предыдущий материал |
Александр Ефремов, ведущий научный сотрудник 38 НИИИ МО РФ, к.т.н. |
|
Появление танков еще в годы Первой мировой войны четко обозначило переход
от позиционной войны к мобильной. Гусеницами танков вермахта в течение
семнадцати дней была раздавлена независимость Польши, и всего сорок дней
потребовалось немецким танковым группам, чтобы сокрушить Францию. Гигантские
сражения с массированным привлечением танков, происходившие на заключительном
этапе боевых действий в Европе, весьма убедительно свидетельствовали о
возросшей мощи бронетанковых войск и их высоких маневренных возможностях. Сегодня в сухопутных войсках всех стран мира за танками (а если точнее,
то за частями и соединениями, оснащенными бронетанковым вооружением и
техникой - БТВТ) прочно закрепилась роль главной ударной силы. Уровень подвижности танков в значительной степени определяет боевые возможности
танковых подразделений, частей и соединений при решении как тактических
задач (совершении маршей, маневрировании на поле боя), так и оперативных,
например, при быстрой переброске по дорогам "своим ходом". Подвижность БТВТ зависит, главным образом, от важнейшего элемента их силовых установок - двигателей, а кроме того, энерговооруженность танка определяется еще и его массой. У современных танков удельная мощность составляет 15…27 л.с./т. При этом максимальная скорость движения по шоссе находится в диапазоне
от 50 до 72 км/ч, средняя по сухим грунтовым дорогам - в диапазоне от
25 до 50 км/ч, а запас хода при движении по шоссе достигает 450…550 км. Не только двигатель, но и некоторые другие агрегаты и узлы танка оказывают
влияние на его подвижность. Так, трансмиссия обеспечивает высокую скорость
прямолинейного движения, механизмы поворота - управляемость, подвеска
и движитель - проходимость на местности. Обратимся к рассмотрению вопроса о том, какое влияние оказывает тип двигателя
на подвижность. Обычно при оценке энерговооруженности танков исходят из характеристик
для стендовых условий (это относится и к зарубежному танкостроению). Однако
на самом деле эти данные не отражают реальной энерговооруженности танка,
так как при установке двигателя в танк его так называемая объектовая мощность
оказывается, естественно, ниже стендовой. Потери мощности связаны, в основном,
с преодолением сопротивлений трасс впуска воздуха и выпуска отработавших
газов. Четырехтактные дизели В-84 при установке в моторно-трансмиссионное отделение
(МТО) танка теряют около 11 % мощности, 6ТД - 15 % , ГТД-1250 - 20 %. Заметное влияние на величину мощности двигателя оказывают внешние воздействующие
факторы и, в частности, температура окружающего воздуха и высота расположения
над уровнем моря. Так, при повышении температуры воздуха на 1 градус посравнению
со стандартной мощность, отдаваемая двигателями, снижается: у четырехтактного
дизеля - на 0,1 % ; у двухтактного - на 0,2 % ; у ГТД - на 1 %. Поэтому,
например, при температуре 40 °С объектовая мощность газотурбинного двигателя
снижается примерно на четверть (25 %). Кроме того, при эксплуатации танков Т-80У с газотурбинными двигателями
мощностью 1100 и 1250 л.с. в жарких и пыльных условиях предусмотрено ограничение
подачи топлива для снижения максимальной температуры газов перед силовой
турбиной примерно на 50 °С (уменьшение температуры газов на 1 °С эквивалентно
снижению мощности на 3 л.с.). Это также приводит к уменьшению объектовой
мощности танкового двигателя и снижению скорости движения. В горных условиях подвижность танков также уменьшается, и не только вследствие
пересеченности рельефа. На высоте 1000 м над уровнем моря происходит естественное
снижение мощности (из-за меньшей плотности воздуха). В то время, когда танки Т-80 имели 1000-сильный ГТД, а Т-72 - четырехтактный
дизель мощностью 780 л.с., их скорости движения на высотах от 2000 м и
более оказывались практически одинаковыми. В последние годы при модернизации и разработке новых двигателей заметно
усилилась тенденция к оснащению их все большим количеством ограничителей
подачи топлива (а значит, снижения мощности). Например, когда температура выпускных газов достигает значения, соответствующего
максимально допустимому, включается механизм ограничения подачи топлива.
С одной стороны, это, казалось бы, неплохо. Такое техническое решение
призвано предотвратить выход из строя силовой установки, сохранить в исправности
агрегаты и узлы машины. Но в некоторых условиях это может привести к невозможности
выполнения боевой задачи вследствие существенного снижения подвижности
танка, вплоть до полной его остановки! Еще один вопрос, связанный с подвижностью. Он особенно важен с учетом
того, что в армиях многих стран ведется постоянное совершенствование противотанковых
средств. Для уклонения от их воздействия на поле боя танк должен перемещаться
динамично, быстро разгоняться и тормозить. Для оценки динамических свойств
двигателя обычно используют понятие приемистости. Приемистость оценивается
временем разгона двигателя (и танка в целом) от режима, соответствующего
холостому ходу дизеля (режима малого газа ГТД), до режима максимальной
мощности двигателя (скорости машины). Время разгона дизеля составляет
1…2 с, у ГТД - 6…7 с. Дизельный танк на первой "стометровке"
(во многих боевых ситуациях очень важной) всегда выигрывает у газотурбинного
танка. Каждый образец бронированной машины, входящий в состав подвижного войскового
формирования, независимо от конкретного назначения должен быть приспособлен
к совместному использованию в составе подразделений, частей и соединений
СВ с образцами других типов, не ограничивая при этом их боевые и маршевые
возможности. Опыт отечественного танкостроения свидетельствует, что танки с двухтактными
дизелями и с ГТД не применялись как базовые для создания бронированных
машин боевого, технического и тылового обеспечения. По этой причине выполнение
требования к "однородности" образцов машин по подвижности при
использовании в качестве базы газотурбинного танка в современных условиях
является весьма проблематичным. Высказанные аргументы свидетельствуют, в основном, в пользу четырехтактных
танковых дизелей. Впрочем, не следует думать, что конкуренции между дизелем
и ГТД в качестве двигателей для танка не существует. С внедрением современных
технологий, основываясь на результатах анализа эволюционного развития,
можно будет выбрать наиболее приемлемый вариант.
|
предыдущий материал |