История

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СССР В АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ
(70-80-е годы ХХ века)

Международное сотрудничество Советского Союза в космической области начиналось еще в 1957 г. с организации совместных наблюдений за первыми советскими спутниками Земли. Впоследствии при Академии наук СССР был организован Совет по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства "Интеркосмос". В 60-80-е годы прошлого столетия с помощью многочисленных искусственных спутников, оснащенных уникальной аппаратурой, которая разрабатывалась специалистами различных стран, выполнялись разнообразные совместные научные исследования. Состоялись успешные запуски советско-французских и советско-индийских космических аппаратов, пилотируемых кораблей типа "Восток" и "Союз", а также орбитальной станции "Салют".

В 60-е годы по инициативе Советского Союза была принята международная программа "Сотрудничество социалистических стран в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях", в которой участвовали Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Она включала проведение научно-исследовательских работ, осуществление запусков космических аппаратов, проведение конференций. Обширная научная информация, получаемая с помощью космических средств, публиковалась в печатных изданиях, трудах Международных конгрессов и симпозиумов. Автор настоящей статьи в 70-80-е гг. принимал непосредственное участие в совместных работах с зарубежными коллегами как специалист по ракетным двигателям.
70-80-е годы прошлого века были периодом интенсивного сотрудничества СССР с социалистическими странами и США в области освоения космоса по программам "Союз-Аполлон" и "Союз-Салют". По этим программам пуски пилотируемых кораблей "Союз" осуществлялись ракетами-носителями (РН) "Союз" с двигателями ОКБ В.П. Глушко РД-107 и РД-108, серийно выпускавшимися на заводе им. Фрунзе в Куйбышеве. За многолетний период эксплуатации РН "Союз" было изготовлено несколько тысяч двигателей. Контроль качества изготовления двигателей осуществлялся путем проведения контрольно-выборочных испытаний (КВИ).
В соответствии с приказами Министерства авиационной промышленности (МАП) я возглавлял ряд комиссий по двигателям, которые проходили КВИ в период 1974-1980 гг. Выполнение намеченной программы способствовало успешному осуществлению запусков пилотируемых кораблей "Союз", проведению их стыковок с кораблем "Аполлон" и станцией "Салют-6".
Я должен был возглавить работу по допуску двигателей к совместному советско-американскому полету. В состав комиссии вошли заместитель директора завода-иготовителя, представитель Министерства обороны, заместитель главного конструктора ОКБ В.П. Глушко, ведущие специалисты НИИ ТП. Комиссия вылетела в Куйбышев и приступила к работе.
Напряженная работа завода, несмотря на имевшее место трудности, при активной помощи министерства обеспечила поставку двигателей в срок. Программа "Союз-Аполлон" была выполнена успешно.
Помимо реализации совместной программы с американцами, в 1975-1980 гг. в нашей стране проводились работы по программе "Союз-Салют", в которой принимали участие социалистические страны.
Изготовление и поставки двигателей "Союзов" в 1975 г. проходили нормально. Однажды все же произошел отказ двигателя. В связи с этим по решению комиссии на заводе им. М.В. Фрунзе проводился большой объем исследований. Работа проходила трудно. После напряженной работы мы подготовили заключение и сформулировали дополнения к плану мероприятий по повышению качества изготавливаемых двигателей. Доложив о проделанной работе, я получил разрешение на поездку в Прагу.
Стоял ясный солнечный день. Нашу делегацию встречали космонавты и представители оргкомитета конгресса. Международный астронавтический конгресс (МАФ-ХХVIII) проходил под девизом "Использование космического пространства сегодня и завтра". В работе Конгресса приняло участие около 1500 делегатов. Среди них были многие выдающиеся ученые из США, Англии, ФРГ, Франции, Италии и др. стран. Делегацию СССР возглавлял академик Б.Н. Петров. Среди делегатов были академики Л.И. Седов, О.Г. Газенко, Г.Г. Черный, В.С. Авдуевский, космонавты А.А. Леонов, В.И. Севастьянов, В.В. Аксенов, В.Н. Кубасов и др.
В рамках конгресса работало 49 секций и несколько симпозиумов. Мой доклад, посвященный моделированию рабочего процесса в ЖРД на режимах запуска, был встречен с интересом и впоследствии опубликован в трудах Международной академии астронавтики. Нами были сделаны доклады в ряде организаций (МАП, ЦИАМ, ЦАГИ, НПО "Молния" и др.) с подробным анализом материалов конгресса.
