ФГУП "Исследовательский центр
им. М.В. Келдыша":
|
|
Юрий Кочетков, |
д.т.н., начальник отдела
|
Галина Кочеткова, |
инженер
|
Проблемы газовой динамики внутренних течений и тепломассообмена в
РДТТ, у которых ось симметрии заряда не совпадает с осью сопла (таковы,
например, тормозные двигатели, двигатели увода, газогенераторы и пороховые
аккумуляторы давления с повернутыми патрубками), приобретают в настоящее
время все большую актуальность. Для решения сложных задач в указанных
областях знаний широко применяется математическое моделирование, создаются
мощные программные комплексы. Однако в век компьютерных технологий аналитические
и инженерные методы не потеряли своего значения. Они позволяют в относительно
простой форме выявить характер протекающего процесса, оценить предельные
значения параметров и точность численных расчетов, и, в конечном счете,
способствуют совершенствованию конструкции двигателей. Работа РДТТ с поворотными управляющими соплами или сложной конфигурацией
предсоплового объема сопряжена с несимметричным течением газа по тракту
камеры и сопла. Вследствие этого возникают боковая сила и газодинамический
момент, действующие на сопло. Сложное трехмерное течение газа характеризуется
наличием линий растекания и стекания, образованием вихревых структур,
а также отрывных зон, приводящих к интенсификации теплообмена и несимметричному
уносу материала сопла. Газодинамические процессы в несимметричных соплах
имеют ярко выраженный трехмерный характер, что приводит к неравномерности
распределения частиц конденсированной фазы в газообразных продуктах сгорания
топлива. Это, в свою очередь, вызывает неравномерное осаждение частиц
на стенках сопла. Следует отметить, что экспериментальный материал, накопленный в этой
области, весьма ограничен. Разработка алгоритмов и программ расчета динамических
процессов тепломассообмена в газовых трактах РДТТ, основанных на многодисциплинарных
подходах к газовой динамике и позволяющих производить компьютерное моделирование,
весьма трудоемка и не гарантирует получения достоверных результатов. Нередко
такие программы оказываются неприменимыми при проектировании и отработке
несимметричных сопловых блоков. Поэтому не потеряли своего значения и
остаются весьма эффективными инженерные методы, основанные на решении
линеаризованных систем уравнений, для замыкания которых используются граничные
условия, полученные экспериментально. В данной статье излагаются результаты
решения системы линейных дифференциальных уравнений первого порядка У.Г.
Пирумова с коэффициентами, зависящими от аргумента и связывающими боковую
силу и момент с параметрами несимметричного газового потока. Исследования позволили найти область определения получающегося в результате
преобразований гипергеометрического уравнения. Показано, что все имеющие
физический смысл значения параметров лежат в области, где показатель адиабаты
принадлежит интервалу 1,12 < k < 1,4, а номер полинома Лежандра,
используемого в решении, принимает значение большее двух. Соответствующий
полуугол раскрытия конического сопла составляет меньше сорока пяти градусов. Полученные решения для моментов, боковой силы и эксцентриситета вектора
тяги могут использоваться для инженерного моделирования газодинамических
процессов, теплообмена и уноса теплозащитных и эрозионностойких материалов
осесимметричных круглых сопел РДТТ с несимметричными граничными условиями
на входе. Условия несимметричности сосредоточены в постоянных интегрирования
С1 и С2, получение которых теоретически затруднительно. Поскольку постоянные
интегрирования для всех уравнений одинаковы, то их количественные значения
могут быть однозначно определены в ходе эксперимента для любой конкретной
конфигурации газового тракта. В Центре Келдыша на газодинамических установках и модельных РДТТ были
проведены многочисленные испытания осесимметричных круглых сопел с несимметричными
условиями на входе. Экспериментальные исследования на конических соплах
различной длины позволили провести прямые сравнения полученных данных
и результатов аналитического решения и подтвердили их хорошую сходимость. При проведении экспериментов стенки исследуемых сопел были оборудованы
дренажными отверстиями и трубопроводами, с помощью которых производился
отбор газа для измерения статического давления в каждом сечении. Отверстия
располагались вдоль образующих наветренной, подветренной и нейтральной
сторон сверхзвуковой части сопла. Непрерывная регистрация величины давления
в течение всего времени работы сопла позволила определить перепад на наветренной
и подветренной сторонах и статическое давление на боковой образующей. Испытания показали, что эпюра сил давления, действующих на поверхность
сопла в любом выбранном сечении, по форме близка к эллипсу. Показано, что статическое давление потока на боковую стенку сопла приблизительно
равно среднему арифметическому давлению на наветренной и подветренной
сторонах в данном сечении. Полученные экспериментальные результаты позволили распространить аналитические
решения для моментов, боковой силы и эксцентриситета вектора тяги на основные
газодинамические параметры. Была установлена связь давления с производной
от функции газодинамического момента. Для однозначного определения постоянных интегрирования С1 и С2 рассматриваемых уравнений был разработан экспериментально-расчетный метод, основанный на сравнении аналитических решений и измеренных значений статических давлений вдоль характерных образующих эталонного сопла. Для эталонного сопла была выбрана простая коническая форма. Эксперимент проводился при натурных значениях давления, температуры и
состава газов в камере. По результатам эксперимента строилась зависимость
безразмерного давления вдоль сопла. Расчетным путем для тех же условий
определялась аналитическая зависимость. Варьируя коэффициенты С1 и С2
и оценивая "невязку" между двумя кривыми методом наименьших
квадратов, производился подбор такой теоретической кривой, которая с заданной
точностью совпадала с экспериментальной. Эти коэффициенты в дальнейшем
использовались для расчетов моментов, боковой силы и эксцентриситета вектора
тяги в натурном двигателе. Сравнение результатов расчетов, выполненных по предложенной методике, с точным трехмерным расчетом позволяет сделать вывод о достаточно высокой точности линейной теории. Колебательный характер кривых объясняется наличием чередующихся в потоке волн разряжения и сжатия, при этом волна сжатия на одной стороне соответствует волне разряжения на противоположной. Нетрудно убедиться в том, что по длине величина боковой силы затухает,
так как с увеличением степени расширения величина давления на стенку уменьшается.
Для момента также характерен колебательный характер, однако из-за увеличения
расстояния до центра источника может происходить рост амплитуды колебаний.
Об эксцентриситете вектора тяги нельзя однозначно сказать - будет ли он
возрастать по длине или уменьшаться. Все зависит от соотношения сил и
газодинамических моментов. Для практики важно знать местоположение "нулей"
эксцентриситета вектора тяги. В этом случае даже при наличии боковых сил
и моментов радиальное смещение вектора тяги относительно оси будет отсутствовать. В настоящее время в Центре Келдыша имеются действующие стенды и установки, предназначенные для исследования моментно-силовых характеристик несимметричных двигателей. Разработанные методы и программы расчета процессов в конических и профилированных соплах доведены до практической эксплуатации. Выпущено три тома газодинамических таблиц, позволяющих проводить расчеты параметров газовой динамики, тепломассообмена и моментно-силовых характеристик в конических соплах, повернутых относительно оси камеры сгорания.
|
предыдущий материал |