Владимир Скибин, профессор, д.т.н. Виктор Кобельков, профессор, д.т.н. |
Т.М.Мелькумов |
На здании Учебной лабораторной базы авиационных двигателей Военно-воздушной
инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского c 1977 г. установлена
мемориальная доска со словами: "В этой лаборатории с 1955 года по
1969 год работал ее основатель - крупный учёный в области авиадвигателестроения,
Заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор, доктор технических
наук генерал-майор Мелькумов Тигран Меликсетович". Эта доска напоминает об учёном, который более 40 лет своей жизни посвятил
научной, научно-организаторской и педагогической деятельности в области
авиационных двигателей, в чем достиг результатов, заслуживающих самой
высокой оценки и не утративших своего практического значения до сегодняшнего
дня. Т.М. Мелькумов родился в 1902 г. В 1929 г. он успешно закончил факультет
двигателестроения Бакинского политехнического института и после выпуска
некоторое время работал ассистентом на кафедре двигателей внутреннего
сгорания этого института. В 1932 г. Научно-исследовательский институт Гражданского воздушного флота
пригласил Т.М. Мелькумова на работу в Москву на должность начальника моторного
отдела. В этом же году он стал по совместительству преподавателем кафедры
теории авиационных двигателей Военно-воздушной академии имени проф. Н.Е.
Жуковского. В 1939 г. Мелькумов получил звание командира Красной Армии
и стал военным преподавателем академии. Областью научной деятельности Т.М. Мелькумова в то время была теория и конструкция быстроходных авиационных дизелей. Он приступает к разработке оригинального маломощного авиационного дизеля
Д-11, предназначенного для лёгкого самолёта. Оригинальные научные и конструкторские идеи, методики расчетов, разработанные
при создании Д-11, были обобщены в докторской диссертации, которую Т.М.
Мелькумов блестяще защитил в 1940 г. В 1941 г. ему было присвоено учёное
звание профессора. Тогда же он стал начальником кафедры теории авиационных
двигателей ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. Основные результаты своей научной работы Тигран Меликсетович опубликовал
в монографиях "Теория быстроходного дизеля" и "Теория быстроходного
двигателя с самовоспламенением". Уже в начале 40-х годов Т.М. Мелькумов понимал, что возможности самолетов
с поршневыми двигателями вплотную приблизились к предельным. Осознавая
необходимость опоры на фундаментальные теоретические и экспериментальные
исследования, он в 1943 г. внес предложение о создании в академии новой
экспериментальной базы, предназначенной для испытаний и исследований авиационных
двигателей новых типов. В 1944 г. постановлением Государственного комитета
обороны были выделены необходимые средства на строительство и оснащение
Моторной испытательной станции (ныне именуемой Учебной лабораторной базой
авиационных двигателей). В составе и параметрах лабораторных установок
чётко отразилось научное предвидение Тиграном Меликсетовичем перспектив
развития авиадвигателестроения. Он вложил в проекты такие фундаментальные
инженерные решения, которые позволяют и в настоящее время проводить экспериментальные
исследования сложных проблем двигателестроения. Отлично понимая перспективность космических и воздушно-космических летательных аппаратов, Т.М. Мелькумов ещё в 60-х годах добился развития лабораторной базы в этом направлении. В содружестве с ОКБ, возглавляемым М.М. Бондарюком, был спроектирован и построен уникальный стенд для исследований моделей входных устройств гиперзвуковых летательных аппаратов, на котором были проведены эксперименты при числах М потока, достигающих 5...7. Многолетнее сотрудничество с ОКБ С.П. Королёва привело к созданию специальной вакуумной установки для изучения электроплазменных двигателей. Результаты этих исследований используются и в настоящее время при создании
космических аппаратов. Особенно ярко научные и организаторские способности Т.М. Мелькумова проявились в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ). В 1946 г. он был назначен заместителем начальника ЦИАМ, а в 1947 г. - начальником института. Данному назначению предшествовало обсуждение деятельности ЦИАМ на коллегии
Министерства авиационной промышленности. В вину ЦИАМ ставилось то, что
институт своевременно не сориентировал авиационную промышленность на переход
к новой реактивной технике. В период 1947-1948 гг. при участии Т.М. Мелькумова
в ЦИАМ было создано несколько тематических лабораторий по новым направлениям.
