предыдущий материал

ЮБИЛЕЙ
Николай Троицкий, директор
ГУП "НИИДвигателей"

А.И.Толстов

50 ЛЕТ В ТАНКОВОМ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИИ


Научно-исследовательский институт двигателей (НИИД) является головным институтом отрасли танкового двигателестроения. На протяжении пяти десятилетий специалисты НИИД принимали самое активное участие в создании разнообразных двигателей для военных гусеничных машин. Совместные с КБ работы велись как в направлении модернизации серийных дизелей, так и разработки новых образцов. В последние годы институт принял участие в модернизации двигателей для танков и боевых машин пехоты, завершившейся созданием двигателя В-92С2 мощностью 735кВт (1000 л.с.) и УТД-32Т мощностью 485кВт (660 л.с.).

11 октября 1952 г. в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР из состава ЦИАМ им. П.И. Баранова была выделена лаборатория № 7 (бывший Отдел нефтяных двигателей) и преобразована в самостоятельную единицу - Научно-исследовательскую лабораторию двигателей Министерства транспортного машиностроения (НИЛД МТрМ). Инициатором создания и первым директором НИЛД был профессор, д.т.н. Анатолий Игнатьевич Толстов.

Первоначально в НИЛДе были образованы четыре подразделения: отдел дизельных двигателей (начальник Д.А. Портнов, затем И.М. Ротарь), отдел топливной аппаратуры и систем автоматического регулирования (начальник И.В. Астахов), конструкторское бюро (начальник Н.И. Рудаков) и группа профессора А.Д. Чаромского, занимавшаяся теоретическими исследованиями и конструированием двухтактного дизеля. В конце 1953 г. был организован отдел газотурбинных двигателей под руководством Д.А. Портнова (с 1966 г. - В.И. Гайгерова). Лаборатория имела свой производственный участок (руководитель С.А. Смирнов).

В июле 1957 г. НИЛД была передана в ведение Миноборонпрома СССР и с этого времени стала преимущественно заниматься вопросами танкового двигателестроения. В 1958 г. НИЛД была переименована в Научно-исследовательский институт двигателей (НИИД). Для лучшего взаимодействия с заводами и институтами отрасли были организованы базовые группы на заводе им. Малышева (руководитель - В.А. Герасименко), на Челябинском тракторном заводе (А.И. Казанцев), в ЛНПО им. В.Я. Климова (П.В. Кузнецов), на Кубинском полигоне - с 1972 г. - 38 НИИИ БТТ (Н.П. Толмачев).

С историей НИИД связаны имена многих выдающихся конструкторов и ученых: А.Д. Чаромского - создателя самого мощного в те годы авиационного дизеля АН-1, Т.П. Чупахина, внесшего большой вклад в создание дизеля В-2 - лучшего танкового двигателя времен Великой Отечественной войны и др.

С 1966 г. на протяжении 25 лет институт возглавлял Лев Иванович Пугачев.

При активном участии коллектива НИИД на заводе им. Малышева был создан, доведен и внедрен в серийное производство двухтактный танковый дизель, что позволило разработать танк нового поколения - Т-64.

Много сил вложили специалисты института в разработку совместно с ХКБД модификаций этого дизеля. В 1966 г. танк Т-64 с двигателем 5ТДФ успешно выдержал межведомственные испытания и в 1967 г. был принят на вооружение. Большая группа специалистов промышленности и в их числе сотрудники НИИД за создание двигателя 5ТДФ были отмечены правительственными наградами.

В течение многих лет в институте систематически велись расчетно-конструкторские и экспериментальные работы, направленные на совершенствование выпускавшихся ЧТЗ двигателей семейства В-2, улучшение их эксплуатационных характеристик, обеспечение возможности кратковременного форсирования. НИИД провел расчетно-конструкторские исследования по возможности повышения мощности двигателя В-46 до 730 кВт (1000 л.с.). Развитием двигателя В-46 явились его модификации В-84 мощностью 620 кВт (840 л.с.) и В-92 мощностью 730 кВт (1000 л.с.).

На протяжении длительного периода времени НИИД сотрудничал с КБ Барнаульского ЗТМ по двигателям серии УТД. Из большого количества модификаций двигателей этого семейства, доведенных до серийного производства, первым был двигатель УТД-20. В дальнейшем с помощью специалистов НИИД был создан более мощный УТД-29.

Специалистами НИИД совместно с ОКБ-6 Челябинского тракторного завода впервые был разработан специальный танковый ГТД с теплообменником - ГТД-700. В конце 1960 гг. КБ-3 Кировского завода (главный конструктор Н.С. Попов) постановлением правительства было поручено создание танка Т-80 с газотурбинным двигателем. Разработка и серийное производство ГТД для танка Т-80 были закреплены за минавиапромом. Двигатель мощностью 1000 л.с. проектировало ЛНПО им. В.Я. Климова (главный конструктор С.П. Изотов). Опираясь на опыт, имевшийся в ЛНПО им. В.Я. Климова по вертолетным двигателям, коллектив ОКБ С.П. Изотова разработал трехвальный двигатель, получивший название ГТД-1000Т. НИИД принимал активное участие в создании танкового газотурбинного двигателя. В 1976 г. на Калужском моторном заводе было развернуто серийное производство ГТД-1000Т и его последующих модификаций увеличенной мощности (ГТД-1000ТФ, ГТД-1250, ГТД-1250Г и др.), разработанных с участием специалистов НИИД. В 1977 г. танк Т-80 с ГТД-1000Т был принят на вооружение.

