предыдущий материал

РАЗРАБОТКА
Алексей Жаворонков
директор программ SM146

В РОССИИ КОМПАНИИ НОВОГО ТИПА
ГОТОВЯТСЯ К СОЗДАНИЮ
ПЕРСПЕКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАТЕХНИКИ


Начало двадцать первого века подарило российской гражданской авиации надежду на скорое возрождение. Воздушный транспорт России, пережив длительный, почти десятилетний спад, начиная с 2000 г., демонстрирует рост, как по количеству перевезенных пассажиров, так и по объемам перевозок. Начался процесс качественных изменений в отрасли - идет процесс укрупнения авиакомпаний, повышения эффективности их работы, внедрения современных информационных и коммерческих технологий, освоения новых, в том числе и зарубежных, рынков.

Не за горами то время, когда не только национальный перевозчик "Аэрофлот", но и другие авиакомпании вступят в жесткую конкурентную борьбу с иностранными авиакомпаниями как на внутреннем рынке, так и на рынках зарубежных стран. Для успеха в этой непростой борьбе им потребуется весь арсенал средств, используемых сегодня в международном бизнесе авиационных перевозок, но в первую очередь - самая современная и совершенная авиационная техника, сочетающая в себе высокие эксплуатационные качества, комфорт для пассажиров, приемлемую цену и соответствие самым жестким экологическим требованиям сегодняшнего дня и, по крайней мере, ближайшего десятилетия.

Серьезным потрясением для российской гражданской авиации стало решение Европейского Союза ввести с 1 апреля на своей территории новые ограничения на шумовое воздействие коммерческих воздушных судов.

В соответствии с этими требованиями будут серьезно ограничены возможности осуществления полетов на самолетах, не отвечающих требованиям Главы 3 ИКАО по шумам и эмиссии вредных веществ. Под вводимые ограничения попадают практически все самолеты, разработанные и построенные в советские времена, которые и по сей день составляют основу парка подавляющего большинства российских авиакомпаний.

Хотя новые стандарты по предельному шумовому воздействию еще не утверждены, в ходе дискуссий экспертов международной организации гражданской авиации ИКАО обсуждаются такие границы, в которые не сможет уложиться ни один из производящихся серийно российских двигателей. В оставшееся до 2006 г. время еще есть возможность создать как удовлетворяющий грядущим жестким ограничениям принципиально новый лайнер для российских авиакомпаний, так и двигатель для него.

Работу над этими перспективными проектами разворачивают ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", американская Boeing и российский АК им. С.В. Ильюшина. Разработчики в настоящее время исследуют рынок для семейства среднемагистральных лайнеров вместимостью от 50 до 100 пассажиров, получившее рабочее название RRJ. Российское НПО "Сатурн" и французская двигателестроительная фирма Snecma Motours вступили в партнерские отношения, намереваясь создать двигатель SM146 для RRJ.

Лишь в последнее время определилось, каким должен быть самолет (RRJ). Необходимо создать надежную и недорогую отечественную региональную машину с привлечением лучшего опыта мировых производителей авиационной техники. В этом случае кооперация российских и западных партнеров позволит производить самолеты с мировым уровнем качества, а использование готовых систем и двигателей, созданных на основе международной промышленной кооперации, даст возможность сертифицировать семейство самолетов одновременно и по российским и международным стандартам, а также получить доступ к существующим базам технического обслуживания и ремонта.

Именно поэтому в июне 2001 г. ведущие российские самолетостроительные компании ОКБ "Сухой" и АК им. С. В. Ильюшина подписали с одним из лидеров мирового авиастроения, американской компанией Boeing, меморандум о совместной работе над проектом российского среднемагистрального самолета нового поколения Russian Regional Jet (российский региональный самолет) или, сокращенно, RRJ. Лидером проекта с российской стороны является дочерняя фирма ОКБ "Сухого" - ЗАО "Гражданские Самолеты Сухого".

Основной объем работ по проектированию самолета будет выполнять ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Разработка нового самолета будет вестись только на электронных носителях по безбумажной технологии. Авиационный комплекс имени Ильюшина возьмет на себя сертификацию самолета по российским и международным нормам летной годности, а фирма Boeing будет проводить маркетинговые исследования рынка сбыта таких самолетов, окажет помощь в вопросах международной сертификации и организации менеджмента проекта.

