предыдущий материал

ВЫСТАВКА
Интервью Г.Костина

ДВА ПУТИ ОБОРОННОГО ЗАКАЗА


Встречи на специализированной выставке "Двигатели" подарили нашему корреспонденту редкую возможность беседы с одним из самых недоступных (по отсутствию свободного времени) депутатов Госдумы, Георгием Костиным, известным всем "оборонщикам" России еще в качестве директора Воронежского механического завода, до сих пор выпускающего жидкостные ракетные двигатели для наиболее применяемых типов ракет-носителей. Г. Костин был председателем Комитета по конверсии Госдумы предыдущего созыва и ему в немалой степени мы все обязаны сохранением тех оборонных предприятий, которые смогли достаточно "безударно" перейти на гражданскую продукцию. Результаты беседы - в этой статье.

Сейчас ясно уже кажется всем, что дальше не заниматься судьбой оборонного комплекса руководство страны не может. Сейчас предлагается сократить количество работающих на рынке организаций, объединив их в различного типа корпорации. При этом почему-то хотят не облегчить жизнь традиционным компаньонам, а объединить рядом находящихся территориально или даже просто соседствующих в неких реестрах и перечнях. В воздухе носится идея о создании разных холдингов, но ради того, чтобы… создать холдинг, то есть просто уменьшить общее число предприятий. Понятно, например, когда объединяют под единым управлением технологически связанные между собой предприятия: заводы, ОКБ и прочее. Продукция многих предприятий потребляется разными отраслями. Так одни и те же двигателестроительные заводы работают и для авиации, и для энергетики, и для газовой промышленности. Объединяя предприятия в одной отрасли, мы создаем проблемы для их деятельности в другой.

Есть еще один важный аспект объединений. Кажется, до сих пор никто не отменял (и не собирается это делать) такой вещи, как государственная тайна. К объектам, попадающим под ее эгиду, в первую очередь относятся все предприятия, непосредственно работающие в оборонной отрасли.

Есть два подхода к разрешению этой проблемы. Согласно одному из них, не имеет значения форма собственности предприятия, выполняющего данный заказ: достаточно соблюдения режима внутри предприятия и контроля этого соответствующими государственными органами.

Все мы свидетели того, что предприятия, на которые государство даже формально влиять не может, свободно обмениваются информацией со своими партнерами (и тем более, владельцами-акционерами).

Есть и другой подход. Он состоит в том, что головное предприятие, ответственное за ведение всей темы, в том числе за соблюдение режима - государственное, а предприятия смешанной формы собственности могут быть соисполнителями по любым элементам, агрегатам и частям того же оборонного заказа. И это тоже практика, принятая во всем мире.

Без выбора одного из этих подходов в качестве основного или комбинирования их невозможно что-то говорить в плане оборонной доктрины. К сожалению, одно лишь авиационное двигателестроение имеет негосударственную объединяющую всю отрасль структуру - АССАД, которая в какой-то мере может отстаивать интересы подотрасли перед государством, заказчиками и поставщиками, взаимно увязывать запросы входящих в нее предприятий и организаций. В результате авиационные двигателисты если не процветают, то, по крайней мере, сохранили и даже наращивают свои производственные мощности. У "ближайших родственников" по бывшему авиапрому - самолетчиков - такого единения не наблюдается. И что же: отрасль находится в изрядно проблемном состоянии.

Друзей на рынке нет, есть коллеги. И конкуренты. И любая, пусть даже и самая честная конкуренция на мировом рынке предполагает использование и нерыночных - политических - методов, непосредственное участие в делах рынка государственных структур. В первую очередь это всегда относилось и относится к оборонной промышленности.

По результатам беседы осталась надежда скорых положительных изменений в руководстве экономикой оборонной промышленности России. Сейчас уже в "костинском" подкомитете Госдумы Российской Федерации по промышленности, строительству и наукоемким технологиям проходят мощные кадровые перестановки: приходят люди, весьма и весьма близко принимающие к сердцу государственные интересы нашей страны. Костин считает, что для страны, где практически почти все предприятия выпускали продукцию "двойного назначения", крайне полезно и даже необходимо иметь особый подкомитет по оборонным отраслям промышленности. Если вспомним, до самого недавнего времени так это и было. При этом обязательно вовлечь в деятельность этого комитета как можно больше депутатов-производственников Госдумы. Причины этому ясны: конечно, управление производством - дело профессиональное, но и самый профессиональный управленец, не владея спецификой своей отрасли, не сможет в ней сделать ничего толкового. Никакие "рыночные механизмы" сами собой, автоматически, не заменят руководителю понимания процессов, которые происходят в управляемой им области промышленности. Государство, как "главный управляющий делами" в России, не имеет право самоустраняться от решения вопросов тех отраслей, которые всегда и при всех правительствах были сферой его интересов.


TWO WAYS OF ORDER PLACING BY THE MINISTRY OF DEFENSE

Meetings at "Engines" specialized exhibition gave to our correspondent a unique chance to talk with Deputy of State Duma Georgiy Kostin. He unveiled the project of restructuring aviation companies by merging into corporations but the principle is not clear today. Consolidation of companies in one branch of the industry creates problems for their business in another. Moreover, there is an additional aspect of pooling resources - the state secrecy. All companies of the military industry fall under its influence. There are two approaches to resolve this problem: a) a type of the company's ownership (state of private) is of no concern. The only required thing is to obey certain rules of the company being under supervision of corresponding state authorities; b) a head organization bearing full responsibility (including confidentiality) for an order placed by the Ministry of Defense is to be a sate-owned company. Other companies (sate, private or mixed) will be cooperating with the head company and be in charge for elements, parts or items of the defensive order.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал