предыдущий материал |
Николай Троицкий, директор
ГУП "НИИДвигателей" |
А.И.Толстов |
Научно-исследовательский институт двигателей (НИИД) является головным
институтом отрасли танкового двигателестроения. На протяжении пяти десятилетий
специалисты НИИД принимали самое активное участие в создании разнообразных
двигателей для военных гусеничных машин. Совместные с КБ работы велись
как в направлении модернизации серийных дизелей, так и разработки новых
образцов. В последние годы институт принял участие в модернизации двигателей
для танков и боевых машин пехоты, завершившейся созданием двигателя В-92С2
мощностью 735кВт (1000 л.с.) и УТД-32Т мощностью 485кВт (660 л.с.). 11 октября 1952 г. в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР
из состава ЦИАМ им. П.И. Баранова была выделена лаборатория № 7 (бывший
Отдел нефтяных двигателей) и преобразована в самостоятельную единицу -
Научно-исследовательскую лабораторию двигателей Министерства транспортного
машиностроения (НИЛД МТрМ). Инициатором создания и первым директором НИЛД
был профессор, д.т.н. Анатолий Игнатьевич Толстов. Первоначально в НИЛДе были образованы четыре подразделения: отдел дизельных
двигателей (начальник Д.А. Портнов, затем И.М. Ротарь), отдел топливной
аппаратуры и систем автоматического регулирования (начальник И.В. Астахов),
конструкторское бюро (начальник Н.И. Рудаков) и группа профессора А.Д.
Чаромского, занимавшаяся теоретическими исследованиями и конструированием
двухтактного дизеля. В конце 1953 г. был организован отдел газотурбинных
двигателей под руководством Д.А. Портнова (с 1966 г. - В.И. Гайгерова).
Лаборатория имела свой производственный участок (руководитель С.А. Смирнов). В июле 1957 г. НИЛД была передана в ведение Миноборонпрома СССР и с этого
времени стала преимущественно заниматься вопросами танкового двигателестроения.
В 1958 г. НИЛД была переименована в Научно-исследовательский институт
двигателей (НИИД). Для лучшего взаимодействия с заводами и институтами
отрасли были организованы базовые группы на заводе им. Малышева (руководитель
- В.А. Герасименко), на Челябинском тракторном заводе (А.И. Казанцев),
в ЛНПО им. В.Я. Климова (П.В. Кузнецов), на Кубинском полигоне - с 1972
г. - 38 НИИИ БТТ (Н.П. Толмачев). С историей НИИД связаны имена многих выдающихся конструкторов и ученых:
А.Д. Чаромского - создателя самого мощного в те годы авиационного дизеля
АН-1, Т.П. Чупахина, внесшего большой вклад в создание дизеля В-2 - лучшего
танкового двигателя времен Великой Отечественной войны и др. С 1966 г. на протяжении 25 лет институт возглавлял Лев Иванович Пугачев. При активном участии коллектива НИИД на заводе им. Малышева был создан,
доведен и внедрен в серийное производство двухтактный танковый дизель,
что позволило разработать танк нового поколения - Т-64. Много сил вложили специалисты института в разработку совместно с ХКБД
модификаций этого дизеля. В 1966 г. танк Т-64 с двигателем 5ТДФ успешно
выдержал межведомственные испытания и в 1967 г. был принят на вооружение.
Большая группа специалистов промышленности и в их числе сотрудники НИИД
за создание двигателя 5ТДФ были отмечены правительственными наградами. В течение многих лет в институте систематически велись расчетно-конструкторские
и экспериментальные работы, направленные на совершенствование выпускавшихся
ЧТЗ двигателей семейства В-2, улучшение их эксплуатационных характеристик,
обеспечение возможности кратковременного форсирования. НИИД провел расчетно-конструкторские
исследования по возможности повышения мощности двигателя В-46 до 730 кВт
(1000 л.с.). Развитием двигателя В-46 явились его модификации В-84 мощностью
620 кВт (840 л.с.) и В-92 мощностью 730 кВт (1000 л.с.). На протяжении длительного периода времени НИИД сотрудничал с КБ Барнаульского
ЗТМ по двигателям серии УТД. Из большого количества модификаций двигателей
этого семейства, доведенных до серийного производства, первым был двигатель
УТД-20. В дальнейшем с помощью специалистов НИИД был создан более мощный
УТД-29. Специалистами НИИД совместно с ОКБ-6 Челябинского тракторного завода
впервые был разработан специальный танковый ГТД с теплообменником - ГТД-700.