Семейство самолетов RRJ проектируется в трех основных модификациях: базовой (RRJ-55, RRJ-75, RRJ-95), увеличенной дальности (RRJ-55/-75/-95ER) и максимальной дальности (RRJ-55/-75/-95LR). RRJ-75 вместимостью 75 пассажиров является базовой моделью, на его основе предполагается создать укороченный - RRJ-55 и удлиненный - RRJ-95 варианты, вместимость которых составляет 55 и 95 пассажиров соответственно. Взлетная масса самолета составит, в зависимости от модификации, от 31,64 т до 43,8 т. максимальная коммерческая нагрузка - от 6,05 т до 10,45 т.

Работы над бизнес планом по новому семейству самолетов завершены в декабре 2001 г. По оценке специалистов компаний-участников проекта, потенциальный рынок этих самолетов составляет 500-600 машин. Ожидается, что первый полет опытного образца самолета RRJ состоится в 2005 г.

В настоящее время доля региональных самолетов в общемировом авиапарке составляет порядка 7 %, но к 2020 году этот показатель, как ожидается, вырастет до 17 %. В случае общего успеха проекта, в том числе и проведения успешной международной сертификации RRJ, российские самолето- и двигателестроители могут рассчитывать на определенную долю рынка, которая, по самым скромным оценкам, может составлять несколько сот миллионов долларов.

В конце зимы 2002 г. российское ОАО "НПО "Сатурн"", крупнейшее в России предприятие в области авиационного двигателестроения и французская двигателестроительная фирма с мировым именем Snecma Moteurs объявили об открытии в Москве двух совместных организаций: проектного центра "Смартек" и бригады по программе авиадвигателя SM146.

Огромный проектный, производственный и эксплуатационный опыт, аккумулированный на протяжении более четверти века в ходе программы CFM56, стал тем фундаментом, на котором сегодня строится совместная с российскими моторостроителями программа SM146.

Возможность использования новой разработки Snecma как основы силовой установки для семейства региональных самолетов RRJ, одного из наиболее перспективных на сегодняшний день проектов создания новой авиационной техники в России, существенно усиливает позиции НПО "Сатурн" на рынке создания наиболее передовой газотурбинной техники.

В отличие от других проектов, двигатель SM146 сразу будет разрабатываться и строится, исходя из условия полного удовлетворения требований Единой европейской авиационной администрации (JAA), Федеральной авиационной администрации США (FAA) и российского авиационного регистра межгосударственного авиационного комитета (АРМАК). Таким образом, будет устранена необходимость оснащать одну часть парка строящихся самолетов российскими двигателями, а другую - силовыми установками западного производства, как до этого делали российские авиастроители - отечественные и мировые стандарты будут приведены к общему знаменателю.

Проект SM146 обладает еще несколькими принципиально новыми особенностями. SM146 - первый за последние годы двигатель этого класса, который закладывается в настоящее время. Участники действуют не на основании директив сверху, а на основе убежденности в перспективности проекта.

Бригада программы двигателя SM146 создана специально для того, чтобы обеспечивать ежедневное взаимодействие с разработчиками самолета - "Гражданскими самолетами Сухого" - в определении технического облика нового двигателя. К настоящему времени разработан лишь газогенератор двигателя, что дает возможность спроектировать силовую установку, наиболее полно отвечающую техническим требованиям разработчиков самолета.


RUSSIAN COMPANIES OF A NEW TYPE ARE READY
FOR DESIGNING ADVANCED CIVIL AIRCRAFT ENGINEERING

Russian airlines will soon join sever competition both on home and the world markets. Success in this difficult struggle will call for various means but, first of all, the most modern and advanced engineering. Up to 2006 (when new noise standards will come into force) there is a chance to develop a brand-new liner and a current-technology engine. "SUKHOY CIVIL AIRCRAFT" company (the affiliate of "SUKHOY" design bureau), Boeing and Ilyushin companies are launching these projects. "SATURN" (Russia) and "Snecma Motours"(France) are planning to develop SM146 engine for this new aircraft dubbed as RRJ. The RRJ family is under designing in three modifications: a basic version, a long-range version and an ultra-long range version. A potential market of these jets is estimated as 500-600 units. SM146 engine will be developed to meet JAA, FAA and ARMAC requirements. The new engine will help to remove barriers when one part of an aircraft fleet is powering by Russian engines and the other - by foreign companies.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал