Борис Каторгин, член-корреспондент РАН, д.т.н., |
ОАО "НПО Энергомаш им. акад.
В.П. Глушко"
|
Владимир Чванов, д.т.н., | |
Евгений Беляев, к.т.н | |
Валерий Черваков, к.т.н. |
МАИ
|
Сегодня трудно представить цивилизованный мир без ракетно-космической
техники. Создана международная обитаемая космическая станция. Продолжаются
полеты к дальним планетам Солнечной системы. Реализуются программы по
выводу на различные орбиты сотен спутников с целью всемирной информатизации. Все виды полезных нагрузок должны выводиться в космос ракетами-носителями
(РН), оснащенными высокоэффективными, надежными, дешевыми и экологически
чистыми двигателями. Этим требованиям отвечают ракетные двигатели, работающие
на жидком кислороде и углеводородном горючем на первых ступенях РН и жидком
кислороде и жидком водороде на верхних ступенях РН. К современным ЖРД предъявляют требования высокой надежности, экономичности работы, многократности использования и т.п. Оптимизация полетных траекторий РН требует от ЖРД обеспечения широкого
диапазона регулирования тяги двигателя при различных скоростях ее изменения. Стоимость разработки ЖРД, их надежность и эффективность определяются
многими факторами. Одним из важнейших является знание динамических процессов,
происходящих в двигателе. Это стало возможным благодаря накопленному опыту
разработки ЖРД и математическому моделированию. Математическое моделирование призвано выявить характерные особенности функционирования и выбрать оптимальные статические и динамические характеристики узлов и агрегатов двигателя на основе глубокого теоретического анализа создаваемой конструкции и процессов, происходящих как в агрегатах, так и в двигателе в целом. С помощью математического моделирования задолго до создания реальных узлов, агрегатов и двигателя в целом удается "прочувствовать" особенности работы ЖРД. Математическое моделирование должно сопровождать весь "жизненный цикл". На этапе технического предложения и эскизного проектирования с помощью
математического моделирования:
На этапе экспериментальной отработки:
На этапе серийного производства двигателей:
Почти пятидесятилетний опыт работы специалистов НПО Энергомаш им. академика
В.П. Глушко, в сочетании с работами ведущих специалистов ИЦ им. М.В. Келдыша,
ЦИАМ, ЦНИИМАШ, МВТУ и МАИ позволил отработать технологию построения полной
нелинейной математической модели, описывающей рабочий процесс ЖРД на всех
режимах работы. Математическая модель представляет собой детерминированное описание нелинейными
дифференциальными и алгебраическими уравнениями всех основных процессов,
происходящих в узлах, агрегатах и двигателе в целом при его функционировании.
При ее разработке используют представления о простейших гидродинамических
элементах активного сопротивления, массы и емкости, отражающих одно определенное
свойство моделируемой среды (инерционность, сжимаемость, вязкость) и описываемых
уравнениями соответствующего фундаментального физического закона - сохранения
количества движения, энергии и неразрывности течения. Математические модели полного цикла работы ЖРД обычно содержат до 150
нелинейных дифференциальных уравнений, в том числе и второго порядка,
а также около 300 алгебраических. Математические модели принято разделять на статические, описывающие стационарные
режимы работы ЖРД, и динамические, описывающие нестационарные режимы,
в которых все проявляющиеся скорости переменны. Только в динамике проявляются
и влияют на протекание процессов инерция перемещаемых масс и вращающихся
масс; тепловая инерция при передаче и распространении тепловых потоков;
деформация стенок магистралей и элементов конструкций; сжимаемость жидкости
и газа; изменение временных запаздываний при воспламенении и горении компонентов
топлива и т. п. Наибольшие трудности при разработке математических моделей встречаются
при разработке моделей, описывающих запуск ЖРД. Это связано с тем, что
данному режиму свойственен ряд специфических процессов. Определенные трудности возникают при решении больших систем нелинейных
дифференциальных уравнений. Накопленный НПО Энергомаш опыт позволил в настоящее время преодолеть
многие из указанных трудностей. Для каждого вновь разрабатываемого ЖРД
и для всех своих двигателей, находящихся в эксплуатации, НПО Энергомаш
разработало модели полного цикла работы. Хорошая сходимость расчетных
и экспериментальных данных свидетельствует об адекватности математической
модели реальным процессам, происходящим при запуске двигателя. С помощью
математического моделирования специалисты НПО Энергомаш при экспериментальной
отработке двигателя РД-120 обоснованно принимали решения, направленные
на повышение его надежности. При создании двигателя РД-170, используемого на РН "Энергия"
и РН "Зенит", а также двигателя РД-180 для РН "Атлас"
математическое моделирование позволило значительно сократить сроки и стоимость
разработки. В настоящее время НПО Энергомаш ведет отработку кислородно-керосинового ЖРД РД-191 для новой российской РН "Ангара". Двигатель, наряду со многими отработанными конструктивными решениями
кислородно-керосиновых двигателей РД-120, РД-170 и РД-180, включает в
себя ряд принципиально новых узлов и агрегатов, позволяющих значительно
улучшить его энергомассовые характеристики. Одним из новых решений является отказ от традиционной схемы управления
агрегатами управления и регулирования (дросселем и регулятором расхода
горючего), с помощью цифровых электро-пневмо-гидроприводов. Вместо них
применены дроссель и регулятор расхода горючего, дроссельные части которых
состоят из нескольких параллельных гидравлических блоков клапанов, а управление
ими осуществляется электрогидравлическими клапанами золотникового типа.
Для указанного двигателя была разработана математическая модель, позволившая
выбрать циклограмму. Проведенная серия из четырех испытаний первого экземпляра двигателя РД-191
без съема с испытательного стенда показала, что выбранные пусковые параметры
обеспечили нормальный, стабильный бесстартерный запуск. Целенаправленную подготовку специалистов в области математического моделирования рабочего процесса ЖРД ведет Московский авиационный институт. Этому способствует вышедший недавно из печати учебник "Математическое моделирование рабочего процесса жидкостных ракетных двигателей", написанный коллективом авторов из НПО Энергомаш и МАИ.
|
предыдущий материал |