предыдущий материал
следующий материал

ПРОИЗВОДСТВО
Борис Хохряков
заместитель главного инженера ОАО "Центрсибнефтепровод"

ТРУДНЫЙ ОПЫТ ВЫБОРА


Для транспортировки добытой нефти потребителям построена гигантская сеть магистральных нефтепроводов, покрывающая почти всю территорию России. Их протяженность приближается к 48 тыс. километров. Для перераспределения и регулирования потоков нефти на линейной части магистральных нефтепроводов и насосных нефтеперекачивающих станциях установлено множество задвижек крупных размеров с условным проходом до 1200 мм, которые закрываются или открываются с помощью специальных электроприводов, управляемых системами телемеханики. Эти электроприводы работают под открытым небом в сибирской тайге, степи, горах, тундре, вблизи морских акваторий. Они подвержены воздействию высоких и низких температур, перепадов давления, влажности, солнечной радиации, атмосферных осадков и т.п. Сердцем электропривода является редуктор, к которому предъявляются высокие требования по точности, надежности, долговечности, к.п.д. и несущей способности.

В Томске на одном из наших предприятий разработаны и внедрены в производство электроприводы нового поколения для запорной арматуры магистральных нефтепроводов. Силовой исполнительный механизм электроприводов построен на базе волнового редуктора с промежуточными звеньями, который был заимствован из космической техники. Эти устройства защищены патентами. Одна из важнейших деталей такого редуктора - ведущий зубчатый венец, изготовляемый из высоколегированной стали. Рабочая поверхность зубьев венца, напоминающая беговую дорожку подшипника, должна иметь шероховатость поверхности не хуже 0,6 мкм Rа. Контур зубьев описан совокупностью сопряженных радиусов и укороченных гипоциклоид, ширина зубьев может колебаться от 50 до 90 мм. Отклонение от теоретического профиля не должно превышать 4 мкм.

Вначале эти зубчатые венцы обрабатывались на координатно-шлифовальном станке, однако возникли серьезные проблемы с обработкой сопрягаемых поверхностей и малых радиусов. Затраты времени и стоимость изготовления венцов оказались неприемлемо большими. Кроме того, у этих приводов при работе наблюдались повышенный шум и вибрация, что совершенно не устраивало заказчика.

Спасением оказалась электроэрозионная проволочная вырезка. В начале работы по выбору электроэрозионного станка мы получили предложения от швейцарских фирм AGIE и Charmilles, а позже - от японской фирмы SODICK. Все фирмы получили от нас задание на изготовление одной и той же детали.

По технологии, на которую мы ориентировались на тот момент, критичными показателями для нас были высокая производительность, качество поверхности и точность. В этом плане станок SODICK оказался несравнимо лучше, чем станки конкурентов из Швейцарии, и мы выбрали оборудование SODICK.

Станок мы получили не простой, а с линейными двигателями. Следует отметить оперативную работу представительства SODICK Europe в Москве. На следующий день после установки станка специалисты фирмы прибыли в Томск и приступили к наладке. Для наладки и обучения персонала потребовалось всего шесть дней, после чего на станке началось круглосуточное изготовление деталей, которые ранее приходилось заказывать на заводах Новосибирска, Красноярска, Томска и Юрги.

Что же можно сказать о нашем опыте внедрения электроэрозии по прошествии полугода? В настоящее время станок AQ535 LN1W эксплуатируется в три смены, и уже в течение полугода он работает без перерывов, выходных и праздников. Первоначально рабочий контур венца обрабатывался за три прохода: один черновой и два чистовых. После проведенных экспериментов удалось стабильно получать заданную точность и шероховатость поверхности за два прохода - черновой и чистовой. Теперь на весь цикл обработки уходит всего 8,5 ч. В случае применения швейцарских станков требуются 19 и 24 ч.

Шероховатость, получаемая после двух проходов, составляет примерно 0,5 мкм Ra, или 8 класс шероховатости, что нас более чем устраивает. Точность по всему контуру находится в пределах 4 мкм по всему контуру. Такая высокая точность позволила при сборке редуктора исключить подбор венцов, что практиковалось ранее, когда детали изготавливались по нашим заказам другими предприятиями на станках фирмы AGIE. В результате значительно сократились как затраты рабочего времени, так, и это самое главное, затраты на изготовление дополнительного количества венцов для подбора.

Следует отметить высокую надежность станка, простоту управления и обслуживания. Как правило, весь цикл обработки проходит без обрывов проволоки. За все время работы ни одна деталь не ушла в брак. Станок работает автономно, а оператор практически все рабочее время обслуживает другое оборудование с ЧПУ.

Приобретенный станок позволил на 130 % сократить капиталовложения в производственную базу, значительно (более чем в два раза) снизить требуемое количество проволоки и ионнообменной смолы благодаря использованию новейших разработок японских конструкторов в области линейных сервоприводов. Помимо всего, швейцарские станки к тому же предлагались по несопоставимо более высокой цене, чем станок фирмы SODICK.

Если у читателей этой статьи возникнут вопросы, то присылайте их по электронной почте на наш адрес:
xbg@mncs.tomsk.ru


предыдущий материал
оглавление
следующий материал