| Международное сотрудничество Советского Союза в космической области 
        начиналось еще в 1957 г. с организации совместных наблюдений за первыми 
        советскими спутниками Земли. Впоследствии при Академии наук СССР был организован 
        Совет по международному сотрудничеству в области исследования и использования 
        космического пространства "Интеркосмос". В 60-80-е годы прошлого 
        столетия с помощью многочисленных искусственных спутников, оснащенных 
        уникальной аппаратурой, которая разрабатывалась специалистами различных 
        стран, выполнялись разнообразные совместные научные исследования. Состоялись 
        успешные запуски советско-французских и советско-индийских космических 
        аппаратов, пилотируемых кораблей типа "Восток" и "Союз", 
        а также орбитальной станции "Салют".
 В 60-е годы по инициативе Советского Союза была принята международная 
        программа "Сотрудничество социалистических стран в исследовании и 
        использовании космического пространства в мирных целях", в которой 
        участвовали Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР 
        и Чехословакия. Она включала проведение научно-исследовательских работ, 
        осуществление запусков космических аппаратов, проведение конференций. 
        Обширная научная информация, получаемая с помощью космических средств, 
        публиковалась в печатных изданиях, трудах Международных конгрессов и симпозиумов. 
        Автор настоящей статьи в 70-80-е гг. принимал непосредственное участие 
        в совместных работах с зарубежными коллегами как специалист по ракетным 
        двигателям.70-80-е годы прошлого века были периодом интенсивного сотрудничества СССР 
        с социалистическими странами и США в области освоения космоса по программам 
        "Союз-Аполлон" и "Союз-Салют". По этим программам 
        пуски пилотируемых кораблей "Союз" осуществлялись ракетами-носителями 
        (РН) "Союз" с двигателями ОКБ В.П. Глушко РД-107 и РД-108, серийно 
        выпускавшимися на заводе им. Фрунзе в Куйбышеве. За многолетний период 
        эксплуатации РН "Союз" было изготовлено несколько тысяч двигателей. 
        Контроль качества изготовления двигателей осуществлялся путем проведения 
        контрольно-выборочных испытаний (КВИ).
 В соответствии с приказами Министерства авиационной промышленности (МАП) 
        я возглавлял ряд комиссий по двигателям, которые проходили КВИ в период 
        1974-1980 гг. Выполнение намеченной программы способствовало успешному 
        осуществлению запусков пилотируемых кораблей "Союз", проведению 
        их стыковок с кораблем "Аполлон" и станцией "Салют-6".
 Я должен был возглавить работу по допуску двигателей к совместному советско-американскому 
        полету. В состав комиссии вошли заместитель директора завода-иготовителя, 
        представитель Министерства обороны, заместитель главного конструктора 
        ОКБ В.П. Глушко, ведущие специалисты НИИ ТП. Комиссия вылетела в Куйбышев 
        и приступила к работе.
 Напряженная работа завода, несмотря на имевшее место трудности, при активной 
        помощи министерства обеспечила поставку двигателей в срок. Программа "Союз-Аполлон" 
        была выполнена успешно.
 Помимо реализации совместной программы с американцами, в 1975-1980 гг. 
        в нашей стране проводились работы по программе "Союз-Салют", 
        в которой принимали участие социалистические страны.
 Изготовление и поставки двигателей "Союзов" в 1975 г. проходили 
        нормально. Однажды все же произошел отказ двигателя. В связи с этим по 
        решению комиссии на заводе им. М.В. Фрунзе проводился большой объем исследований. 
        Работа проходила трудно. После напряженной работы мы подготовили заключение 
        и сформулировали дополнения к плану мероприятий по повышению качества 
        изготавливаемых двигателей. Доложив о проделанной работе, я получил разрешение 
        на поездку в Прагу.
 Стоял ясный солнечный день. Нашу делегацию встречали космонавты и представители 
        оргкомитета конгресса. Международный астронавтический конгресс (МАФ-ХХVIII) 
        проходил под девизом "Использование космического пространства сегодня 
        и завтра". В работе Конгресса приняло участие около 1500 делегатов. 
        Среди них были многие выдающиеся ученые из США, Англии, ФРГ, Франции, 
        Италии и др. стран. Делегацию СССР возглавлял академик Б.Н. Петров. Среди 
        делегатов были академики Л.И. Седов, О.Г. Газенко, Г.Г. Черный, В.С. Авдуевский, 
        космонавты А.А. Леонов, В.И. Севастьянов, В.В. Аксенов, В.Н. Кубасов и 
        др.
 В рамках конгресса работало 49 секций и несколько симпозиумов. Мой доклад, 
        посвященный моделированию рабочего процесса в ЖРД на режимах запуска, 
        был встречен с интересом и впоследствии опубликован в трудах Международной 
        академии астронавтики. Нами были сделаны доклады в ряде организаций (МАП, 
        ЦИАМ, ЦАГИ, НПО "Молния" и др.) с подробным анализом материалов 
        конгресса.
