предыдущий материал

НАУКА
Борис Каторгин, член-корреспондент РАН, д.т.н.,
ОАО "НПО Энергомаш им. акад. В.П. Глушко"
Владимир Чванов, д.т.н.,  
Евгений Беляев, к.т.н  
Валерий Черваков, к.т.н.
МАИ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЖРД


Сегодня трудно представить цивилизованный мир без ракетно-космической техники. Создана международная обитаемая космическая станция. Продолжаются полеты к дальним планетам Солнечной системы. Реализуются программы по выводу на различные орбиты сотен спутников с целью всемирной информатизации.

Все виды полезных нагрузок должны выводиться в космос ракетами-носителями (РН), оснащенными высокоэффективными, надежными, дешевыми и экологически чистыми двигателями. Этим требованиям отвечают ракетные двигатели, работающие на жидком кислороде и углеводородном горючем на первых ступенях РН и жидком кислороде и жидком водороде на верхних ступенях РН.

К современным ЖРД предъявляют требования высокой надежности, экономичности работы, многократности использования и т.п.

Оптимизация полетных траекторий РН требует от ЖРД обеспечения широкого диапазона регулирования тяги двигателя при различных скоростях ее изменения.

Стоимость разработки ЖРД, их надежность и эффективность определяются многими факторами. Одним из важнейших является знание динамических процессов, происходящих в двигателе. Это стало возможным благодаря накопленному опыту разработки ЖРД и математическому моделированию.

Математическое моделирование призвано выявить характерные особенности функционирования и выбрать оптимальные статические и динамические характеристики узлов и агрегатов двигателя на основе глубокого теоретического анализа создаваемой конструкции и процессов, происходящих как в агрегатах, так и в двигателе в целом. С помощью математического моделирования задолго до создания реальных узлов, агрегатов и двигателя в целом удается "прочувствовать" особенности работы ЖРД. Математическое моделирование должно сопровождать весь "жизненный цикл".

На этапе технического предложения и эскизного проектирования с помощью математического моделирования:

  • анализируются и выбираются схемные решения ЖРД с целью оптимизации его энергетических характеристик и параметров;
  • рассчитываются основные статические и динамические характеристики регулирующих устройств двигателя;
  • выбирается циклограмма срабатывания регулирующих органов;
  • определяются амплитудно-фазовые частотные характеристики (АФЧХ) двигателя;
  • исследуются вопросы внутридвигательной устойчивости процессов;
  • оценивается совместная работа двигателя с ракетными и стендовыми системами и исследуется ряд других вопросов.

На этапе экспериментальной отработки:

  • уточняются требования к циклограмме работы двигателя;
  • оптимизируются характеристики агрегатов и основные параметры двигателя;
  • анализируются аварийные и аномальные ситуации.

На этапе серийного производства двигателей:

  • оценивается влияние технологических отклонений, возникающих при изготовлении двигателя, на его эксплуатационные свойства и надежность;
  • анализируются и моделируются нештатные ситуации;
  • исследуются новые конструктивные решения, направленные на модернизацию двигателей и т.п.

Почти пятидесятилетний опыт работы специалистов НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко, в сочетании с работами ведущих специалистов ИЦ им. М.В. Келдыша, ЦИАМ, ЦНИИМАШ, МВТУ и МАИ позволил отработать технологию построения полной нелинейной математической модели, описывающей рабочий процесс ЖРД на всех режимах работы.

Математическая модель представляет собой детерминированное описание нелинейными дифференциальными и алгебраическими уравнениями всех основных процессов, происходящих в узлах, агрегатах и двигателе в целом при его функционировании. При ее разработке используют представления о простейших гидродинамических элементах активного сопротивления, массы и емкости, отражающих одно определенное свойство моделируемой среды (инерционность, сжимаемость, вязкость) и описываемых уравнениями соответствующего фундаментального физического закона - сохранения количества движения, энергии и неразрывности течения.

Математические модели полного цикла работы ЖРД обычно содержат до 150 нелинейных дифференциальных уравнений, в том числе и второго порядка, а также около 300 алгебраических.

