во главе с Виктором Ивановичем Романовым
удостоились Государственной премии СССР.
В это время В.И. Романов выдвинул концепцию разработки унифицированного
ряда высокоэкономичных двигателей, пригодных как для водоизмещающих кораблей,
так и для кораблей с динамическими принципами поддержания.
Выполнение комплекса работ позволило создать мощностной ряд газотурбинных
двигателей третьего поколения с высокими параметрами цикла: температурой
газа перед турбиной 1100…1150 °С при степени повышения давления 15…21,
что превышало соответствующие параметры двигателей второго поколения по
температуре на 250-300 °С, а по давлению в 1,5 раза.
Изменилась конструктивная схема двигателей третьего поколения.
Конечно, не все шло гладко. Но В.И. Романов настойчиво и упорно вел коллектив
по намеченному пути, и в результате родилось целое поколение новых двигателей,
которые и сегодня сохраняют конкурентоспособность на мировом рынке. В
1981-1982 гг. была завершена отработка и проведены межведомственные испытания
базовых двигателей М75 (UGT 3000), M70 (UGT6000), а в 1985-1989 гг. -
двигателя М90 (UGT15000).
На базе унифицированных двигателей и редукторов создавались агрегаты различных
схем, отвечающие требованиям заказчика, среди которых МТ70, М15, М20,
не имеющие аналогов в мировой практике. Эти агрегаты обеспечили строительство
практически всей номенклатуры кораблей с динамическими принципами поддержания
и малых водоизмещающих кораблей для Военно-Морского Флота.
Наряду с созданием ГТД и ГТА третьего поколения Виктор Иванович Романов
направлял усилия коллектива на существенное улучшение экономичности газотурбинных
установок путем утилизации тепла выходящих из турбины газов. В агрегате
М25 мощностью 25000 л.с., предназначенном для ролкера проекта "Атлантика",
мощность паровой турбины (7000 л.с.) получена за счет утилизации тепла
отработавших газов ГТУ (без затраты топлива). Утилизация тепла применялась
также в уникальных агрегатах М21, предназначенных для крейсеров типа "Слава".
Еще одно направление деятельности проектного бюро под руководством Романова,
начатое в конце 1960-х годов, - использование газотурбинных двигателей
для выработки электроэнергии. "Машпроекту" было поручено создание
турбогенератора мощностью 12000 кВт для плавучей электростанции "Северное
сияние". Были изготовлены шесть электростанций с двумя агрегатами
на каждой, все они до сих пор находятся в эксплуатации. Позднее с использованием
установок "Машпроекта" разрабатывались энергопоезда и стационарные
электростанции.
В 1975 г. Романов приступил к созданию газотурбинных установок для привода
нагнетателей магистральных газопроводов. Было принято соответствующее
постановление Совета Министров об использовании судовых газотурбинных
двигателей для приводов нагнетателей газа. Предусматривалась, в частности,
разработка и серийный выпуск блочных газоперекачивающих агрегатов мощностью
10000 кВт. Для этой цели направлялись средства на развитие СПБ "Машпроект"
и ЮТЗ "Заря". В частности, был построен новый корпус научно-исследовательского
отделения, на морской испытательной станции - ряд боксов для испытаний
газовых двигателей, а в городе Кривой Рог - новый завод и филиал конструкторского
отделения. В 1989 г. В.И. Романова назначили главным конструктором - Генеральным
директором Научно-производственного объединения "Машпроект"
с филиалом КБ "Энергия" в Кривом Роге.
Газовая промышленность получила более пятисот газоперекачивающих агрегатов,
успешно работающих на магистральных газопроводах. Наработки лидерных двигателей
второго поколения достигли 100000 часов.
С развалом Советского Союза в деятельности Романова наступил новый этап,
который проходил в период становления сложных экономических отношений.
Украинское правительство оценило деятельность Романова, назначив его генеральным
конструктором морского газотурбостроения. В 1990-х годах он направлял
дальнейшие работы, связанные с совершенствованием двигателей третьего
поколения. На их базе "Машпроект" разработал двигатель четвертого
поколения М80 (UGT 25000) мощностью 25 МВт. Вскоре удалось заключить контракт
на поставку этих двигателей для ВМФ Китайской народной республики.