В конце 1960 гг. КБ-3 Кировского завода (главный конструктор Н.С. Попов)
постановлением правительства было поручено создание танка Т-80 с газотурбинным
двигателем. Разработка и серийное производство ГТД для танка Т-80 были
закреплены за минавиапромом. Двигатель мощностью 1000 л.с. проектировало
ЛНПО им. В.Я. Климова (главный конструктор С.П. Изотов). Опираясь на опыт,
имевшийся в ЛНПО им. В.Я. Климова по вертолетным двигателям, коллектив
ОКБ С.П. Изотова разработал трехвальный двигатель, получивший название
ГТД-1000Т. НИИД принимал активное участие в создании танкового газотурбинного
двигателя. В 1976 г. на Калужском моторном заводе было развернуто серийное
производство ГТД-1000Т и его последующих модификаций увеличенной мощности
(ГТД-1000ТФ, ГТД-1250, ГТД-1250Г и др.), разработанных с участием специалистов
НИИД. В 1977 г. танк Т-80 с ГТД-1000Т был принят на вооружение. Решением ВПК в 1972 г. отдел электрооборудования НИИД был определен головным
КБ по разработке генераторов и стартер-генераторов для БТВТ. Были спроектированы
стартер-генераторы СГ-10 и СГ-18, системы электроснабжения для ряда объектов,
генераторы серии Г, вентильные генераторы, нашедшие широкое применение
в силовых установках ВГМ. НИИД является базовой организацией отрасли по стандартизации, каталогизации
и метрологии. В 1980-1990 гг., когда возникла необходимость сосредоточить особое внимание
на надежности двигателей военно-гусеничных машин (ВГМ), специалистами
НИИД совместно с заводами отрасли, ВНИИТМ и 38 НИИИ БТВТ МО РФ была разработана
и внедрена отраслевая система обеспечения надежности двигателей. Институт располагает современной производственно-экспериментальной базой
(Солнечногорск, Московской обл.), позволяющей проводить практически полный
комплекс исследований двигателей (дизелей и ГТД), их элементов и систем.
К 1993 г. в эксплуатацию в составе экспериментальной базы НИИД были введены в стенды для испытаний дизелей и ГТД (мощностью от 3 до 1100 кВт), стенды для испытаний компрессоров и турбин, агрегатов наддува дизелей, теплообменных аппаратов, а также других узлов, агрегатов и отдельных элементов энергосиловых установок - всего 25 стендов. Производственно-экспериментальная база НИИД включена в Государственный
реестр уникальных стендовых испытательных баз. В начале 1990-х гг. НИИД структурно состоял из 14 тематических отделов.
В институте работало около 800 человек, из них 6 докторов и 36 кандидатов
технических наук. В последние годы институт принял участие в работах по модернизации двигателей
объектов БТВТ, завершившихся созданием двигателей В-92С2 мощностью 1000
л.с. (ЧТЗ) и УТД-32Т мощностью 660 л.с. (БЗТМ). Научно-технический потенциал института успешно используется в конверсионных
разработках нейтрализаторов отработавших газов дизелей и в работах, проводимых
по Московской программе использования альтернативных видов моторного топлива
на автомобильном транспорте города. В рамках этой программы НИИД исследует
возможность применения экологически чистого топлива - диметилового эфира. Все достижения института в проведении научных исследований и конструкторских
разработок основаны на прочных деловых связях с ВНИИТрансмаш, 38 НИИИ
МО РФ, с КБ и заводами отрасли. Институт имеет обширные связи с Академией
наук, ВУЗами, отраслевыми НИИ. За 50 лет своего развития институт прошел путь от научно-исследовательской
лаборатории до головной организации отрасли, располагающей современной
экспериментальной и производственной базой и квалифицированными кадрами. На протяжении всей деятельности института ему оказывало поддержку руководство
Миноборонпрома: министры С.А. Зверев, П.В. Финогенов, В.К. Глухих, генеральный
директор Российского агентства по обычным вооружениям А.В. Ноздрачев,
в ведении которого институт находится в настоящее время, заместители министра
С.Н. Махонин, Е.П. Шкурко, Ж.Я. Котин, С.П. Чернов, М.А. Захаров, Г.Г.
Янпольский. Разработка двигателей и силовых установок объектов БТВТ велась в тесном
взаимодействии с руководящим составом Минобороны: А.Х. Бабаджаняном, Ю.М.
Потаповым, А.А. Галкиным, С.А. Маевым, Н.А. Журавлевым, Н.Г. Ковалевым,
А.В. Радус-Зеньковичем, Л.Ф. Колесниковым, С.И. Беспаловым, Н.А. Шабалиным,
А.И. Адамчуком. Значительную помощь в работе института оказывали представители
заказчика: А.И. Бабаев, А.Д. Соловьев, В.А. Бурлаков, Н.И. Голошубин,
В.В. Соломай. Свой пятидесятилетний юбилей коллектив института встречает напряженным трудом. Опираясь на большой вклад предшественников в создание и развитие двигателей для объектов БТВТ, ГУП "Научно-исследовательский институт двигателей" в полной мере готово выполнить возложенные на него задачи.
|
предыдущий материал |