предыдущий материал

ТЕХНОЛОГИЯ
Антонина Мезенцева,
научный сотрудник Политехнического музея

ВГРЫЗАЯСЬ В ТВЕРДЬ ЗЕМНУЮ


Работы по исследованию метода турбинного бурения скважин, выполненные в середине тридцатых годов советским инженером-нефтяником Петром Павловичем Шумиловым, на долгие годы определили пути развития отрасли.

Недостатки традиционного вращательно-роторного способа бурения (быстрый износ труб, частые аварии, большие энергозатраты и малый к.п.д.) привели к необходимости поиска новых технических решений. И они были найдены нашими соотечественниками. Необходимо вращать только бурильное долото, а всю колонну труб перемещать только вдоль скважины по мере углубления. Первая попытка создания подземного ("забойного") двигателя была предпринята в 1890 г. бакинским инженером К.Г. Симченко.

Но его изобретение не нашло применения из-за недостаточного конструктивного совершенства. Лишь в 1924 г. М.А. Капелюшников в соавторстве с другими инженерами сконструировал бурильный аппарат (который и получил название "турбобур"). В этом устройстве высокооборотная турбина, приводимая в движение глинистым раствором, который закачивался насосом через полости бурильных труб, передавала вращение долоту. Между турбиной и долотом имелся заполненный маслом планетарный редуктор. С помощью турбобура Капелюшникова было пробурено больше 150 глубоких скважин. Этот вариант турбобура являлся шагом вперед, но он был недостаточно надежным, в основном из-за частых поломок редуктора.

В 1932 г. за совершенствование конструкции турбобура взялся Петр Шумилов. Для воплощения своих идей ему нужна была производственная база и испытательный полигон, поэтому в 1934 г. он переехал в Баку, где создал Экспериментальную контору турбинного бурения. Шумилову удалось привлечь к работе талантливых инженеров - специалистов по буровой технике: Р.А. Иоаннесяна, Э.М. Тагиева, М.Т. Гусмана и др.

Первое испытание турбобура системы Шумилова состоялось в 1935 г. на промысле Карачухун неподалеку от Баку. Главными достоинствами решения, предложенного Шумиловым, являлись использование многоступенчатой турбины и безредукторная система привода. Если турбобур Капелюшникова имел среднюю наработку на отказ всего лишь 6…8 ч, то турбобур Шумилова - уже 1000 ч. Кроме того, средняя скорость проходки в мягких и средних грунтах была доведена до 10 м/ч.

Разработанная под руководством Шумилова теоретическая база, способствовавшая решению конкретных практических задач, определила пути прогресса турбинного бурения на многие годы вперед не только в нашей стране, но и в мировой практике. Возможности новой техники обеспечили внедрение новых способов бурильных работ, например, наклонное бурение. При этом с одной сравнительно небольшой площадки бурятся несколько скважин, веером расходящихся в разные стороны. "Куст" обычно состоит из 8-12 скважин.

Нефтеразведчики то и дело обнаруживают нефть в пластах, лежащих под морями, озерами, болотами, под селами и городами, но бурение скважин обычным методом в таких условиях чаще всего невозможно. И тогда применяют искривленные, наклонно-направленные скважины. Единственным возможным способом проходки таких скважин является применение забойных двигателей, размещенных непосредственно в скважине. И в нашей стране, и за рубежом для этой цели успешно используется турбинное бурение.

Разработчики не остановились на достигнутом. Так, в начале 50-х гг. по предложению Р.А. Иоаннесяна, М.Т. Гусмана и Г.А. Булаха в Махачкале впервые была пройдена скважина большого диаметра (около метра) реактивно-турбинным способом. Известная всему миру проходка первой сверхглубокой скважины на Балтийском щите также осуществлялась турбобурами, при этом достигнутая глубина превысила 12 км.

Судьба самого изобретателя безредукторного турбобура сложилась трагически. С началом Великой Отечественной войны Шумилов переключился на создание оборонной техники и погиб при испытании нового оружия в августе 1942 г. За свои работы по созданию многоступенчатого турбобура и метода наклонно направленного бурения, а также за исследования в области оборонной техники Петр Павлович Шумилов был трижды удостоен Государственной премии СССР.

Инженеры и рабочие Экспериментальной конторы турбинного бурения
(П.П.Шумилов - четвертый справа в первом ряду)

SINKING INTO HARD ROCKS

Research works of downhole turbine motor drilling made by Pert P. Shumilov - the Soviet oil engineer - in mid-1930s had determined progress in oil industry for long years. Traditional rotary-turbine drilling has some shortcomings - fast gage wear, frequent occurring faults and low efficiency. The problem solution was found by our fellow-countrymen . They proposed to rotate only a boring head and all drill pipes should be moved only along a drill well in the process of hole making. Main advantages of this solution proposed by Pert P. Shumilov were application of a multi-stage turbine and a gearless drive system. If Kapelyushnikov's drill of the earlier generation had 6-8-hr mean-time-between-failures, Shumolov's turbodrill provided 1000 hr. Moreover, mean tunneling speed in soft and not very hard rocks reached 10 m/hr. Capabilities of the new technology made possible implementation of new drilling methods including directed drilling.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал