предыдущий материал

ПРОИЗВОДСТВО

ОАО "Авиадвигатель":
Софокл Полатиди
начальник отдела, к.т.н.
Александр Алексенцев
ведущий инженер

ОПЫТ ДОВОДКИ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК


В настоящее время устойчивым рыночным спросом пользуются газотурбинные установки (ГТУ), предназначенные для оснащения электростанций с номинальной мощностью генератора 4 МВт. Одним из важнейших требований, предъявляемых к ГТУ данного класса, является обеспечение к.п.д. не менее 24 %. Как показывает опыт ведущих фирм, получить сразу заданные проектом параметры затруднительно и требуется тщательный анализ работы и доводка агрегатов установки.

В 1997 г. успешно прошла межведомственные испытания новая установка ГТУ-4П, разработанная специалистами фирмы "Авиадвигатель".

В качестве основы при проектировании ГТУ-4П конструкторами была выбрана установка ГТУ-2,5П номинальной мощностью 2,5 МВт, созданная на базе хорошо зарекомендовавшего себя авиационного двигателя Д-30 III серии. Следует отметить, что в настоящее время в эксплуатации находится 57 установок типа ГТУ-2,5П, и их общая наработка составляет около 400 тыс. ч.

На втором этапе доводки параметров ГТУ-4П исследовались силовая турбина и газовый тракт за ней. Поскольку ГТУ-4П не имеет спрямляющего аппарата за силовой турбиной, потери на стойках задней опоры и в сопле на данном режиме значительно растут.

Анализ результатов испытаний с использованием математической модели ГТУ показал, что с увеличением нагрузки заметно ухудшается к.п.д. силовой турбины. Для увеличения к.п.д. необходимо оптимизировать частоту вращения ротора силовой турбины (7000 об/мин). При увеличении быстродействия системы автоматического регулирования (с незначительной доработкой), частота вращения ротора может быть увеличена до 7500 об/мин.

Современные методы анализа результатов испытаний с использованием математических моделей позволили специалистам фирмы "Авиадвигатель" повысить к.п.д. установки ГТУ-4П до достаточно высокого уровня (25 %).

В настоящее время фирма работает над созданием установки ГТУ-4ПМ, являющейся модификацией серийной ГТУ-4П и имеющей к.п.д. 27 %. Предварительные расчетно-экспериментальные исследования показали, что для новой установки потребуется оптимизация углов установки входного направляющего аппарата и рабочего колеса первой ступени компрессора, а также перепрофилирование лопаток всех четырех ступеней турбин. Опыт и знания, накопленные в ходе удачной доводки установки ГТУ-4П, позволяют надеяться на успех при создании еще более совершенной газотурбинной установки.


Изменение основных параметров ГТУ-4П в процессе доводки
(номинальный режим, Ne = 4МВт))
Характеристика
Этап
Проект
ГТУ-4П
После
форсирования
ГТУ-2,5П
После доводки
компрессора
и турбины
Частота вращения ротора силовой турбины, об/мин
5500
5500
5500
7000
7500
hе, %
24
22.6
24
24.8
25
ТСАI, К
1089
1100
1075
1057
1055
ТСТ, К
721
755
705
688
685
Расход воздуха, кг/с
27,3
29,3
29,5
28,7
28,7
Степень сжатия компрессора
7,12
7,35
7,3
7,07
7,05
Частота вращения ротора газогенератора, об/мин
10 060
10 050
9950
9800
9700
ГТУ 2,5П перед модернизацией

EXPERIENCE IN OPERATIONAL DEVELOPMENT OF GAS-TURBINE UNITS

Nowadays, gas-turbine units designed for 4-MW power stations are in demand and find a ready market. An important requirement to these GTUs is their high efficiency (over 24 %). When developing GTU-4P gas-turbine unit the designers of "Aviadvigatel" company used 2.5-MW GTU-2.5P as the basis for development which, in its turn, was designed on the basis of well-operating D-30 aircraft engine of the 3rd series. Today 57 GTU-2.5P are in use. They accumulate about 400,000 hr.. Analysis of test results showed that the main reason of an efficiency decrease was the absence of a by-pass duct: an increase in temperature of compressor and turbine cases resulted in increased radial clearances between blades and cases. Moreover, tests showed inoptimal profile of some turbine blades. The operational development works helped to find optimum clearances for compressor and turbine blades corresponding to operating conditions of the GTU-4P and the profile of blade trailing edges was properly changed. In 1997 the modifiedGTU-4P was successfully tested. Up-to-date methods with application of mathematical models made possible to increase efficiency of the GTU-4P up to 25 %. Today the company is developing GTU-4PM gas-turbine unit providing 27% efficiency.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал