История

ДВОРЕЦ ТЕХНИКИ СССР И СУДЬБА ДВИГАТЕЛЯ М-4
ИЗ ЕГО КОЛЛЕКЦИИ

В Стране Советов после всех войн, революций и разрухи начала XX века многое пришлось создавать заново. Одновременно с грандиозными новостройками, призванными поднять экономику страны на новый, передовой по мировым оценкам уровень, рождались проекты, пропагандирующие новую жизнь. Среди последних известен проект Дворца Советов. А вот идея создания грандиозного Дворца Техники СССР (а только проекты этого сооружения были представлены в 26 вариантах!) до сих пор оставалась как бы в тени.

В начале 30-х годов прошлого века в Москве была предпринята масштабная попытка создать национальный музей науки и техники. Н.И. Бухарин, автор концепции "технической пропаганды", инициировал проект гигантского комплекса, состоящего из Музея истории техники и Выставки достижений советской техники. И вот, 5 августа 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление о технической пропаганде, ставшее основой для принятия решения о создании в системе Наркомтяжпрома СССР специального Управления, которое должно было координировать и осуществлять работы по строительству Центрального музея техники и Всесоюзной постоянной выставки техники.
Управление приступило к выбору участка. В июне 1932 г. был отведен участок площадью около 120 га в Хамовниках вдоль берега Москвы-реки, напротив Центрального парка культуры и отдыха (границами являлись Крымский мост, линия Окружной железной дороги и улица Большие Кочки). Постановлением ЦК ВКП(б) от 30 мая 1932 г. Центральный музей техники и Всесоюзная постоянная выставка техники были объединены в общий комплекс под названием "Дворец техники".
Основой концепции будущего Дворца-музея стала демонстрация органической связи различных отраслей народного хозяйства, показ наиболее характерных технологических процессов.
К концу 1932 г. в составе Управления были созданы 17 секторов. Первые экспонаты поступили в апреле 1932 г.
Проекту крупнейшего в мире технического музея не суждено было осуществиться. С 1934 г. работы, связанные с организацией и проектированием Дворца техники стали свертываться. Это объяснялось не только трудностями финансирования грандиозного проекта, но и опалой Николая Бухарина. В июне 1935 г. Управление по организации и строительству Дворца техники было расформировано. Его имущество было передано Главстройпому НКТП СССР, а экспонаты - на хранение соответствующим музеям и институтам.
Так, двигатель М-4 в сентябре 1935 г. был передан Государственному Политехническому музею и теперь находится на его стендах.
Двигатель М-4 - первый выпущенный в России авиамотор блочной конструкции. Двигатель 8-цилиндровый, V-образный (с углом развала блоков 90 градусов), четырехтактный, водяного охлаждения, редукторный. Блочная схема, при которой все цилиндры располагаются в едином узле-блоке, была предложена Ф. Форестом (Франция) в 1889 г. Такая схема обеспечивает уменьшение длины двигателя, упрощение организации охлаждения, повышение жесткости конструкции (что уменьшает износ и расход масла) и снижение массы. Практически, первым мотором блочной схемы стал двигатель Испано-Сюиза 8А, разработанный под руководством М. Биркигта в конструкторском бюро фирмы "Испано-Сюиза" во Франции в начале 1915 г.
В конце 1916 г. лицензия на мотор Испано-Сюиза 8Аb мощностью 200 л.с. была приобретена в России. Однако, освоение производства этих двигателей началось гораздо позже. Лишь осенью 1918 г. работники завода "Гном и Рон" (бывшего филиала французской фирмы "Гном и Рон" в Москве), предложили освоить выпуск двигателя Испано-Сюиза. В декабре 1918 г. для Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота было заказано 100 моторов "Испано 200 НР". К 1 января 1920 г. Управление ВВС потребовало изготовить два головных образца. Весь 1919 г. ушел на освоение достаточно сложной технологии и подготовку оснастки.
Первый мотор выпустили 31 июля 1920 г. Его объявили подарком II Конгрессу Коммунистического Интернационала. Предприятие к этому времени (с весны 1920 г.) именовалось уже Государственным авиационным заводом № 2 (ГАЗ № 2). Двигатель первоначально обозначался в документах "Русский Испано" или "Испано-200", а позднее, после введения единой системы обозначения авиамоторов в 1923 г., наименование сменилось на М-4 или М4-200. До 1922 г. выпустили 36 двигателей. Отечественные моторы были немного (примерно на 20 кг) тяжелее французского Испано-Сюиза 8Аb. В 1922 г. М-4 сняли с производства как устаревший, поскольку по мощности он уже не удовлетворял требованиям военных. Выпущенные двигатели использовали в качестве запасных для импортных и трофейных самолетов. На заводе ГАЗ № 2 (в настоящее время прямой наследник этого завода - ФГУП "ММПП "Салют") вместо него запустили в серию мотор М-5 мощностью 440 л.с. - копию американского 12-цилиндрового Форд "Либерти". Позднее в России производился еще один авиамотор данного семейства - Испано-Сюиза 8Fb номинальной мощностью 300 л.с. До 1932 г. он серийно выпускался в Запорожье под названием М-6.
Отечественное происхождение мотора из Политехнического музея подтверждается комплектацией агрегатами российского производства (магнето, карбюратор) и небольшими отличиями от двигателя 8Ab. В частности, иначе выполнены днище картера, имеющее лючок вокруг сливной пробки, и его задняя часть, лишенная храповика, устройства ручного запуска и пускового магнето.

…Стоит обратить внимание всех предприятий, в распоряжении которых имеются в том или ином качестве подобного рода технические раритеты, на их высокую историческую ценность, которая со временем только увеличивается. Сохранение технических свидетельств собственного культурного наследия - вопрос чести всех ныне работающих, а также элемент самосохранения и продолжения собственных замыслов в делах потомков.

Фото из фонда Политехнического музея
публикуется впервые
Мотор М-4 из коллекции Политехнического музея