предыдущий материал

РАЗРАБОТКА
Виктор Зазулов,
генеральный директор-главный конструктор
НПП "ЭГА"

НОВЫЕ САУ - ПУТЬ К МЕЖДУНАРОДНОМУ РЫНКУ


Анализ результатов маркетинговых исследований на мировом рынке боевой авиации показывает, что для сохранения экспортного потенциала самолетов семейства Су-27 необходима модернизация двигателя АЛ-31Ф. Причем она должна направляться не только на улучшение тактико-технических параметров двигателя, но и на совершенствование эксплуатационной технологичности, увеличение ресурса и, в конечном итоге, на снижение стоимости жизненного цикла.

Система автоматического управления (САУ) является одним из основных элементов, определяющих технический облик двигателя. Существующая САУ двигателя АЛ-31Ф была разработана в семидесятых годах и вот уже почти четверть века успешно эксплуатируется как в России, так и за рубежом. Однако сегодня такая система является морально устаревшей.

Дальнейшее увеличение межремонтного ресурса, срока службы, а также уменьшение объема технического обслуживания агрегатов САУ выглядят проблематично. Большое количество эксплуатационных регулировок делают двигатель все менее конкурентоспособным на зарубежном рынке боевой техники.

В конце 2001 г. НПП "ЭГА" приступило к разработке новой системы автоматического управления для модификации двигателя АЛ-31Ф по техническому заданию ФГУП ММПП "Салют". После тщательного анализа различных вариантов построения САУ, проведенного совместно специалистами НПП "ЭГА", ФГУП ЦИАМ и ММПП "Салют", выбор был остановлен на электронной системе с полной ответственностью типа FADEC.

Требования по безотказности для САУ двигателя двухмоторного самолета, сформированные исходя из принципа равной надежности силовой установки и системы дистанционного управления самолетом, обеспечиваются дублированной электронной системой управления, контроля и диагностики, а также резервированием основных функций управления двигателя третьим независимым каналом управления.

САУ включает в себя двухканальный электронный регулятор со следующими основными характеристиками каждого канала: процессор MOTOROLA 68332; 32 аналоговых и частотных сигнала обработки входной информации; 32 дискретных входных сигнала; 12 выходных аналоговых сигналов и др.

При разработке программного обеспечения учитываются требования стандарта RTCA\DO178B, программирование ведется на языках высокого уровня C, C++, Assembler 68332.

Резервный электронный канал физически расположен в одном корпусе с основным двухканальным электронным регулятором и обеспечивает работу двигателя только на нефорсированных режимах.

Система топливопитания состоит из подкачивающего центробежного насоса типа ДЦН, плунжерных насосов основного контура и механизации двигателя, а также центробежного насоса форсажного контура.

Кроме того, в гидромеханическую часть основного контура входят распределитель топлива по коллекторам основной камеры сгорания, блок исполнительных механизмов. Гидромеханическая часть форсажного контура содержит блок дозаторов форсажного топлива и др.

Учитывая крайне сжатые сроки, отведенные на разработку, и ограниченность объемов финансирования (из собственных средств ММПП "Салют"), заказчик и разработчик предложили подключиться к проекту серийным заводам-поставщикам топливорегулирующей аппаратуры двигателя АЛ-31Ф еще на этапе изготовления первых опытных образцов агрегатов. Начало стендовых моторных испытаний новой системы запланировано на первый квартал 2003 г.

Внедрение такой САУ позволит уменьшить затраты на эксплуатацию двигателя благодаря развитой системе контроля, диагностики и регистрации параметров двигателя и его систем. Существенный выигрыш будет получен и в стоимости производства серийных агрегатов САУ по сравнению с существующей системой.

НД-235
ФН-235
НПП "ЭГА"
125015, Россия, Москва,
ул. Правды, 23.
Тел.: (095) 285-9140.
Факс: (095) 257-1606.

NEW AUTOMATIC CONTROL SYSTEMS - THE WAY TO THE WORLD MARKET

The upgrading of AL-31F engine is urgent for keeping an export potential of Su-27 aircraft family. In 2002, "EGA" company launched development of a new automatic control system for the AL-31F under the technical project approved by MMPP "Salute" company. An electronic system of FADEC type was chosen. The requirements to fail-free operation to the engine ACS of a two-engined aircraft which are based on a concept of equal reliability of the powerplant and the aircraft remote control system are provided by the dual electronic control, monitoring and diagnostic system as well as by the engine basic control functions backup by a third independent control channel. The ACS includes a two-channel electronic controller with the following basic characteristics of every channel: MOTOROLA 68332 processor; 32 analog inputs; 32 digital inputs; 12 analog outputs, etc. The new ACS tests are scheduled for the first quarter of 2003. Due to the advanced control, diagnostics and recording system the new ASC will help to decrease operating expenses. Moreover, there will be a prize in manufacturing cost of ACS series components.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал