В Стране Советов после всех войн, революций и разрухи начала XX
века многое пришлось создавать заново. Одновременно с грандиозными новостройками,
призванными поднять экономику страны на новый, передовой по мировым оценкам
уровень, рождались проекты, пропагандирующие новую жизнь. Среди последних
известен проект Дворца Советов. А вот идея создания грандиозного Дворца
Техники СССР (а только проекты этого сооружения были представлены в 26
вариантах!) до сих пор оставалась как бы в тени.
В начале 30-х годов прошлого века в Москве была предпринята масштабная
попытка создать национальный музей науки и техники. Н.И. Бухарин, автор
концепции "технической пропаганды", инициировал проект гигантского
комплекса, состоящего из Музея истории техники и Выставки достижений советской
техники. И вот, 5 августа 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление
о технической пропаганде, ставшее основой для принятия решения о создании
в системе Наркомтяжпрома СССР специального Управления, которое должно
было координировать и осуществлять работы по строительству Центрального
музея техники и Всесоюзной постоянной выставки техники.
Управление приступило к выбору участка. В июне 1932 г. был отведен участок
площадью около 120 га в Хамовниках вдоль берега Москвы-реки, напротив
Центрального парка культуры и отдыха (границами являлись Крымский мост,
линия Окружной железной дороги и улица Большие Кочки). Постановлением
ЦК ВКП(б) от 30 мая 1932 г. Центральный музей техники и Всесоюзная постоянная
выставка техники были объединены в общий комплекс под названием "Дворец
техники".
Основой концепции будущего Дворца-музея стала демонстрация органической
связи различных отраслей народного хозяйства, показ наиболее характерных
технологических процессов.
К концу 1932 г. в составе Управления были созданы 17 секторов. Первые
экспонаты поступили в апреле 1932 г.
Проекту крупнейшего в мире технического музея не суждено было осуществиться.
С 1934 г. работы, связанные с организацией и проектированием Дворца техники
стали свертываться. Это объяснялось не только трудностями финансирования
грандиозного проекта, но и опалой Николая Бухарина. В июне 1935 г. Управление
по организации и строительству Дворца техники было расформировано. Его
имущество было передано Главстройпому НКТП СССР, а экспонаты - на хранение
соответствующим музеям и институтам.
Так, двигатель М-4 в сентябре 1935 г. был передан Государственному Политехническому
музею и теперь находится на его стендах.
Двигатель М-4 - первый выпущенный в России авиамотор блочной конструкции.
Двигатель 8-цилиндровый, V-образный (с углом развала блоков 90 градусов),
четырехтактный, водяного охлаждения, редукторный. Блочная схема, при которой
все цилиндры располагаются в едином узле-блоке, была предложена Ф. Форестом
(Франция) в 1889 г. Такая схема обеспечивает уменьшение длины двигателя,
упрощение организации охлаждения, повышение жесткости конструкции (что
уменьшает износ и расход масла) и снижение массы. Практически, первым
мотором блочной схемы стал двигатель Испано-Сюиза 8А, разработанный под
руководством М. Биркигта в конструкторском бюро фирмы "Испано-Сюиза"
во Франции в начале 1915 г.
В конце 1916 г. лицензия на мотор Испано-Сюиза 8Аb мощностью 200 л.с.
была приобретена в России. Однако, освоение производства этих двигателей
началось гораздо позже. Лишь осенью 1918 г. работники завода "Гном
и Рон" (бывшего филиала французской фирмы "Гном и Рон"
в Москве), предложили освоить выпуск двигателя Испано-Сюиза. В декабре
1918 г. для Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота было заказано
100 моторов "Испано 200 НР". К 1 января 1920 г. Управление ВВС
потребовало изготовить два головных образца. Весь 1919 г. ушел на освоение
достаточно сложной технологии и подготовку оснастки.
Первый мотор выпустили 31 июля 1920 г. Его объявили подарком II Конгрессу
Коммунистического Интернационала. Предприятие к этому времени (с весны
1920 г.) именовалось уже Государственным авиационным заводом № 2 (ГАЗ
№ 2). Двигатель первоначально обозначался в документах "Русский Испано"
или "Испано-200", а позднее, после введения единой системы обозначения
авиамоторов в 1923 г., наименование сменилось на М-4 или М4-200. До 1922
г. выпустили 36 двигателей. Отечественные моторы были немного (примерно
на 20 кг) тяжелее французского Испано-Сюиза 8Аb. В 1922 г. М-4 сняли с
производства как устаревший, поскольку по мощности он уже не удовлетворял
требованиям военных. Выпущенные двигатели использовали в качестве запасных
для импортных и трофейных самолетов. На заводе ГАЗ № 2 (в настоящее время
прямой наследник этого завода - ФГУП "ММПП "Салют") вместо
него запустили в серию мотор М-5 мощностью 440 л.с. - копию американского
12-цилиндрового Форд "Либерти". Позднее в России производился
еще один авиамотор данного семейства - Испано-Сюиза 8Fb номинальной мощностью
300 л.с. До 1932 г. он серийно выпускался в Запорожье под названием М-6.
Отечественное происхождение мотора из Политехнического музея подтверждается
комплектацией агрегатами российского производства (магнето, карбюратор)
и небольшими отличиями от двигателя 8Ab. В частности, иначе выполнены
днище картера, имеющее лючок вокруг сливной пробки, и его задняя часть,
лишенная храповика, устройства ручного запуска и пускового магнето.
…Стоит обратить внимание всех предприятий, в распоряжении которых
имеются в том или ином качестве подобного рода технические раритеты, на
их высокую историческую ценность, которая со временем только увеличивается.
Сохранение технических свидетельств собственного культурного наследия
- вопрос чести всех ныне работающих, а также элемент самосохранения и
продолжения собственных замыслов в делах потомков.
|
|
Фото из фонда Политехнического
музея
публикуется впервые
|
Мотор М-4 из коллекции Политехнического
музея
|
|