Математические модели принято разделять на статические, описывающие стационарные режимы работы ЖРД, и динамические, описывающие нестационарные режимы, в которых все проявляющиеся скорости переменны. Только в динамике проявляются и влияют на протекание процессов инерция перемещаемых масс и вращающихся масс; тепловая инерция при передаче и распространении тепловых потоков; деформация стенок магистралей и элементов конструкций; сжимаемость жидкости и газа; изменение временных запаздываний при воспламенении и горении компонентов топлива и т. п.

Наибольшие трудности при разработке математических моделей встречаются при разработке моделей, описывающих запуск ЖРД. Это связано с тем, что данному режиму свойственен ряд специфических процессов.

Определенные трудности возникают при решении больших систем нелинейных дифференциальных уравнений.

Накопленный НПО Энергомаш опыт позволил в настоящее время преодолеть многие из указанных трудностей. Для каждого вновь разрабатываемого ЖРД и для всех своих двигателей, находящихся в эксплуатации, НПО Энергомаш разработало модели полного цикла работы. Хорошая сходимость расчетных и экспериментальных данных свидетельствует об адекватности математической модели реальным процессам, происходящим при запуске двигателя. С помощью математического моделирования специалисты НПО Энергомаш при экспериментальной отработке двигателя РД-120 обоснованно принимали решения, направленные на повышение его надежности.

При создании двигателя РД-170, используемого на РН "Энергия" и РН "Зенит", а также двигателя РД-180 для РН "Атлас" математическое моделирование позволило значительно сократить сроки и стоимость разработки.

В настоящее время НПО Энергомаш ведет отработку кислородно-керосинового ЖРД РД-191 для новой российской РН "Ангара".

Двигатель, наряду со многими отработанными конструктивными решениями кислородно-керосиновых двигателей РД-120, РД-170 и РД-180, включает в себя ряд принципиально новых узлов и агрегатов, позволяющих значительно улучшить его энергомассовые характеристики.

Одним из новых решений является отказ от традиционной схемы управления агрегатами управления и регулирования (дросселем и регулятором расхода горючего), с помощью цифровых электро-пневмо-гидроприводов. Вместо них применены дроссель и регулятор расхода горючего, дроссельные части которых состоят из нескольких параллельных гидравлических блоков клапанов, а управление ими осуществляется электрогидравлическими клапанами золотникового типа.

Для указанного двигателя была разработана математическая модель, позволившая выбрать циклограмму.

Проведенная серия из четырех испытаний первого экземпляра двигателя РД-191 без съема с испытательного стенда показала, что выбранные пусковые параметры обеспечили нормальный, стабильный бесстартерный запуск.

Целенаправленную подготовку специалистов в области математического моделирования рабочего процесса ЖРД ведет Московский авиационный институт. Этому способствует вышедший недавно из печати учебник "Математическое моделирование рабочего процесса жидкостных ракетных двигателей", написанный коллективом авторов из НПО Энергомаш и МАИ.


MATHEMATICAL MODELING OF PROCESSES IN MODERN LPEs

Fifty years' experience of experts employed at "Energomash" Scientific Production Association named in honor of V.P.Glushko and cooperation with Keldysh Center, CIAM, TsNIIMASH, MVTU and MAI research and educational institutes made possible to develop a complete nonlinear mathematical model describing working process of LPE in all operating conditions. Similar models were developed by the "Energomash" for all experimental and operating LPEs. A good agreement of calculated and experimental data is the evidence of the mathematical model validity. When used in the development of RD-170 and RD-180 engines (for "Atlas" launch vehicle) the modeling decreases the development time period and cost. Nowadays, "Energomash" company is designing RD-191 lox/kerosene engine for powering "Angara" launch vehicle. The engine is equipped with brand-new components and units considerably improving T/W ratio. A special mathematical model intended for a choice of a countdown graph was proposed. Tests of the RD-191 have demonstrated that chosen starting parameters ensured normal and stable starter-free engine start.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал