Производство

"САЛЮТ" ИНТЕНСИВНО ВНЕДРЯЕТ CALS-ТЕХНОЛОГИИ

В последние годы необходимым условием обеспечения устойчивого положения предприятий на внутреннем и внешнем рынках является широкое внедрение информационных технологий поддержки всех этапов жизненного цикла продукции - так называемых CALS-технологий. Применение CALS-технологий обеспечивает сокращение продолжительности производственного цикла, уменьшение затрат и повышение качества продукции. Минимальный совокупный эффект от внедрения CALS-технологий оценивается в 30 %. Для предприятия, выпускающего такие сложные и наукоемкие изделия, какими являются авиационные двигатели, отставание в освоении CALS-технологий может привести к ощутимым потерям как на внешнем, так и на внутреннем рынках
ФГУП "ММПП "Салют" использует различные элементы CALS-технологий для поддержки следующих основных этапов жизненного цикла продукции: проектно-конструкторских работ; технологической подготовки производства; изготовления продукции; проведения испытаний; сервисного обслуживания и ремонта; финансово-экономической деятельности; управления предприятием и маркетинга.
Программа разработки и внедрения элементов CALS-технологий на предприятии реализуется с 1996 г. К 2003 г. количество автоматизированных рабочих мест увеличилось более чем в 40 раз и достигло 2500 единиц.
На этапе изготовления деталей применение элементов CALS-технологий основывается на использовании оборудования с ЧПУ для формообразующих и контрольных операций. За последние четыре года было приобретено более 400 современных станков таких известных фирм, как Starrag, Liechti, Willemin и др.
Для информационной поддержки жизненного цикла (ЖЦ) ГТД применяются как коммерческие программные продукты (Microsoft Office, CAD/CAM/CAE и CFD-пакеты), так и разработанные на предприятии специализированные программы. Для управления проектированием и подготовкой документации используется система автоматизированного документооборота Motiva.
Конструкторское бюро располагает пакетом программ для выполнения полного комплекса проектных работ и использует такие CAD/CAM/CAE и CFD-системы, как Unigraphics 18, AutoCAD и др. Их применение позволило исключить этап изготовления макетных прототипов.
На базе собственных разработок и научно-технического сотрудничества технологической службы ММПП "Салют" с разработчиками освоены и внедрены новые технологии проектирования и производства с малыми припусками таких ответственных деталей, как крупно- и малогабаритные лопатки, рабочие колеса центробежных ступеней, диски компрессоров и турбин, крупногабаритные корпуса особо сложных форм.
Локальная компьютерная сеть КБ позволяет передавать информацию между подразделениями, обеспечивая соблюдение конфиденциальности и обновление базы данных (БД).
В КБ CALS-технологии использовались при проектировании:
- центробежных колес компрессора;
- турбины изделия 99М2 с температурой газов перед турбиной, на 100 °С более высокой по сравнению с турбиной серийного изделия;
- новой системы управления двигателя (совместно с НПО "ЭГА");
- компрессоров низкого давления для различных модификаций изделия 99;
- поворотных сопел для различных модификаций изделия 99.
Для повышения конкурентоспособности предприятия и расширения рынка в 2000 г. был организован ОГК-4. Основной его задачей является создание промышленных ГТУ для энергетики, газовой промышленности и флота. В ОГК-4 спроектирован ряд двигателей и установок, уже ведутся испытания некоторых из них. Так, в Ямбурге запущена установка на базе изделия 89 с силовой турбиной ДЦ-59, изготовленной в Запорожье. Для замены вырабатывающих ресурс установок других предприятий разработана и изготавливается стационарная ГТУ ГТЭ-20С. Для нее была спроектирована новая свободная силовая турбина мощностью 20 МВт с газогенератором на базе изделия 89. Недавно эта турбина достигла проектной мощности. По договоренности с Мосэнерго разработана установка МЭС-60 для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с электрическим к.п.д. 52 %.
Компонентами единой информационной CALS-среды ОГК-4 являются:
1. Наличие современных средств вычислительной техники и оборудования:
- около 40 высокопроизводительных графических станций (позволяют создавать 3D-модели двигателей);
- многопроцессорные компьютеры для проведения газодинамических, теплофизических и прочностных расчетов отдельных деталей и целых узлов;
- компьютерная сеть, обеспечивающая непрерывную связь через Internet;
- файловый сервер данных отдела;
- сканеры и струйные плоттеры больших форматов.
2. Информационный менеджер проектов с общей для всех документов БД, хранящейся на сервере отдела. Сейчас это КОМПАС-МЕНЕДЖЕР - программа российской фирмы "Аскон". На базе информационного менеджера сформирован электронный архив ОГК-4.
3. Лучшие системы автоматизированного проектирования мировых и отечественных лидеров Unigraphics, AutoCAD, КОМПАС.
4. Комплексные системы программ для выполнения газодинамических, теплофизических и прочностных расчетов разного уровня (FlowER, Star-CD, ANSYS, MSC.NASTRAN, MSC.MARC).
В отделе главного технолога и в технологических бюро цехов организовано автоматизированное получение полного комплекта технологической документации, проектирование оснастки и выпуск чертежей. В технологических подразделениях внедрены такие пакеты, как ТехноПро, СИТЕП и TECHCARD, имеющие в качестве CAD-составляющих системы T-FLEX и AutoCAD. Значительный опыт применения современных информационных технологий накоплен при использовании программного комплекса КИМОС в процессе подготовки серийного производства конических зубчатых передач с круговой формой зубьев двигателя АЛ-31Ф. Оптимизированные наладочные установки сохраняются в памяти компьютера станка и при необходимости легко вызываются по номеру управляющей программы, причем наладка станка осуществляется автоматически.
На заводе организована система сквозного проектирования и изготовления оснастки. С внедрением систем Unigraphics, Solid Edge и Cimatron, а также налаживанием внутризаводской сети передачи информации удалось значительно сократить сроки подготовки производства деталей с длительным и трудоемким циклом изготовления.
Для разработки электронных математических моделей деталей, изготовляемых литьем, на заводе была собрана специальная группа конструкторов, которая освоила методы формирования CAD-файлов в программных системах Unirgaphics, Solid Edge и Cimatron. Благодаря этому, а также наличию установки ThermoJet удалось в кратчайшие сроки обеспечить литьем производство регулируемого сопла с управляемым вектором тяги.
В отделе главного сварщика CALS-технологии реализуются по двум направлениям:
- внедрения современного высокопроизводительного оборудования, способного обмениваться производственной информацией в среде заводской локальной сети;
- создания базы данных технологических, конструкторских и организационных документов.
Только в рамках первого направления в 2001 г. закуплены, установлены и запущены лазерный комплекс Bystar для раскроя листа и установка для плазменного напыления фирмы Sulzer metco. Математическое обеспечение установок позволило включить их в локальную заводскую сеть для отслеживания производственной информации о продукции.
Для проведения различных испытаний авиадвигателя и для отыскания неисправностей используется автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП) "Регистрация и осциллографирование". АСУ ТП "Испытания камеры сгорания" предназначена для проверки стабильности параметров камер сгорания авиадвигателей.
Отслеживание качества изделий в эксплуатации возложено на эксплуатационно-ремонтный отдел. Осуществлен перевод ЭТД в бумажном виде по двигателю АЛ-31ФН на один компакт-диск. В рамках концепции CALS-технологий проводятся работы по созданию ЭТД по двигателю АЛ-31ФН на электронном носителе в интерактивном виде.
Внедрению CALS-технологий на предприятии способствовали новые подходы в кадровом сопровождении научно-производственных программ. На первый план вышла задача обучения персонала. Дело в том, что многие специалисты предприятия заканчивали вузы, когда компьютеров почти не было. Кроме того, в институтах при традиционной подготовке не дается объем специальных знаний, который позволил бы выпускнику сразу создавать конструкции и технологии на машинных носителях в среде автоматизированных систем. Поэтому после приобретения компьютеризированной техники и соответствующих программно-методических комплексов подготовка персонала предприятия стала неотложной и чрезвычайно важной задачей.
В 1998 г. объединенные подразделения отделов технического обучения ММПП "Салют" и подразделения учебно-научного комплекса "Аэрокосмические конструкции и технологии" Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского (МАТИ) были преобразованы в Институт целевой подготовки специалистов (ИЦПС) по двигателестроению. В учебно-научный процесс включились специалисты базового предприятия и МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГТУ им. К.Э. Циолковского, РГУ инновационных технологий и предпринимательства, МАМИ, ВВИА им. Н.Е. Жуковского, МГТУ СТАНКИН, что позволило существенно улучшить учебно-методическое и научное обеспечение подготовки кадров и расширить спектр направлений, специальностей и специализаций с учетом требований научно-производственного центра. Обучение персонала предприятия осуществляется на факультетах подготовки и повышения квалификации ИТР, а также подготовки и переподготовки рабочих.
Помимо обучения средствам САПР, АСТПП и управления проектами, в ИЦПС ведется обучение специалистов английскому и немецкому языку, через аспирантуры московских вузов ИЦПС готовит специалистов высшей квалификации. Ежегодно в компьютерных классах проходят обучение 500 человек.
Изменение объектов производства под влиянием требований конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках и структурная перестройка технологических систем обуславливают переход от кадрового обеспечения к кадровому и учебно-научному сопровождению наукоемких программ НПЦ для всех стадий ЖЦ создаваемых в соответствии с этими программами сложных технических систем. Основным механизмом, обеспечивающим этот переход является интеграция НПЦ и учебно-научных учреждений, обеспечивающая прежде всего совместное использование интеллектуальной собственности.
По прогнозам западных специалистов, к 2010 г. свыше 80 % промышленных предприятий будут сопровождать свою продукцию на всех стадиях ЖЦ соответствующим электронным описанием. Те страны, которые не смогут этого сделать, потеряют внешние рынки сбыта для своих изделий.

Профилирование лопаток
Вентилятор КНД-952