предыдущий материал |
|
ОАО "Авиадвигатель":
|
Софокл Полатиди |
начальник отдела, к.т.н.
|
Александр Алексенцев |
ведущий инженер
|
В настоящее время устойчивым рыночным спросом пользуются газотурбинные
установки (ГТУ), предназначенные для оснащения электростанций с номинальной
мощностью генератора 4 МВт. Одним из важнейших требований, предъявляемых
к ГТУ данного класса, является обеспечение к.п.д. не менее 24 %. Как показывает
опыт ведущих фирм, получить сразу заданные проектом параметры затруднительно
и требуется тщательный анализ работы и доводка агрегатов установки. В 1997 г. успешно прошла межведомственные испытания новая установка ГТУ-4П,
разработанная специалистами фирмы "Авиадвигатель". В качестве основы при проектировании ГТУ-4П конструкторами была выбрана
установка ГТУ-2,5П номинальной мощностью 2,5 МВт, созданная на базе хорошо
зарекомендовавшего себя авиационного двигателя Д-30 III серии. Следует
отметить, что в настоящее время в эксплуатации находится 57 установок
типа ГТУ-2,5П, и их общая наработка составляет около 400 тыс. ч. На втором этапе доводки параметров ГТУ-4П исследовались силовая турбина
и газовый тракт за ней. Поскольку ГТУ-4П не имеет спрямляющего аппарата
за силовой турбиной, потери на стойках задней опоры и в сопле на данном
режиме значительно растут. Анализ результатов испытаний с использованием математической модели ГТУ
показал, что с увеличением нагрузки заметно ухудшается к.п.д. силовой
турбины. Для увеличения к.п.д. необходимо оптимизировать частоту вращения
ротора силовой турбины (7000 об/мин). При увеличении быстродействия системы
автоматического регулирования (с незначительной доработкой), частота вращения
ротора может быть увеличена до 7500 об/мин. Современные методы анализа результатов испытаний с использованием математических
моделей позволили специалистам фирмы "Авиадвигатель" повысить
к.п.д. установки ГТУ-4П до достаточно высокого уровня (25 %). В настоящее время фирма работает над созданием установки ГТУ-4ПМ, являющейся модификацией серийной ГТУ-4П и имеющей к.п.д. 27 %. Предварительные расчетно-экспериментальные исследования показали, что для новой установки потребуется оптимизация углов установки входного направляющего аппарата и рабочего колеса первой ступени компрессора, а также перепрофилирование лопаток всех четырех ступеней турбин. Опыт и знания, накопленные в ходе удачной доводки установки ГТУ-4П, позволяют надеяться на успех при создании еще более совершенной газотурбинной установки.
|
предыдущий материал |