Международное сотрудничество Советского Союза в космической области
начиналось еще в 1957 г. с организации совместных наблюдений за первыми
советскими спутниками Земли. Впоследствии при Академии наук СССР был организован
Совет по международному сотрудничеству в области исследования и использования
космического пространства "Интеркосмос". В 60-80-е годы прошлого
столетия с помощью многочисленных искусственных спутников, оснащенных
уникальной аппаратурой, которая разрабатывалась специалистами различных
стран, выполнялись разнообразные совместные научные исследования. Состоялись
успешные запуски советско-французских и советско-индийских космических
аппаратов, пилотируемых кораблей типа "Восток" и "Союз",
а также орбитальной станции "Салют".
В 60-е годы по инициативе Советского Союза была принята международная
программа "Сотрудничество социалистических стран в исследовании и
использовании космического пространства в мирных целях", в которой
участвовали Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР
и Чехословакия. Она включала проведение научно-исследовательских работ,
осуществление запусков космических аппаратов, проведение конференций.
Обширная научная информация, получаемая с помощью космических средств,
публиковалась в печатных изданиях, трудах Международных конгрессов и симпозиумов.
Автор настоящей статьи в 70-80-е гг. принимал непосредственное участие
в совместных работах с зарубежными коллегами как специалист по ракетным
двигателям.
70-80-е годы прошлого века были периодом интенсивного сотрудничества СССР
с социалистическими странами и США в области освоения космоса по программам
"Союз-Аполлон" и "Союз-Салют". По этим программам
пуски пилотируемых кораблей "Союз" осуществлялись ракетами-носителями
(РН) "Союз" с двигателями ОКБ В.П. Глушко РД-107 и РД-108, серийно
выпускавшимися на заводе им. Фрунзе в Куйбышеве. За многолетний период
эксплуатации РН "Союз" было изготовлено несколько тысяч двигателей.
Контроль качества изготовления двигателей осуществлялся путем проведения
контрольно-выборочных испытаний (КВИ).
В соответствии с приказами Министерства авиационной промышленности (МАП)
я возглавлял ряд комиссий по двигателям, которые проходили КВИ в период
1974-1980 гг. Выполнение намеченной программы способствовало успешному
осуществлению запусков пилотируемых кораблей "Союз", проведению
их стыковок с кораблем "Аполлон" и станцией "Салют-6".
Я должен был возглавить работу по допуску двигателей к совместному советско-американскому
полету. В состав комиссии вошли заместитель директора завода-иготовителя,
представитель Министерства обороны, заместитель главного конструктора
ОКБ В.П. Глушко, ведущие специалисты НИИ ТП. Комиссия вылетела в Куйбышев
и приступила к работе.
Напряженная работа завода, несмотря на имевшее место трудности, при активной
помощи министерства обеспечила поставку двигателей в срок. Программа "Союз-Аполлон"
была выполнена успешно.
Помимо реализации совместной программы с американцами, в 1975-1980 гг.
в нашей стране проводились работы по программе "Союз-Салют",
в которой принимали участие социалистические страны.
Изготовление и поставки двигателей "Союзов" в 1975 г. проходили
нормально. Однажды все же произошел отказ двигателя. В связи с этим по
решению комиссии на заводе им. М.В. Фрунзе проводился большой объем исследований.
Работа проходила трудно. После напряженной работы мы подготовили заключение
и сформулировали дополнения к плану мероприятий по повышению качества
изготавливаемых двигателей. Доложив о проделанной работе, я получил разрешение
на поездку в Прагу.
Стоял ясный солнечный день. Нашу делегацию встречали космонавты и представители
оргкомитета конгресса. Международный астронавтический конгресс (МАФ-ХХVIII)
проходил под девизом "Использование космического пространства сегодня
и завтра". В работе Конгресса приняло участие около 1500 делегатов.
Среди них были многие выдающиеся ученые из США, Англии, ФРГ, Франции,
Италии и др. стран. Делегацию СССР возглавлял академик Б.Н. Петров. Среди
делегатов были академики Л.И. Седов, О.Г. Газенко, Г.Г. Черный, В.С. Авдуевский,
космонавты А.А. Леонов, В.И. Севастьянов, В.В. Аксенов, В.Н. Кубасов и
др.
В рамках конгресса работало 49 секций и несколько симпозиумов. Мой доклад,
посвященный моделированию рабочего процесса в ЖРД на режимах запуска,
был встречен с интересом и впоследствии опубликован в трудах Международной
академии астронавтики. Нами были сделаны доклады в ряде организаций (МАП,
ЦИАМ, ЦАГИ, НПО "Молния" и др.) с подробным анализом материалов
конгресса.
