предыдущий материал |
ЗАО "ЦВНТ ЦИАМ":
|
|
Владимир Алексеев, Владимир Буковский, Валентин Колосов |
|
ОАО "ММП им. В.В. Чернышева":
|
|
Владимир Панов |
Высокое качество изготовления и ремонта отдельных деталей, узлов и агрегатов двигателя является важнейшей предпосылкой его безотказной работы в пределах установленного ресурса. На этапе сборки двигателя выполняются технологические операции, влияющие на степень реализации заложенных в нем функциональных характеристик и показателей надежности. Одной из главных задач сборки авиационного ГТД является обеспечение соосности всех опор роторов относительно друг друга и в целом вдоль всей базовой оси двигателя, а также необходимых значений осевых и радиальных зазоров между деталями ротора и статора двигателя. Соосностью этих опор называют такое взаимное расположение базовой оси двигателя и осей посадочных поверхностей подшипников опор, при котором отсутствуют их угловые или параллельные смещения относительно друг друга. Рассмотрим проблему обеспечения соосности только посадочных мест подшипников в опорах роторов двигателя. Предположим, что подшипники в опорах устанавливаются без перекоса колец,
а ротор изготовлен в соответствии с требованиями чертежа. Наиболее остро проблема обеспечения соосности опор роторов двигателя встает при проведении модульного ремонта. Выполнение такого восстановительного ремонта возможно на месте базирования
летательного аппарата, а не только в заводских условиях. Но целесообразность
выбранного объема восстановительных работ, как и выбор места их проведения,
определяются во многом применяемыми способами контроля и обеспечения соосности
опор роторов двигателя. Для того, чтобы правильно ориентироваться в разнообразных способах сборки
двигателя, необходимо установить причинно-следственные связи возникновения
несоосности опор его роторов и выбрать метод ее устранения, а таковых
на сегодняшний день известно немало. Конкретный выбор тех или иных методов
определяется конструктивной схемой и техническим состоянием двигателя,
а также целями и задачами проводимых работ. Несоосность опор ротора ГТД может возникнуть по следующим причинам: несоответствие
конструктивных параметров узлов и агрегатов статора требованиям чертежа;
выход за допустимые значения суммарной погрешности конструктивных параметров
составных частей корпуса двигателя; деформация составных частей двигателя
в процессе его эксплуатации. Частичная разборка двигателя, даже модульной конструкции, требует выполнения
отдельных технологических операций, гарантирующих сохранение соосности
опор его роторов. Рассмотрим, например, двигатель типа РД-33. Существует детальное описание различных способов обеспечения соосности
опор роторов двигателя для большого количества возможных сочетаний замены
узлов. Но, к сожалению, далеко не всех. Необходимость разработки новых
способов была обусловлена отсутствием технологий обеспечения соосности
опор роторов двигателя в процессе его частичной разборки и сборки для
замены на двигателе одного из следующих узлов: переднего корпуса вентилятора;
корпуса опор двигателя; камеры сгорания (КС); модуля камеры сгорания с
сопловым аппаратом (СА) турбины высокого давления (ТВД); соплового аппарата
турбины высокого давления; рабочего колеса турбины высокого давления;
ротора турбины низкого давления (ТНД); соплового аппарата ТНД. При замене любого из перечисленных узлов первоначально снимаются модули,
обеспечивающие доступ к модулю опор турбин с коком и смесителем. Замена модуля опор турбин с коком и смесителем осуществляется без проверки
его соосности относительно базовой оси двигателя. При сборке остальных
корпусов статора в обязательном порядке необходимо контролировать их положение
относительно базовой оси двигателя. В том случае, когда разборка и сборка двигателя производятся без демонтажа модуля вентилятора, положение базовой оси двигателя задается с помощью технологической оправки, выполненной в виде осесимметричного вала соответствующей длины и жестко закрепленной одним концом в вале ротора вентилятора. Технологическая оправка центрируется в шлицах передней и задней цапф ротора вентилятора. При вращении этого ротора величина радиального смещения оси вращения технологической оправки относительно оси, проходящей через центры его опор (принимаемых за базовые), зависит от величины люфтов в подшипниках опор. С практической точки зрения при частичной разборке и сборке двигателя этими люфтами можно пренебречь. Относительно технологической оправки, установленной в роторе вентилятора,
можно определить соосность практически всех корпусов статора двигателя. При снятии и последующей установке соплового аппарата турбины низкого
давления необходимо обеспечить выполнение технических требований по: радиальному
смещению СА ТНД относительно базовой оси двигателя; углу наклона заднего
фланца СА ТНД относительно базовой оси двигателя. Трудности, возникающие при сборке высокоточных машин, кроются не только
в особенностях компоновки собираемых деталей, но и в сложности деформационной
схемы, возникающей при силовом замыкании сопрягаемых элементов конструкции.
Поэтому окончательный контроль производится после затяжки болтов. В случае
несоответствия результатов контроля требованиям технических условий, технологическую
операцию обеспечения соосности приходится повторять. Технологические операции обеспечения соосности замыкающего звена (которым
является корпус пятой опоры) выполняются во всех случаях с особой тщательностью
и при строгом соблюдении требований НТД. При необходимости замены дефектного СА ТНД новым или отремонтированным требуется провести последовательное обеспечение соответствия соосности сопловых аппаратов ТВД и ТНД требованиям нормативно-технической документации. Окончательный вывод об обеспечении соосности пятой опоры после установки
нового модуля камеры сгорания с СА ТВД делается по результатам контроля
радиальных и угловых смещений соплового аппарата ТНД относительно базовой
оси двигателя. Для этого используется планшайба, устанавливаемая на задний
фланец СА ТНД, и указанная выше технологическая оправка, относительно
которой и определяется угловое смещение соплового аппарата ТНД. Косвенной
оценкой правильности обеспечения соосности роторов и элементов статора
дополнительно служит отсутствие касания роторов о статорную часть при
контрольном прокручивании роторов. Разработка новых способов обеспечения соосности опор роторов двигателя
при замене модуля камеры сгорания и СА турбины высокого давления, отдельно
СА турбины высокого давления, соплового аппарата турбины низкого давления,
а также переднего корпуса вентилятора произведена в Центре внедрения новых
технологий Центрального института авиационного моторостроения им. П.И.
Баранова (ЦВНТ ЦИАМ). Экспериментальные исследования по отработке новых
способов обеспечения соосности были выполнены на пяти двигателях типа
РД-33. Результаты проведенных экспериментальных исследований со снятием виброхарактеристик
отремонтированных двигателей подтвердили целесообразность и допустимость
практического использования новых способов обеспечения соосности опор
роторов при модульном ремонте двигателей. Использование предлагаемых способов
дает возможность восстанавливать двигатель в условиях эксплуатирующей
организации или специализированных центров войскового ремонта. В данной статье рассмотрена лишь основная технологическая проблема, влияющая на показатели надежности и функциональное состояние двигателя при выполнении модульного ремонта.
|
предыдущий материал |