Учитывая резко уменьшившийся объем работ для отечественного морского флота,
были разработаны модификации двигателей мощностью 6, 10, 16, 25 МВт для
привода генераторов и нагнетателей газа. В неимоверно сложных финансовых
условиях под руководством В.И. Романова создавались принципиально новые
одновальные двигатели для энергетики мощностью 2,5 МВт и уникальный малогабаритный,
но одновременно самый мощный и легкий двигатель на 110 МВт. Первые же
изготовленные экземпляры направлялись в опытно-промышленную эксплуатацию
(Ивановскую ГРЭС и в п. Каборга Николаевской области).
Проводились работы по снижению эмиссии вредных выбросов. Разрабатывалась
уникальная технология "Водолей".
В ноябре 2001 г. на правительственном уровне было принято решение об объединении
Производственного объединения "Зоря" и Научно-производственного
предприятия "Машпроект" в единый газотурбинный комплекс. Виктор
Иванович после 33 лет плодотворнейшей деятельности в качестве руководителя
передал бразды правления молодежи, но продолжил трудиться на предприятии.
В настоящее время он курирует работы по газотурбинному двигателю ГТД 110.
Предприятие "Машпроект", руководимое Романовым, определялось
как научно-производственное. В СПБ "Машпроект" огромное внимание
уделялось подготовке специалистов высокой квалификации.
Виктор Иванович Романов занялся своей диссертацией лишь в 1992 г. Диссертация
готовилась как кандидатская, но по масштабности рассмотренных проблем
она потянула на докторскую.
Основные результаты выполненных исследований Виктор Иванович неоднократно
докладывал на научно-технических советах всех уровней, ежегодно принимал
участие в работе комиссий Академии Наук СССР (впоследствии России) и ведущих
стран мира по газовым турбинам.
Доктор технических наук, академик Нью-Йоркской академии наук (1991 г.),
член Академии инженерных наук Украины (1992 г.) и Академии наук судостроителей
Украины (1997 г.), член Американского общества инженеров механиков (АSME),
заслуженный конструктор Украинской ССР (1988 г.), автор более 25 изобретений
- таковы далеко не все "научные регалии", которых удостоился
В.И. Романов.
Кроме того, Виктор Иванович - дважды лауреат Государственной премии СССР
за создание и внедрение в серию и эксплуатацию газотурбинных агрегатов
второго поколения с большим ресурсом и высокой экономичностью (1974 г.)
и создание новых материалов для газовых турбин (1985 г.). В.И. Романов
лауреат премии АССАД им. А.М. Люльки за создание газотурбинного двигателя
ГТД 15000 (1994 г.) и узлов ГТД 25000 (1995 г.). Он награжден орденом
Ленина (1966 г.) и орденом Октябрьской революции (1971 г.), а также получил
награду президента Украины - орден "За заслуги" III степени
(1998 г.).
Работа для В.И. Романова - норма его существования. Остается удивляться
и восхищаться, как человек может непрерывно и результативно трудиться
Виктор Иванович неоднократно избирался депутатом городского, областного,
Верховного Совета Украины, стал почетным гражданином города Николаева.
Надежным тылом для В.И. Романова является его семья. Поддерживала Виктора
Ивановича и трудилась вместе с ним супруга Таисия Васильевна. По стопам
отца пошел сын Вячеслав Викторович. Сегодня он - директор по энергетике
газотурбинного комплекса "Зоря"-"Машпроект". Окончила
энергетический институт, живет и работает в Москве дочь Любовь Викторовна.
У Романовых четверо внуков. В преддверии 50-летия, которое Научно-производственный
комплекс "Зоря" - "Машпроект" будет отмечать 7 мая
2004 г., Виктор Иванович трудится над книгой, в которой будет обобщен
бесценный опыт становления и развития морского, а затем и промышленного
газотурбостроения.
Многотысячный коллектив Научно-производственного комплекса газотурбостроения
"Зоря" - "Машпроект" сердечно поздравляет Виктора
Ивановича Романова с 75-летием, желает ему крепкого здоровья и творческого
долголетия.
|
|
"Москва" (ранее - "Слава")
Ракетный крейсер (проект 1164)
|
"Зубр"
Малый десантный корабль на воздушной подушке (проект 12322)
|
|