Вячеслав Рахманин, |
главный специалист НПО Энергомаш, к.т.н.,
член-корреспондент РАК им. К.Э. Циолковского |
Публикуемые заметки имеют целью уточнение некоторых моментов из истории
создания двигателей первой ступени ракеты Р-9. Редакция журнала считает
полезным публикацию различных взглядов на историю развития техники, если
это не является дезинформацией или намеренным искажением фактов. Человеческая память недостаточно совершенный аппарат для хранения информации,
в этом отношении архивные документы лучше, хотя они и не передают эмоциональной
стороны происходивших событий. Другой не менее распространенной ошибкой
авторов исторических исследований является использование архивов только
своего предприятия, что приводит к одностороннему и не всегда объективному
освещению событий, т.к. из их изложения выпадает деятельность смежных
предприятий, ведущих параллельные работы (статьи В.Н. Орлова в № 1 (13)). Первое же упоминание в указанной статье, что именно ОКБ Н.Д. Кузнецова,
опередив конструкторский коллектив В.П. Глушко, в мае 1959 г. начало делать
двигатели для ракеты Р-9, не соответствует действительности. В.П. Глушко
и ОКБ-456 были у истоков замысла разработки Р-9 на кислородно-керосиновом
топливе с использованием накопленного опыта при создании ракеты Р-7. В
апреле и сентябре 1958 г. С.П. Королев, В.П. Глушко и другие члены Совета
главных конструкторов (без участия Н.Д. Кузнецова) обращались в высшие
партийно-государственные инстанции с предложением о разработке боевого
ракетного комплекса Р-9. Создание ключевых конструкций двигателя для новой
ракеты в ОКБ-456 было начато в 1958 г. с использованием материальной части
двигателей Р-7. Параметры этого двигателя были предварительно определены
задолго до выхода правительственного постановления, получения технического
задания от ОКБ-1 и выпуска эскизного проекта. К моменту принятия правительственного
постановления 13 мая 1959 г. в ОКБ-456 было проведено более десяти огневых
испытаний экспериментальных установок. И никаких разногласий по применению
топлива на ракете Р-9 у В.П. Глушко и С.П. Королева не было, не следует
путать это с эпопеей выбора топлива для Н1. Относительно выбора схемы двигателя для Р-9 следует указать, что на Совете
главных конструкторов в сентябре 1958 г. действительно возник спор между
В.П. Глушко и В.П. Мишиным. Последний при поддержке С.П. Королева настойчиво
предлагал Глушко взяться за разработку двигателя по замкнутой схеме. Глушко,
основываясь на предварительно согласованном с Министерством обороны подходе
(при разработке нового двигателя с целью сокращения сроков было решено
максимально использовать опыт создания двигателей для Р-7), отказался.
Одним из дополнительных доводов Глушко в пользу применения хорошо проверенной
открытой схемы было то, что для решения боевой задачи необходимый удельный
импульс тяги мог быть получен и без применения закрытой схемы. Вот тогда-то
и появилась идея альтернативной разработки двигателя для Р-9 в ОКБ-276,
что получило отражение в постановлении от 13.05.59. Однако головным разработчиком
двигателя для ракеты Р-9 в постановлении было определено ОКБ-456. Относительно величин удельного импульса тяги при использовании разных
схем в статье также содержится неточность. Утверждается, что схема с дожиганием
генераторного газа дает возможность увеличить удельный импульс тяги на
15...18 %. Однако в абсолютных величинах это составляет для кислородно-керосиновых
двигателей первой ступени минимум 40...50 кгс·с/кг. В то же время удельный
импульс тяги у самого совершенного на сегодня кислородно-керосинового
двигателя РД-171 первой ступени РН "Зенит" превышает аналогичную
величину у двигателя открытой схемы Р-9 всего на 20 кгс·с/кг. Очевидно,
что в статье перепутаны единицы измерения, а это в корне изменяет приведенные
доводы. И последнее. В статье имеется утверждение о том, что С.П. Королев намеревался
ракетой Р-9 заменить ракету Р-7 в её космическом использовании. В боевом
использовании это действительно было так, а вот что касается космического...
Не способна двухступенчатая ракета Р-9 с тягой первой ступени 141 тс выводить
на орбиту "такой же полезный груз, как и ракета Р-7", у которой
благодаря пакетной компоновке стартовая тяга составляет 406 тс. И никакая
схема с дожиганием здесь не поможет.
|
предыдущий материал |