Современная кабина экипажа насыщена разнообразными приборами и датчиками
контроля двигателя. Принятие в течение нескольких секунд полета или воздушного
боя оптимального решения на основе их информации представляет собой сложнейшую
задачу даже для самого высококлассного пилота. На помощь летчику приходят
системы автоматического управления двигателем (САУ), разработкой, испытанием
и внедрением в серийное производство которых и занимается наш коллектив.
А аббревиатура СТАР расшифровывается как "Системы топливопитания
и автоматического регулирования".
Должен подчеркнуть, что в своей сфере деятельности ОАО "СТАР"
уникально. Это единственное в России предприятие, самостоятельно создающее
и поставляющее комплексные САУ. В их числе САУ для двигателей перехватчика
МиГ-31, вертолетов Ка-50, Ка-52, Ка-60, новейших пассажирских самолетов
Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-114, Ан-38. Сегодня системы нашего производства
действуют более чем на 50 типах воздушных судов: от Су-26М до Ил-96-300.
Наша история началась в июне 1943 г., когда в Перми при карбюраторном
заводе № 33 (ныне АО "Инкар") был создан филиал Московского
ОКБ № 315. В годы войны ОКБ-315 и его пермский филиал работали под руководством
Главного конструктора Ф.А. Короткова. В 1946 г. начальником пермского
филиала был назначен А.Ф. Полянский.
В 1957 г. пермский филиал ОКБ-315 преобразован в самостоятельное ОКБ №
33, а позднее - в Пермское агрегатное конструкторское бюро (ПАКБ). Его
первым Главным конструктором стал А.Ф. Полянский. В 60-70-е гг. были созданы
системы регулирования для двигателей самолетов различных типов, разработана
САУ для двигателя танка Т-80.
В 1968 г. начаты поисковые работы в области электронной цифровой техники
для управления режимами ГТД, и уже в 1974 г. был разработан первый серийный
цифровой регулятор для двигателя вертолета Ми-14.
Преемником А.Ф. Полянского на посту Главного конструктора стал Г.И. Гордеев
- лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор,
почетный гражданин Перми. Под его руководством в 1975 г. для двигателя
Д-30Ф6 перехватчика МиГ-31 была разработана САУ с первым в мире электронным
цифровым регулятором основного контура РЭД-3048. За создание этой САУ
заместитель Главного конструктора ПАКБ В.Г. Олейников был удостоен Государственной
премии СССР, а группа молодых разработчиков агрегата РЭД-3048 - премии
им. Ленинского комсомола.
В 80-х годах специалисты предприятия оснастили САУ двигателя ТВ3-117 электронным
регулятором ЭРД-3ВМ. В конце 80-х годов разработана электронная САУ для
двигателя ПС-90А авиалайнеров. В 90-х годах создается электронная САУ
для двигателя вертолетов Ка-60 и Ка-62.
В 1994 г. предприятие было преобразовано в ОАО и стало называться ОАО
"СТАР". Тогда же развилось и окрепло новое направление - разработка
и поставка САУ для наземных ГТУ.
Одна из последних разработок - электронно-гидромеханическая система управления
винтомоторной силовой установкой для самолета Ан-140 с сертифицированным
в 2000 г. универсальным цифровым регулятором РЭД-2000. Также создана САУ
для силовой установки самолета Ан-38.
На 2004 г намечены испытания системы для двигателя ПС-90А2. Эта САУ вместе
с другими нашими системами будет демонстрироваться на Международном авиакосмическом
салоне МАКС-2003. Разрабатывается электронная САУ для двигателя семейства
вертолетов Ка-60, САУ для ТВД самолетов местных авиалиний. Если же говорить
о военной авиации ХХI века, то специалистами нашего предприятия была создана
САУ для двигателя новейшего самолета Су-47 "Беркут”.
|