предыдущий материал |
следующий материал
|
Борис Хохряков |
заместитель главного инженера ОАО "Центрсибнефтепровод"
|
Для транспортировки добытой нефти потребителям построена гигантская сеть
магистральных нефтепроводов, покрывающая почти всю территорию России.
Их протяженность приближается к 48 тыс. километров. Для перераспределения
и регулирования потоков нефти на линейной части магистральных нефтепроводов
и насосных нефтеперекачивающих станциях установлено множество задвижек
крупных размеров с условным проходом до 1200 мм, которые закрываются или
открываются с помощью специальных электроприводов, управляемых системами
телемеханики. Эти электроприводы работают под открытым небом в сибирской
тайге, степи, горах, тундре, вблизи морских акваторий. Они подвержены
воздействию высоких и низких температур, перепадов давления, влажности,
солнечной радиации, атмосферных осадков и т.п. Сердцем электропривода
является редуктор, к которому предъявляются высокие требования по точности,
надежности, долговечности, к.п.д. и несущей способности. В Томске на одном из наших предприятий разработаны и внедрены в производство
электроприводы нового поколения для запорной арматуры магистральных нефтепроводов.
Силовой исполнительный механизм электроприводов построен на базе волнового
редуктора с промежуточными звеньями, который был заимствован из космической
техники. Эти устройства защищены патентами. Одна из важнейших деталей
такого редуктора - ведущий зубчатый венец, изготовляемый из высоколегированной
стали. Рабочая поверхность зубьев венца, напоминающая беговую дорожку
подшипника, должна иметь шероховатость поверхности не хуже 0,6 мкм Rа.
Контур зубьев описан совокупностью сопряженных радиусов и укороченных
гипоциклоид, ширина зубьев может колебаться от 50 до 90 мм. Отклонение
от теоретического профиля не должно превышать 4 мкм. Вначале эти зубчатые венцы обрабатывались на координатно-шлифовальном
станке, однако возникли серьезные проблемы с обработкой сопрягаемых поверхностей
и малых радиусов. Затраты времени и стоимость изготовления венцов оказались
неприемлемо большими. Кроме того, у этих приводов при работе наблюдались
повышенный шум и вибрация, что совершенно не устраивало заказчика. Спасением оказалась электроэрозионная проволочная вырезка. В начале работы
по выбору электроэрозионного станка мы получили предложения от швейцарских
фирм AGIE и Charmilles, а позже - от японской фирмы SODICK. Все фирмы
получили от нас задание на изготовление одной и той же детали. По технологии, на которую мы ориентировались на тот момент, критичными
показателями для нас были высокая производительность, качество поверхности
и точность. В этом плане станок SODICK оказался несравнимо лучше, чем
станки конкурентов из Швейцарии, и мы выбрали оборудование SODICK. Станок мы получили не простой, а с линейными двигателями. Следует отметить
оперативную работу представительства SODICK Europe в Москве. На следующий
день после установки станка специалисты фирмы прибыли в Томск и приступили
к наладке. Для наладки и обучения персонала потребовалось всего шесть
дней, после чего на станке началось круглосуточное изготовление деталей,
которые ранее приходилось заказывать на заводах Новосибирска, Красноярска,
Томска и Юрги. Что же можно сказать о нашем опыте внедрения электроэрозии по прошествии
полугода? В настоящее время станок AQ535 LN1W эксплуатируется в три смены,
и уже в течение полугода он работает без перерывов, выходных и праздников.
Первоначально рабочий контур венца обрабатывался за три прохода: один
черновой и два чистовых. После проведенных экспериментов удалось стабильно
получать заданную точность и шероховатость поверхности за два прохода
- черновой и чистовой. Теперь на весь цикл обработки уходит всего 8,5
ч. В случае применения швейцарских станков требуются 19 и 24 ч. Шероховатость, получаемая после двух проходов, составляет примерно 0,5
мкм Ra, или 8 класс шероховатости, что нас более чем устраивает. Точность
по всему контуру находится в пределах 4 мкм по всему контуру. Такая высокая
точность позволила при сборке редуктора исключить подбор венцов, что практиковалось
ранее, когда детали изготавливались по нашим заказам другими предприятиями
на станках фирмы AGIE. В результате значительно сократились как затраты
рабочего времени, так, и это самое главное, затраты на изготовление дополнительного
количества венцов для подбора. Следует отметить высокую надежность станка, простоту управления и обслуживания.
Как правило, весь цикл обработки проходит без обрывов проволоки. За все
время работы ни одна деталь не ушла в брак. Станок работает автономно,
а оператор практически все рабочее время обслуживает другое оборудование
с ЧПУ. Приобретенный станок позволил на 130 % сократить капиталовложения в производственную
базу, значительно (более чем в два раза) снизить требуемое количество
проволоки и ионнообменной смолы благодаря использованию новейших разработок
японских конструкторов в области линейных сервоприводов. Помимо всего,
швейцарские станки к тому же предлагались по несопоставимо более высокой
цене, чем станок фирмы SODICK. Если у читателей этой статьи возникнут вопросы, то присылайте их по электронной
почте на наш адрес: |
предыдущий материал |
следующий материал
|