Редакция журнала "Двигатель" накануне выставки "Нефть-Газ-2002"
обратилась к члену правления ОАО "Газпром" Богдану Владимировичу
Будзуляку с просьбой ответить на ряд вопросов о взаимодействии этой жизненно
важной отрасли России с разработчиками и производителями двигателей для
газоперекачивающих агрегатов.
"Двигатель": Что можно сказать об итогах деятельности
компании в 2001 году? Сколько компрессорных станций введено в действие?
Богдан Будзуляк: Итоги удовлетворительные. Добыто 512,0 млрд кубических
метров газа. Освоено 120,0 млрд рублей в качестве капитальных вложений.
Основные направления инвестиций: обустройство Заполярного месторождения,
реализация проектов "Ямал-Европа" и "Голубой поток".
Всего в 2001 году в промышленную эксплуатацию было введено около 500 км
газопроводов.
"Д": Как строилась в истекшем году политика взаимоотношений
с разработчиками и поставщиками газотурбинных установок для газоперекачивающих
агрегатов?
Б.Б.: Взаимоотношения Газпрома с поставщиками газотурбинных установок
строились на основе долговременных соглашений о сотрудничестве. В этой
сфере деятельности Газпрома ведущее место занимают предприятия пермского
региона.
На ОАО "Газпром" "Кировский завод" (Санкт-Петербург)
положено начало производства 16 МВт газоперекачивающего агрегата.
АО "Казанское моторостроительное производственное объединение"
поставило и ввело в опытно-промышленную эксплуатацию агрегат мощностью
16 МВт с двигателем НК-38 и нагнетателем производства ОАО "Казань
компрессормаш".
"Д": На какой тип привода для газоперекачивающего агрегата
в перспективе будет ориентироваться "Газпром": на базе модернизированного
авиационного двигателя или стационарной установки? Можно ли сейчас говорить
о возрождении производства стационарных ГПА в России?
Б.Б.: В перспективе мы будем ориентироваться как на использование
приводов авиационного и судового типов, так и на стационарные ГТУ, производство
которых возрождается после многолетнего перерыва на Невском заводе, где
находится в изготовлении агрегат ГТНР-16 для компрессорной станции "Мокроус"
ООО "Юггрансгаз".
Таким образом, в зависимости от целого ряда факторов, на КС будут применяться
все виды привода, включая и электрический.
"Д": Сейчас много говориться о возможном приближении
техногенных катастроф, связанных, прежде всего, со старением оборудования.
В предыдущие годы в Газпроме из-за недостатка средств происходило увеличение
числа (до 12 % ежегодно) ГПА, подлежащих замене. Какой выход видит руководство
"Газпрома" из этой ситуации? Сколько ГПА модернизировано и заменено
в прошлом году? В чем заключалась модернизация КС и ГПА?
Б.Б.: Ежегодно газотранспортные общества выполняют большой объем
профилактических ремонтных работ для обеспечения надежности и безопасности
системы газоснабжения. Работы ведутся в плановом порядке. Часть из них
выполняется с полной остановкой всех объектов. Отказы, к сожалению, бывают,
но частота отказов нами отслеживается и регулируется путем реализации
профилактических мероприятий.
За прошедший год были реконструированы 54 газоперекачивающих агрегата
с использованием в основном отечественного оборудования.
"Д": Известно, что отечественные ГПА уступают западным
аналогам по некоторым параметрам (из-за чего пришлось, например, на наиболее
ответственных участках газопровода "Голубой поток" использовать
газотурбинные приводы фирмы "Дженерал Электрик"). Для разработки
и совершенствования отечественных ГПА у предприятий не хватает средств.
Какую помощь оказывает "Газпром" этим предприятиям и какую часть
своей прибыли 2001 года (а это 100 млрд руб.) ОАО "Газпром"
планирует вложить в 2002 году в разработку и производство газоперекачивающего
оборудования?
Б.Б.: Современные ГПА российского производства в целом не уступают
агрегатам западных фирм ни по техническим показателям - к.п.д., ресурсу,
ремонтопригодности, а по главному для нас на сегодня показателю - цене
- отечественные агрегаты значительно дешевле импортных. На сегодня главный
вопрос - стабильное финансирование программ нового строительства и реконструкции
объектов добычи и транспорта газа. Этим определяется возможность для машиностроительных
предприятий планомерных поставок оборудования, его совершенствования.
По нашему мнению машиностроительные предприятия могут и должны вкладывать
средства в доводку своих изделий.
"Д": Изменилась ли политика руководства ОАО "Газпром"
в отношении сотрудничества с зарубежными предприятиями-поставщиками газоперекачивающего
оборудования, в частности, с украинскими?
Б.Б.: Мы продолжаем сотрудничество с традиционными партнерами из дальнего
зарубежья и стран СНГ. Так, например, совместно с итальянской фирмой "Нуово
Пиньоне" при непосредственном участии специалистов Газпрома создан
газоперекачивающий агрегат ПЭТ-21С, в котором использован газогенератор
АЛ-31СТ производства ОАО "НПО "Сатурн". Пять таких ГПА
смонтированы на КС "Алмазная" ООО "Пермтрансгаз".
Продолжается сотрудничество с фирмами Украины по поставке двигателей и
ГПА.
|
|
BE COMPETITIVE WITH WESTERN COMPANIES
|
In the interview given by Bogdan.V.Budzulak - the member of the
Board of 'Gazprom" joint-stock company - he emphasized good
results of the company's business in 2001. Gas recovery reached
512 billion m3. About 120 billion rubles were invested. "Kirovskiy
Zavod" Plant from St.-Petersburg has launched manufacturing
of 16-MW gas-compressor unit (GCU). The company is planning to use
aircraft and ship gas-turbine engines as well as industrial GTUs
and reviving their manufacturing (e.g. GTNR-16 installation for
"Mokrous" compressor station). Every year gas-pumping
corporations carry out a great scope of preventive maintenance and
repair works. In 2001, they completed reconstruction of 54 gas-compressor
units by using mainly Russian equipment. Today, Russian GCUs are
competitive with western units. "Gazprom" in cooperation
with "Nuovo Pinione", Italy, developed PET-21S gas-compressor
unit provided with AL-31ST engine core manufactured by "NPO
"Saturn" company. Five GCUs of this type have been installed
at "Almaznaya" compressor station.
|
|