В январе1978 г. на полигоне Байконур я докладывал председателю госкомиссии о готовности двигателей РН к пуску ракеты с пилотируемым кораблем "Союз-27". Запуск корабля и его стыковка со станцией "Салют-6" прошли успешно.
Последующие полеты кораблей "Союз" осуществлялись с космонавтами из социалистических стран. Первым иностранным космонавтом стал гражданин Чехословакии Ремек, стартовавший с Губановым на корабле "Союз-28" в марте 1978 г.
В последующие годы специалисты авиационной промышленности принимали участие в конгрессах МАФ и других международных космических симпозиумах. Ценные материалы были получены делегацией СССР на XIII международном симпозиуме по космической науке и технике, состоявшемся в 1982 г. в Токио. На нем присутствовало 550 участников из 15 стран, было сделано более 100 докладов.
Научно-техническое сотрудничество СССР с зарубежными странами в те годы было плодотворным и проходило в дружественной обстановке. В 1982 г. в Москве состоялась международная научная конференция, посвященная 25-летию запуска первого ИСЗ. В ней участвовали видные советские и зарубежные конструкторы ракетно-космической техники, космонавты СССР и стран Восточной Европы. В качестве почетного гостя был приглашен выдающийся немецкий ученый Герман Оберт, которому в то время было 88 лет. Он посетил ЦПК им. Ю.А. Гагарина, дом-музей К.Э. Циолковского и музей космонавтики в Калуге.
В 1985 г. делегация МАП принимала участие в 7 международном симпозиуме по воздушно-реактивным двигателям, проходившем в Пекине. Советская делегация посетила Пекинский институт аэронавтики и астронавтики академии наук Китая, Китайскую национальную лабораторию реактивных двигателей и институт технической теплофизики академии наук Китая.
В начале 80-х годов я был рекомендован на работу в МАП на должность заместителя начальника Главного управления и впоследствии координировал работы по организации перспективных разработок, выполняемых головными НИИ, институтами АН СССР и научно-техническими объединениями стран социалистического содружества.
С целью более широкого использования научного потенциала заинтересованных стран МАП считал целесообразным создание в рамках Комитета СЭВ по машиностроению отраслевого Бюро по авиационной технике. В апреле 1985 г. Бюро во главе с министром авиационной промышленности СССР И.С. Силаевым было создано. Был разработан проект "Соглашения об основных направлениях сотрудничества". Соглашение было одобрено и подписано Болгарией, Венгрией, ГДР, Кубой, Польшей, Румынией, Чехословакией и Югославией. Для координации работ был образован Координационный совет во главе с заместителем министра авиационной промышленности А.В. Болботом. В качестве подразделения Координационного совета был образован Совет главных конструкторов (сопредседатели - Главные конструкторы А.А. Туполев и Г.В. Новожилов) и НТС (председатель - автор настоящей статьи). В состав образованных органов вошли руководители и ведущие специалисты ОКБ Туполева и Ильюшина, а также головных НИИ, в том числе ЦАГИ и ЦИАМ.
Интеграция стран содружества в рамках СЭВ обеспечила качественно новый уровень организации совместных работ. МАП провел организационные мероприятия, позволившие значительно расширить объем научно-технической помощи этим странам. В целях повышения эффективности работы Бюро были созданы совместные группы специалистов из НИИ и ОКБ стран содружества. Ярким примером плодотворного сотрудничества между СССР и Чехословакией в 50-70-е гг. стало создание в нашей стране уникальной научно-экспериментальной базы, предназначенной для исследования и отработки авиационных двигателей и новейших образцов ракетно-космической техники.
Проведение совместных работ, нацеленных на создание перспективных изделий авиационно-космической техники, явилось ярким примером плодотворного научно-технического сотрудничества и международного разделения труда в интересах всех стран содружества.

Космический центр имени Ю.А.Гагарина. Делегаты Конгресса у орбитальной станции "Салют", 1982 г. В первом ряду (слева): профессор Г.Оберт (четвёртый), президент ММА - Ч.С.Дрейпер (шестой), В.А.Шерстянников (восьмой).
Во втором ряду седьмой справа - академик Б.В.Раушенбах.
Специалисты минавиапрома во главе с заместителем министра А.В.Болботом (первый справа) на авиамоторном заводе в Чехословакии, 1985 г.