Владимир Рачук, |
д.т.н., профессор
|
Федеральное государственное унитарное предприятие "Конструкторское
бюро химавтоматики" Российского авиационно-космического агентства
в настоящее время является одним из мировых лидеров в создании жидкостных
ракетных двигателей оборонного, научно-космического и народнохозяйственного
назначения. Выдающиеся достижения предприятия отмечены орденами Ленина
и Октябрьской революции, Ленинской, Государственными и Правительственными
премиями, Благодарностью Президента РФ, орденами и медалями награждено
более полутысячи его работников. В октябре 1941 года в составе Народного комиссариата авиационной промышленности
было образовано новое предприятие - ОКБ-296, которое получило задачу создания
топливной аппаратуры для авиационных моторов. Возглавил организацию Семен
Ариевич Косберг, будущий Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской
премии, доктор технических наук, остававшийся до 1965 года Главным конструктором.
Спроектированные ОКБ насосы непосредственного впрыска обеспечили значительное
повышение летно-технических характеристик боевых самолетов Ла-5, Ла-7,
Ту-2 и Ту-2Д. Переехав в 1946 году в Воронеж и сменив наименование на ОКБ-154 Министерства
авиационной промышленности, предприятие продолжает создавать топливную
и регулирующую аппаратуру для поршневых, турбореактивных и турбовинтовых
авиационных двигателей. Новое направление в деятельности ОКБ открыли начавшиеся
в 1954 году работы над жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) для истребителей
Е-50А и Як-27В. Спустя три года тематика работ конструкторского бюро вновь расширяется,
и в период 1957-1962 гг. на предприятии создаются новые ЖРД, на этот раз
для зенитных управляемых ракет 5В11 и В-1100. С 1958 года ОКБ-154 начинает осваивать космическую ракетную технику.
К 1990 году в конструкторском бюро было разработано около 60 типов ЖРД
для различных ступеней ракет-носителей оборонного и народнохозяйственного
назначения. В 1965 году предприятие вошло в состав Министерства общего машиностроения
под новым наименованием "Конструкторское бюро химавтоматики"
(КБХА). Главным конструктором был назначен Александр Дмитриевич Конопатов,
впоследствии Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной
премий, академик РАН. Он возглавлял предприятие на протяжении 28 лет.
В этот период в КБХА проводились работы по новым направлениям. В результате
удалось создать, например, такое уникальное изделие, как ядерный ракетный
двигатель, на базе которого и в настоящее время ведутся исследования по
ядерным энергетическим установкам для космических целей, а также первый
в СССР газодинамический лазер с выходной мощностью излучения до 1 МВт. Начиная с 1991 г., КБХА принимает участие во всех программах Российского
космического агентства (ныне Российского авиационно-космического агентства)
и работает над созданием ракетных двигателей и энергетических установок
для новых ракет-носителей. Специалистами конструкторского бюро созданы: современный кислородно-керосиновый
ЖРД РД-0124 (для третьей ступени ракет "Союз-2" ("Русь"),
"Ангара", "Аврора"), кислородно-водородный ЖРД РД-0146,
трехкомпонентный двигатель, гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный
двигатель. Здесь создавались разнообразные конструкции маршевых ЖРД многократного
включения для разгонных блоков перспективных ракетоносителей (в том числе
без газогенератора, с тарельчатым соплом). Предприятие, кроме всего перечисленного,
активно решает задачи по переводу серийных двигателей космических ракет
с токсичных компонентов топлива на экологически чистые компоненты (кислород
- керосин, кислород - метан). Около десяти лет КБХА активно расширяет взаимовыгодное международное
сотрудничество с аэрокосмическими фирмами США, Франции, Германии, Швеции
и других стран в совместных программах по различным направлениям развития
ЖРД. Предприятие представляет собой современное научно-производственное объединение, включающее в свой состав взаимосвязанные коллективы конструкторского, производственно-технического и экспериментального комплексов. Сегодня, несмотря на труднейшие времена, в КБХА, обладающем опытными кадрами и умело использующем имеющийся научно-технический потенциал, развернулись работы конверсионного направления по созданию разнообразного современного оборудования. Это электронасосные агрегаты, газотурбинные турбодетандерные электростанции, оборудование для нефтегазовой промышленности и медицины, озонаторные установки, а также многое другое, способное достойно заменить импортные изделия в металлургической, горнообогатительной, химической, нефтегазодобывающей и других отраслях народного хозяйства.
|
предыдущий материал |