Начальником одной из вновь созданных лабораторий ЦИАМ (лаборатории горения)
стал сам Т.М. Мелькумов. Много внимания уделял Тигран Меликсетович методическим
вопросам исследований, проводимых как в институте, так и в ВВИА. Он требовал
практического выхода, получения конкретных рекомендаций для промышленности.
Положительный результат работы проявился в том, что в 1947-1950 гг. пятнадцать
научных сотрудников ЦИАМ были удостоены Государственных премий, в их числе
и сам Т.М. Мелькумов. Для устранения параллелизма в работе, в период с 1948 г. по 1952 г. по
решению правительства ЦИАМ и НИИ-1 были объединены. Возглавил объединенный
институт Т.М. Мелькумов. Велик вклад Т.М. Мелькумова в развитие экспериментальной базы ЦИАМ. Под его руководством к 1949 г. были разработаны предложения и составлены технические обоснования на строительство специального испытательного центра для нужд авиационной промышленности и ВВС. В мае 1949 г. Т.М. Мелькумов совместно с академиками М.В. Келдышем, Л.И. Седовым и А.М. Люлька обратился к правительству СССР с письмом, в котором предлагал создать новую экспериментальную базу ЦИАМ, предназначенную для проведения исследований, испытаний и доводки новых реактивных двигателей и их агрегатов. В 1950 г. в поселке Тураево вблизи Москвы было развёрнуто строительство. Оно проходило трудно и было в основном завершено в 1956 г. Созданная Тураевская экспериментальная база ЦИАМ и сегодня является уникальной,
крупнейшей в Европе; по своим возможностям она не уступает аналогичным
базам в США. В 1968 г. коллективу работников, принимавших активное участие
в создании этой базы, в их числе и Т.М. Мелькумову, была присуждена Государственная
премия. В связи с тяжёлым заболеванием в 1951 г. Т.М. Мелькумов оставил работу
в ЦИАМ, но по-прежнему продолжал работать в ВВИА. Глубоко понимая роль
ракетных двигателей, Т.М. Мелькумов в 50-х годах развернул на возглавляемой
им кафедре исследования по довольно широкому кругу теоретических проблем.
За цикл научных исследований Т.М. Мелькумов с группой сотрудников кафедры
в 1965 г. был удостоен золотой медали и премии имени Н.Е. Жуковского первой
степени. В 60-х годах под руководством Т.М. Мелькумова был поставлен учебный курс
по теории ракетных двигателей, написан ряд учебников. Так, в учебнике
"Теория двигателей" (соавтор Н.И. Мелик-Пашаев), он впервые
в нашей стране в систематизированном виде изложил основные вопросы, касающиеся
применения ядерной энергии в авиационных и ракетных силовых установках.
В 1968 г. вышла в свет монография "Ракетные двигатели", одним
из авторов которой был Т.М. Мелькумов. Когда в 1961 г. академия приступила к обучению группы первых космонавтов,
Т.М. Мелькумов принимал самое активное участие в разработке учебного плана
их подготовки. В 1969 г. Т.М. Мелькумов закончил службу в Вооруженных силах, ушел с
должности начальника кафедры, но не прекратил напряжённой работы. Благодаря
своему высокому научному авторитету он избирался членом секции машиностроения
Комитета по Ленинским и Государственным премиям, председателем секции
авиастроения Высшей аттестационной комиссии, членом Президиума НТС Министерства
высшего и среднего специального образования СССР. Кроме того, он работал
в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в НИИ нормализации
и стандартизации машиностроения. Тигран Меликсетович взял на себя труд
редактора-составителя трёхтомного издания "Пионеры реактивной техники". Умер Тигран Меликсетович Мелькумов 4 марта 1974 г.
|
предыдущий материал |