Решением ВПК в 1972 г. отдел электрооборудования НИИД был определен головным КБ по разработке генераторов и стартер-генераторов для БТВТ. Были спроектированы стартер-генераторы СГ-10 и СГ-18, системы электроснабжения для ряда объектов, генераторы серии Г, вентильные генераторы, нашедшие широкое применение в силовых установках ВГМ.

НИИД является базовой организацией отрасли по стандартизации, каталогизации и метрологии.

В 1980-1990 гг., когда возникла необходимость сосредоточить особое внимание на надежности двигателей военно-гусеничных машин (ВГМ), специалистами НИИД совместно с заводами отрасли, ВНИИТМ и 38 НИИИ БТВТ МО РФ была разработана и внедрена отраслевая система обеспечения надежности двигателей.

Институт располагает современной производственно-экспериментальной базой (Солнечногорск, Московской обл.), позволяющей проводить практически полный комплекс исследований двигателей (дизелей и ГТД), их элементов и систем.

К 1993 г. в эксплуатацию в составе экспериментальной базы НИИД были введены в стенды для испытаний дизелей и ГТД (мощностью от 3 до 1100 кВт), стенды для испытаний компрессоров и турбин, агрегатов наддува дизелей, теплообменных аппаратов, а также других узлов, агрегатов и отдельных элементов энергосиловых установок - всего 25 стендов.

Производственно-экспериментальная база НИИД включена в Государственный реестр уникальных стендовых испытательных баз.

В начале 1990-х гг. НИИД структурно состоял из 14 тематических отделов. В институте работало около 800 человек, из них 6 докторов и 36 кандидатов технических наук.

В последние годы институт принял участие в работах по модернизации двигателей объектов БТВТ, завершившихся созданием двигателей В-92С2 мощностью 1000 л.с. (ЧТЗ) и УТД-32Т мощностью 660 л.с. (БЗТМ).

Научно-технический потенциал института успешно используется в конверсионных разработках нейтрализаторов отработавших газов дизелей и в работах, проводимых по Московской программе использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города. В рамках этой программы НИИД исследует возможность применения экологически чистого топлива - диметилового эфира.

Все достижения института в проведении научных исследований и конструкторских разработок основаны на прочных деловых связях с ВНИИТрансмаш, 38 НИИИ МО РФ, с КБ и заводами отрасли. Институт имеет обширные связи с Академией наук, ВУЗами, отраслевыми НИИ.

За 50 лет своего развития институт прошел путь от научно-исследовательской лаборатории до головной организации отрасли, располагающей современной экспериментальной и производственной базой и квалифицированными кадрами.

На протяжении всей деятельности института ему оказывало поддержку руководство Миноборонпрома: министры С.А. Зверев, П.В. Финогенов, В.К. Глухих, генеральный директор Российского агентства по обычным вооружениям А.В. Ноздрачев, в ведении которого институт находится в настоящее время, заместители министра С.Н. Махонин, Е.П. Шкурко, Ж.Я. Котин, С.П. Чернов, М.А. Захаров, Г.Г. Янпольский.

Разработка двигателей и силовых установок объектов БТВТ велась в тесном взаимодействии с руководящим составом Минобороны: А.Х. Бабаджаняном, Ю.М. Потаповым, А.А. Галкиным, С.А. Маевым, Н.А. Журавлевым, Н.Г. Ковалевым, А.В. Радус-Зеньковичем, Л.Ф. Колесниковым, С.И. Беспаловым, Н.А. Шабалиным, А.И. Адамчуком. Значительную помощь в работе института оказывали представители заказчика: А.И. Бабаев, А.Д. Соловьев, В.А. Бурлаков, Н.И. Голошубин, В.В. Соломай.

Свой пятидесятилетний юбилей коллектив института встречает напряженным трудом. Опираясь на большой вклад предшественников в создание и развитие двигателей для объектов БТВТ, ГУП "Научно-исследовательский институт двигателей" в полной мере готово выполнить возложенные на него задачи.

ГТД-1250
В-92С2

50 YEARS IN TANK ENGINE BUILDING

The "NIID" Engine Research Institute is the leading institute in the tank engine industry. Within the last years the institute took part in developments of V-92S2 (1,000 h.p.) and UTD-32T (660 h.p.) engines. The first director of the institute was A.I. Tolstov. The names of a lot of scientists - A.D. Charomsky, T.P. Chupakhin, etc. are associated with the history of the institute. Since 1966, for over 25 years the institute had been headed by L.I. Pugachev. The 5ТDT diesel engine for T-64 tank was designed with active par-ticipation of the NIID. Also, the institute developed 1000- h.p. 1000Т GTE for Т-80 tank. The institute has implemented an up-to-date manufacturing and experimental base allowing almost all researches. In the beginning of the ninetieth about 800 workers were employed at the NIID (including 6 advanced Ph.D., 36 Ph.D.). Every time the institute was supported by a staff of the Ministry of Defensive Industry: Ministers S.A. Zverev, P.V. Finogenov, V.K. Glukhih, General Director of Russian Agency of Traditional Ar-mament A.V. Nordratchev, etc.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал