предыдущий материал |
Виктор Зазулов, генеральный директор-главный конструктор НПП "ЭГА" |
Анализ результатов маркетинговых исследований на мировом рынке боевой
авиации показывает, что для сохранения экспортного потенциала самолетов
семейства Су-27 необходима модернизация двигателя АЛ-31Ф. Причем она должна
направляться не только на улучшение тактико-технических параметров двигателя,
но и на совершенствование эксплуатационной технологичности, увеличение
ресурса и, в конечном итоге, на снижение стоимости жизненного цикла. Система автоматического управления (САУ) является одним из основных элементов,
определяющих технический облик двигателя. Существующая САУ двигателя АЛ-31Ф
была разработана в семидесятых годах и вот уже почти четверть века успешно
эксплуатируется как в России, так и за рубежом. Однако сегодня такая система
является морально устаревшей. Дальнейшее увеличение межремонтного ресурса, срока службы, а также уменьшение
объема технического обслуживания агрегатов САУ выглядят проблематично.
Большое количество эксплуатационных регулировок делают двигатель все менее
конкурентоспособным на зарубежном рынке боевой техники. В конце 2001 г. НПП "ЭГА" приступило к разработке новой системы
автоматического управления для модификации двигателя АЛ-31Ф по техническому
заданию ФГУП ММПП "Салют". После тщательного анализа различных
вариантов построения САУ, проведенного совместно специалистами НПП "ЭГА",
ФГУП ЦИАМ и ММПП "Салют", выбор был остановлен на электронной
системе с полной ответственностью типа FADEC. Требования по безотказности для САУ двигателя двухмоторного самолета,
сформированные исходя из принципа равной надежности силовой установки
и системы дистанционного управления самолетом, обеспечиваются дублированной
электронной системой управления, контроля и диагностики, а также резервированием
основных функций управления двигателя третьим независимым каналом управления. САУ включает в себя двухканальный электронный регулятор со следующими
основными характеристиками каждого канала: процессор MOTOROLA 68332; 32
аналоговых и частотных сигнала обработки входной информации; 32 дискретных
входных сигнала; 12 выходных аналоговых сигналов и др. При разработке программного обеспечения учитываются требования стандарта
RTCA\DO178B, программирование ведется на языках высокого уровня C, C++,
Assembler 68332. Резервный электронный канал физически расположен в одном корпусе с основным
двухканальным электронным регулятором и обеспечивает работу двигателя
только на нефорсированных режимах. Система топливопитания состоит из подкачивающего центробежного насоса
типа ДЦН, плунжерных насосов основного контура и механизации двигателя,
а также центробежного насоса форсажного контура. Кроме того, в гидромеханическую часть основного контура входят распределитель
топлива по коллекторам основной камеры сгорания, блок исполнительных механизмов.
Гидромеханическая часть форсажного контура содержит блок дозаторов форсажного
топлива и др. Учитывая крайне сжатые сроки, отведенные на разработку, и ограниченность
объемов финансирования (из собственных средств ММПП "Салют"),
заказчик и разработчик предложили подключиться к проекту серийным заводам-поставщикам
топливорегулирующей аппаратуры двигателя АЛ-31Ф еще на этапе изготовления
первых опытных образцов агрегатов. Начало стендовых моторных испытаний
новой системы запланировано на первый квартал 2003 г. Внедрение такой САУ позволит уменьшить затраты на эксплуатацию двигателя
благодаря развитой системе контроля, диагностики и регистрации параметров
двигателя и его систем. Существенный выигрыш будет получен и в стоимости
производства серийных агрегатов САУ по сравнению с существующей системой.
|
предыдущий материал |