Редакция нашего журнала обратилась к заместителю генерального директора ЦИАМ Ольге Чичеровой с просьбой прокомментировать складывающееся в отечественном научном производстве положение.
"Двигатель": Ольга Сергеевна, в шестом номере журнала за прошлый год было опубликовано интервью с генеральным директором ФГУП "ММПП «Салют» Ю.С. Елисеевым, в котором он изложил свою позицию о принятом законе о госпредприятии. Какова Ваша точка зрения по поднятым вопросам? Какими Вы видите перспективы Государственных научных центров в свете этого закона?
О. Чичерова: Я разделяю обеспокоенность Юрия Сергеевича Елисеева, которую он высказал в своем интервью. Не хочу акцентировать внимание на частных проблемах, порожденных вводом нового закона, таких как ограничение прав руководителей предприятий при закупке нового оборудования или при заключении договоров. Вполне реальной является ситуация, при которой государственных унитарных предприятий практически не будет вообще, а будут казенные предприятия или акционерные общества. Понятие казенного предприятия предполагает, что вся его хозяйственная деятельность жестко координируется и контролируется собственником имущества.
Желание в кратчайшие строки освободиться от якобы экономически неэффективных государственных предприятий позволяет чиновникам рассматривать последние с позиций старьевщиков, стремящихся "за эту рухлядь" выручить хотя бы что-нибудь ну хоть у кого-то. При таком подходе ФГУПы превращаются в рыночный товар определенной аукционной стоимости, которая определяется, главным образом, занимаемой ими территорией и находящимися на них постройками. Между тем, в категорию ФГУПов входят и крупнейшие научные центры. При этом никаких разговоров о какой-то эфемерной с точки зрения имущественных взаимоотношений интеллектуальной собственности уже не идет.
Оценивая одни лишь квадратные метры площадей оборонных заводов, институтов и других госпредприятий, чиновники проникаются непостижимым уму высокомерием по отношению к интеллектуальной элите страны, однозначно пытаясь числить все госпредприятия балластом на шее государства. И никто из них не хочет принимать во внимание роль государственных научных предприятий в обеспечении обороноспособности государства, социально-экономическом развитии России, создании рабочих мест и быстром развитии высоких технологий в смежных отраслях: энергетики, транспорте и др.
Говоря о реструктуризации всей отрасли авиационного двигателестроения, необходимо исходить из цели ее сохранения и развития как ключевой и особо наукоемкой высокотехнологичной отрасли авиационной промышленности. Целями реструктуризации являются: объединение научно производственных потенциалов опытно-конструкторских и серийных предприятий на основе реализации конкретных программ; усиление роли государства в управлении авиадвигателестроением; поддержание на конкурентоспособном уровне, особенно с точки обеспечения перспективных норм по шуму и эмиссии, существующего парка двигателей; сокращение числа базовых разработчиков и производителей авиационных двигателей в целях повышения эффективности их функционирования; сохранение и развитие научно-технического потенциала авиадвигателестроения на основе бюджетного финансирования, направленного на создание высоких технологий и научно технического задела; разработка на базе авиационных газотурбинных двигателей и их технологий высокоэффективных ГТУ для энергетики, газонефтедобывающего комплекса, судостроения и наземного транспорта.
В основе процесса реформирования госпредприятий должна лежать концепция развития отрасли. Далее, необходимо разработать более или менее долгосрочную программу развития отрасли на основе принятой концепции. И, наконец, если есть такая программа, то должен быть определенный госзаказ на конкретные объекты, создаваемые в рамках этой программы. Задачей государства в таком случае является выбор генерального разработчика и производителя (непременно на конкурсной основе) для выполнения этого госзаказа, а субподрядчиков они уже подберут себе сами. И так - по каждому объекту госзаказа. В этом случае будет и персональная ответственность руководителей предприятий за выполнение конкретных объектов госзаказа.
А тот, кому не достанется этого "государственного пирога", вынужден будет искать свою нишу на рынке, делать свое предприятие востребованным. Вот в этом-то и будет заключаться реальная программа реформирования госпредприятий. Чиновники должны обеспечить условия нормального прохождения процесса реструктуризации, отслеживать соблюдение необходимых условий всеми участниками. При реструктуризации научных организаций необходимо сохранить статус Государственных научных центров тем из них, направление деятельности которых соответствует приоритетным направлениям развития науки. Именно они должны вести разработку научно-технических прогнозов, критических технологий и создание научно-технических заделов, осуществлять фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, ориентированные на стратегические направления развития науки и технологий. Они же должны формировать и реализовывать государственную научно-техническую и инновационную политику, организовывать комплексные работы академического, вузовского и отраслевого секторов науки совместно с промышленными предприятиями по приоритетным направлениям развития техники и управлять сформированным научным процессом.
Сегодня о востребованности конкретного научного учреждения на мировом уровне мы можем судить по тем контрактам с ведущими мировыми фирмами, которые у него имеются. Стремление достичь устойчивого положения на рынке научных разработок обусловливает необходимость нашего внутреннего реформирования. Этот процесс объективно необходим и он идет.
Самое главное в процессе многочисленных реструктуризаций – это «не выплеснуть ребеночка». Иначе, в погоне за сиюминутными выгодами можно потерять основное – тот научно-технический потенциал, без которого обеспечение национальной безопасности и обороноспособности нашей страны невозможно.
|