В январе1978 г. на полигоне Байконур я докладывал председателю госкомиссии
о готовности двигателей РН к пуску ракеты с пилотируемым кораблем "Союз-27".
Запуск корабля и его стыковка со станцией "Салют-6" прошли успешно.
Последующие полеты кораблей "Союз" осуществлялись с космонавтами
из социалистических стран. Первым иностранным космонавтом стал гражданин
Чехословакии Ремек, стартовавший с Губановым на корабле "Союз-28"
в марте 1978 г.
В последующие годы специалисты авиационной промышленности принимали участие
в конгрессах МАФ и других международных космических симпозиумах. Ценные
материалы были получены делегацией СССР на XIII международном симпозиуме
по космической науке и технике, состоявшемся в 1982 г. в Токио. На нем
присутствовало 550 участников из 15 стран, было сделано более 100 докладов.
Научно-техническое сотрудничество СССР с зарубежными странами в те годы
было плодотворным и проходило в дружественной обстановке. В 1982 г. в
Москве состоялась международная научная конференция, посвященная 25-летию
запуска первого ИСЗ. В ней участвовали видные советские и зарубежные конструкторы
ракетно-космической техники, космонавты СССР и стран Восточной Европы.
В качестве почетного гостя был приглашен выдающийся немецкий ученый Герман
Оберт, которому в то время было 88 лет. Он посетил ЦПК им. Ю.А. Гагарина,
дом-музей К.Э. Циолковского и музей космонавтики в Калуге.
В 1985 г. делегация МАП принимала участие в 7 международном симпозиуме
по воздушно-реактивным двигателям, проходившем в Пекине. Советская делегация
посетила Пекинский институт аэронавтики и астронавтики академии наук Китая,
Китайскую национальную лабораторию реактивных двигателей и институт технической
теплофизики академии наук Китая.
В начале 80-х годов я был рекомендован на работу в МАП на должность заместителя
начальника Главного управления и впоследствии координировал работы по
организации перспективных разработок, выполняемых головными НИИ, институтами
АН СССР и научно-техническими объединениями стран социалистического содружества.
С целью более широкого использования научного потенциала заинтересованных
стран МАП считал целесообразным создание в рамках Комитета СЭВ по машиностроению
отраслевого Бюро по авиационной технике. В апреле 1985 г. Бюро во главе
с министром авиационной промышленности СССР И.С. Силаевым было создано.
Был разработан проект "Соглашения об основных направлениях сотрудничества".
Соглашение было одобрено и подписано Болгарией, Венгрией, ГДР, Кубой,
Польшей, Румынией, Чехословакией и Югославией. Для координации работ был
образован Координационный совет во главе с заместителем министра авиационной
промышленности А.В. Болботом. В качестве подразделения Координационного
совета был образован Совет главных конструкторов (сопредседатели - Главные
конструкторы А.А. Туполев и Г.В. Новожилов) и НТС (председатель - автор
настоящей статьи). В состав образованных органов вошли руководители и
ведущие специалисты ОКБ Туполева и Ильюшина, а также головных НИИ, в том
числе ЦАГИ и ЦИАМ.
Интеграция стран содружества в рамках СЭВ обеспечила качественно новый
уровень организации совместных работ. МАП провел организационные мероприятия,
позволившие значительно расширить объем научно-технической помощи этим
странам. В целях повышения эффективности работы Бюро были созданы совместные
группы специалистов из НИИ и ОКБ стран содружества. Ярким примером плодотворного
сотрудничества между СССР и Чехословакией в 50-70-е гг. стало создание
в нашей стране уникальной научно-экспериментальной базы, предназначенной
для исследования и отработки авиационных двигателей и новейших образцов
ракетно-космической техники.
Проведение совместных работ, нацеленных на создание перспективных изделий
авиационно-космической техники, явилось ярким примером плодотворного научно-технического
сотрудничества и международного разделения труда в интересах всех стран
содружества.
|
|
Космический центр имени Ю.А.Гагарина.
Делегаты Конгресса у орбитальной станции "Салют", 1982
г. В первом ряду (слева): профессор Г.Оберт (четвёртый), президент
ММА - Ч.С.Дрейпер (шестой), В.А.Шерстянников (восьмой).
Во втором ряду седьмой справа - академик Б.В.Раушенбах.
|
Специалисты минавиапрома во главе
с заместителем министра А.В.Болботом (первый справа) на авиамоторном
заводе в Чехословакии, 1985 г.
|
|