предыдущий материал |
Интервью с П.Голубевым |
Более сорока лет Заволжский моторный завод выпускает двигатели для отечественных
машин: легковых автомобилей, джипов, малотоннажных грузовых автомобилей
и микроавтобусов. За этот период освоено свыше 80 модификаций и выпущено
более 12 миллионов двигателей внутреннего сгорания. В последние годы завод
приступил к выпуску бензиновых двигателей с электронной системой впрыска
топлива, турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. На основе
маркетинговых исследований рынка принято решение о разработке дизельных
двигателей. Несмотря на проблемы, существующие в стране из-за общего падения производства,
Заволжский моторный завод продолжает совершенствование своей продукции
и готовится к вступлению России в ВТО. На вопросы редакции журнала "Двигатель"
о состоянии и перспективах развития Заволжского моторного завода ответил
технический директор завода Петр Алексеевич Голубев. "Двигатель": Петр Алексеевич, Заволжский моторный завод
считается одним из крупнейших российских производителей автомобильных
двигателей внутреннего сгорания, но можно ли при этом говорить о конкурентоспособности
выпускаемых на ЗМЗ двигателей? Как Вы можете прокомментировать заявления
о том, что в России сегодня нет хорошего двигателя? П. Голубев: Если отвечать на второй вопрос, то я бы конкретизировал:
нет, в первую очередь, качественного двигателя. От того, как мы эту проблему
решим, во многом зависит будущее российского автопрома и будущее ЗМЗ.
Сегодня мы уже имеем хороший по своим техническим характеристикам инжекторный
двигатель ЗМЗ-4062.10 и созданное на его базе семейство двигателей: ЗМЗ-405
(2,5 л), ЗМЗ-409 (2,7 л), ЗМЗ-4064 (с турбонаддувом). Согласно экспертной оценке отраслевого института НАМИ и инжиниринговой
фирмы "Рикардо" (Англия), 406-й двигатель конкурентоспособен
и востребован. Главный потребитель - Горьковский автомобильный завод:
406-й инжекторный устанавливается на "Волгу" ГАЗ-3110, а его
карбюраторный вариант - на "ГАЗель". На "Волге" ГАЗ-3111
применяется 405-й двигатель, с середины 2002 г. он будет устанавливаться
и на "ГАЗели". С 1998 г. ЗМЗ поставляет свои двигатели и на
Ульяновский автомобильный завод. Двигатель с турбонаддувом, имеющий повышенную
до 200 л.с. мощность и больший крутящий момент, предполагается устанавливать
с 2003 г. на автомобили ГАЗ представительского класса. По решению Совета директоров ОАО "ЗМЗ" в 2002 г. на увеличение
производства и повышение уровня качества двигателей этого семейства планируется
направить более 500 млн рублей, в 2003 г. - еще более 400 млн рублей.
В ближайшие два года мощности по их выпуску будут увеличены до 220 тыс.
штук в год. Кроме того, у нас есть программа, которая позволит довести
к 2004 г. эти двигатели до стандарта Евро-3. Они уже соответствуют экологическим
требованиям Евро-2, и к концу будущего года мы планируем полностью прекратить
выпуск карбюраторных двигателей старых моделей, так как с июля 2002 г.
в РФ вводится стандарт Евро-2. Заволжский моторный завод к этому готов. "Д": Возвращаясь к теме, которую Вы затронули в начале
разговора, что предпринимается руководством ЗМЗ для повышения качества
двигателей? И когда реально можно ждать результатов? П. Г.: В общем объеме рекламаций на двигатели 90 % приходится
на комплектующие. Мы провели аттестацию предприятий-поставщиков, в результате
которой от 15 из них пришлось отказаться. В 2002-2003 гг. планируется
реализовать программу улучшения качества семейства инжекторных двигателей
за счет исключения обходных технологий, внедренных на первоначальном этапе. Внедряется система качества всего моторного производства, сертифицированная
на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9001. Осенью
этого года по результатам контрольного аудита, который проводили эксперты
фирмы TUF (Германия), Заволжский моторный подтвердил действие данного
сертификата. В 2002 г. ЗМЗ начнет работу с TUF по получению новой версии
международного сертификата ISO 2000. И уже сегодня результаты повышения
уровня качества есть там, где имеется возможность их оперативно отследить
- на испытательных станциях ЗМЗ и на Горьковском автомобильном заводе.
Так, по итогам 11 месяцев 2001 г. количество забракованных на ГАЗе двигателей
ЗМЗ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось в 2,6
раза, по двигателям семейства ЗМЗ-406 - в 6,2 раза. Убежден, что эта тенденция
сохранится. "Д": Известно, что на ЗМЗ есть дизельный малолитражный
двигатель собственной разработки. Когда этот двигатель появится на рынке
и насколько он конкурентоспособен? П. Г.: До конца этого года будет изготовлено 100 дизельных двигателей ЗМЗ-514 для новых джипов Ульяновского автомобильного завода. В 2002 г. планируется выпустить 3 тыс. шт. Стандарт Евро-2 514-й двигатель обеспечивает без нейтрализатора и охладительно-наддувочного воздуха. Существует возможность довести его до норм Евро-3 и Евро-4. По техническим показателям этот двигатель соответствует зарубежным аналогам, устанавливаемым на "Форд" и "Мерседес", но при этом будет, как минимум, дешевле в 1,5 раза. При выходе на массовое производство его цена не будет превышать $2000. Причем в двигателе предусмотрено несколько вариантов комплектации топливной
системой. При самом дешевом и простом варианте - с механическим топливным
насосом - дизельный ЗМЗ-514 может обслуживаться на всех дизельных сервисных
станциях, какие только есть сегодня в России. "Д": Поскольку у ГАЗа есть дизельный двигатель "Штайр",
основным потребителем ЗМЗ-514 будет УАЗ? П. Г.: Безусловно, УАЗ будет нашим главным заказчиком на поставку
дизельных двигателей. Однако в перспективных планах ГАЗа Заволжский моторный
завод также заявлен как поставщик дизельных двигателей на комплектацию
малотоннажных грузовиков и автомобилей класса "Е" - "Волга"
(такси). Кроме того, этот двигатель может экспортироваться в составе автомобилей
УАЗ и ГАЗ в страны третьего мира. Поэтому мы рассчитываем в течение нескольких
ближайших лет создать мощности по выпуску 100 тыс. дизельных двигателей
в год; стоимость проекта составит $90 млн. "Д": Многих интересует, как в программу развития ЗМЗ,
ориентированного на достаточно крупных потребителей - ГАЗ и УАЗ, будет
вписываться новая серьезная работа по созданию производства дизельных
двигателей для АвтоВАЗа? П. Г.: Заволжский моторный завод проектировался на производство 570 тыс. двигателей в год. В лучшие годы мы выпускали ежегодно 460 тыс. моторов. В прошлом году ЗМЗ выпустил всего 288 тыс. двигателей. Поэтому появление в наших стратегических планах АвтоВАЗа означает увеличение объемов производства. Если бы ГАЗ и УАЗ в обозримом будущем увеличили годовую потребность в наших двигателях на 300 тыс., то не было бы необходимости работать с АвтоВАЗом. Программа взаимодействия с Волжским автомобильным заводом предполагает изготовление, сборку и испытания дизельных двигателей для автомобилей ВАЗ в отдельном корпусе. По сути, это будет новое моторное производство на промплощадке ЗМЗ.
|
предыдущий материал |