 В январе1978 г. на полигоне Байконур я докладывал председателю госкомиссии 
        о готовности двигателей РН к пуску ракеты с пилотируемым кораблем "Союз-27". 
        Запуск корабля и его стыковка со станцией "Салют-6" прошли успешно.
 Последующие полеты кораблей "Союз" осуществлялись с космонавтами 
        из социалистических стран. Первым иностранным космонавтом стал гражданин 
        Чехословакии Ремек, стартовавший с Губановым на корабле "Союз-28" 
        в марте 1978 г.
 В последующие годы специалисты авиационной промышленности принимали участие 
        в конгрессах МАФ и других международных космических симпозиумах. Ценные 
        материалы были получены делегацией СССР на XIII международном симпозиуме 
        по космической науке и технике, состоявшемся в 1982 г. в Токио. На нем 
        присутствовало 550 участников из 15 стран, было сделано более 100 докладов.
 Научно-техническое сотрудничество СССР с зарубежными странами в те годы 
        было плодотворным и проходило в дружественной обстановке. В 1982 г. в 
        Москве состоялась международная научная конференция, посвященная 25-летию 
        запуска первого ИСЗ. В ней участвовали видные советские и зарубежные конструкторы 
        ракетно-космической техники, космонавты СССР и стран Восточной Европы. 
        В качестве почетного гостя был приглашен выдающийся немецкий ученый Герман 
        Оберт, которому в то время было 88 лет. Он посетил ЦПК им. Ю.А. Гагарина, 
        дом-музей К.Э. Циолковского и музей космонавтики в Калуге.
 В 1985 г. делегация МАП принимала участие в 7 международном симпозиуме 
        по воздушно-реактивным двигателям, проходившем в Пекине. Советская делегация 
        посетила Пекинский институт аэронавтики и астронавтики академии наук Китая, 
        Китайскую национальную лабораторию реактивных двигателей и институт технической 
        теплофизики академии наук Китая.
 В начале 80-х годов я был рекомендован на работу в МАП на должность заместителя 
        начальника Главного управления и впоследствии координировал работы по 
        организации перспективных разработок, выполняемых головными НИИ, институтами 
        АН СССР и научно-техническими объединениями стран социалистического содружества.
 С целью более широкого использования научного потенциала заинтересованных 
        стран МАП считал целесообразным создание в рамках Комитета СЭВ по машиностроению 
        отраслевого Бюро по авиационной технике. В апреле 1985 г. Бюро во главе 
        с министром авиационной промышленности СССР И.С. Силаевым было создано. 
        Был разработан проект "Соглашения об основных направлениях сотрудничества". 
        Соглашение было одобрено и подписано Болгарией, Венгрией, ГДР, Кубой, 
        Польшей, Румынией, Чехословакией и Югославией. Для координации работ был 
        образован Координационный совет во главе с заместителем министра авиационной 
        промышленности А.В. Болботом. В качестве подразделения Координационного 
        совета был образован Совет главных конструкторов (сопредседатели - Главные 
        конструкторы А.А. Туполев и Г.В. Новожилов) и НТС (председатель - автор 
        настоящей статьи). В состав образованных органов вошли руководители и 
        ведущие специалисты ОКБ Туполева и Ильюшина, а также головных НИИ, в том 
        числе ЦАГИ и ЦИАМ.
 Интеграция стран содружества в рамках СЭВ обеспечила качественно новый 
        уровень организации совместных работ. МАП провел организационные мероприятия, 
        позволившие значительно расширить объем научно-технической помощи этим 
        странам. В целях повышения эффективности работы Бюро были созданы совместные 
        группы специалистов из НИИ и ОКБ стран содружества. Ярким примером плодотворного 
        сотрудничества между СССР и Чехословакией в 50-70-е гг. стало создание 
        в нашей стране уникальной научно-экспериментальной базы, предназначенной 
        для исследования и отработки авиационных двигателей и новейших образцов 
        ракетно-космической техники.
 Проведение совместных работ, нацеленных на создание перспективных изделий 
        авиационно-космической техники, явилось ярким примером плодотворного научно-технического 
        сотрудничества и международного разделения труда в интересах всех стран 
        содружества.
 
         
          |  |  |   
          | Космический центр имени Ю.А.Гагарина. 
              Делегаты Конгресса у орбитальной станции "Салют", 1982 
              г. В первом ряду (слева): профессор Г.Оберт (четвёртый), президент 
              ММА - Ч.С.Дрейпер (шестой), В.А.Шерстянников (восьмой).Во втором ряду седьмой справа - академик Б.В.Раушенбах.
 | Специалисты минавиапрома во главе 
              с заместителем министра А.В.Болботом (первый справа) на авиамоторном 
              заводе в Чехословакии, 1985 г. |  |