Разработка

О БЕССТАРТЕРНОМ ЗАПУСКЕ ГТУ И ГТД

Федеральной целевой программой "Национальная технологическая база" на 2002-2006 гг. предусмотрено совершенствование газотурбинных установок (ГТУ) и двигателей (ГТД). Одним из путей совершенствования конструкции нового поколения этих машин может стать применение системы запуска без использования стартера. Это позволит исключить кинематическую связь высокооборотного ротора турбокомпрессора с пневмо- или электростартером, что будет способствовать повышению надежности и увеличению ресурса. Такой способ запуска может быть использован в первую очередь для энергоустановок наземного применения (электростанции, насосные станции, автотранспорт и т.п.), созданных на базе авиационных двигателей.
Бесстартерный запуск может представлять интерес и применительно к некоторым другим двигателям, например, ГТД с двумя турбокомпрессорами (газогенераторами), которые работают на одну свободную турбину, подключенную к нагрузке.

Cущность бесстартерного способа запуска ГТУ и ГТД в отличие от классического, предусматривающего раскрутку вала двигателя с помощью какого-либо привода, заключается в следующем. От баллона подается воздух в камеру сгорания через струйный аппарат (типа эжекторного устройства), установленный на участке между компрессором и камерой сгорания. В камере сгорания создается небольшое избыточное давление. Затем подается необходимое количество топлива и производится его поджиг. Ротор турбокомпрессора начинает вращаться сразу после начала подачи воздуха, а вслед за воспламенением топливовоздушной смеси частота его вращения увеличивается. Далее расход топлива повышают, температура в камере сгорания растет, частота вращения ротора турбокомпрессора увеличивается, и при заданной величине температуры ГТУ (ГТД) выходит на режим "малый газ".
В процессе отработки и практической проверки реализуемости бесстартерного запуска ГТУ (ГТД) были найдены способы решения следующих проблем: - организации процесса горения при очень низких давлениях (эта задача была решена путем использования форсунок-горелок соплового типа); - подачи воздуха (удалось обеспечить достаточную эффективность струйного аппарата без его профилировки); - задействования масляного насоса (либо с применением электропривода, либо с помощью воздушной турбины); - определения потребных величин расхода и давления воздуха.
На демонстрационном образце, созданном на базе авиационного двигателя ГТД-350, были выбраны параметры применительно к баллону с воздухом давлением 0,6…0,7 МПа из условия достижения давления в камере сгорания 0,0015…0,002 МПа перед началом подачи топлива. Величина расхода топлива задавалась такой, чтобы температура в камере сгорания не превышала 300 °С. При этом частота вращения ротора турбокомпрессора в момент подачи топлива составляла 2500 об/мин., а после подачи топлива и начала процесса горения в камере - 5000 об/мин. Испытания демонстрационного образца завершились с положительными результатами.
Система и агрегаты регулирования режимов ГТУ также потребовали внесения определенных изменений в зависимости от того, каким образом строилась система топливоподачи.
На разработанные устройства и способ бесстартерного запуска ГТУ получены патенты Российской Федерации. Исследования процессов функционирования ГТУ с бесстартерным способом запуска продолжаются.