Александр Маринин |
Вскоре после начала гражданской войны в Испании советское правительство
решило предоставить республиканскому правительству боевые самолеты, причем
не только истребители, но и новейшие бомбардировщики СБ. Эти машины строил
московский завод № 22. "Эсбешки" завод пек как пирожки, по три-пять
самолетов в день. И вот - новое задание: тщательно проверить партию бомбардировщиков,
упаковать их в огромные контейнеры с надписью "сельскохозяйственное
оборудование", и отправить эти сеялки-веялки в Одессу для погрузки
на судно. Работа была чрезвычайно ответственной, а обстановочка в стране
- тридцать седьмой годок... Словом, некоторые товарищи решили перестраховаться. Военпреды резко "повысили
требовательность". В частности, возникли претензии к носовой "спарке"
пулеметов ШКАС. Вскоре в ЛИСе (летно-испытательной станции) накопилось
немалое количество отвергнутых военной приемкой самолетов; заводские летчики-испытатели
и другой аэродромный люд перестали получать заслуженные премиальные. Постоянные
придирки взбесили и директора завода Б.Н. Тарасевича. И кому-то из ЛИСовских "забулдыг и хулиганов" пришла в голову
идея, как проучить зарвавшихся военпредов. Капризному военинженеру 2 ранга
предложили самому разок слетать на месте штурмана и убедиться, что НУ-СБ
(носовая установка скоростного бомбардировщика) работает как часики...
Военпред был не робкого десятка, он отстрелял в полете пару лент и сообщил
пилоту, что все "о'кей", самолет он принимает. Но тут заводской
летчик "обнаружил", что отказала система выпуска шасси (на СБ
она была электрогидравлическая, а раз так - значит, могли попасть "посторонние
частицы"). По инструкции при посадке на "живот" штурман
СБ, размещавшийся в застекленном носу, должен был прыгать с парашютом
- в этом и заключался гнусный замысел ЛИСовцев. Бедный военпред, не имевший
опыта прыжков, сильно ушибся при неудачном приземлении и повредил ногу.
А летчик, заложив несколько энергичных виражей с изрядной перегрузкой,
изобразил "внезапное устранение дефекта" и повел СБ на посадку.
Военпред месяца на три угодил в госпиталь. Зато самолеты стали приниматься
практически без задержек. Причину отказа, сколько не искали, не нашли, хотя "шутники"
клялись и божились, что электромотор гидронасоса СБА-56 "сильно гудел".
"Проверяльщики" доложили Тарасевичу, что воспроизвести отказ
на земле не удается - как видно, имел место редчайший случай попадания
"посторонней частицы" под контакты включения электромотора... А вот спустя три года сотрудникам того же завода № 22 стало не до смеха из-за вполне реальных "посторонних частиц". При освоении производства бомбардировщика Пе-2 из-за недостаточно продуманной технологии изготовления и небрежности рабочих в бензобаках самолетов оставалось немало мусора и металлической стружки, а однажды в баке нашли обломки сверла, трехкопеечную монету и даже гаечный ключ. В топливной системе самолета фильтры еще не были предусмотрены, поэтому в карбюраторы моторов могла попасть, и попадала всякая гадость. Произошло несколько отказов моторов в воздухе, чудом не приведших к человеческим жертвам. "Разбор полетов" на этот раз был жестким: несколько рабочих и мастер ОТК немедленно угодили под суд, на котором в качестве свидетеля обвинения пришлось выступить главному конструктору самолета. Речь шла о том, как квалифицировать происшедшее: как преступную небрежность (от трех до семи лет) или как "вредительство" (десять лет ГУЛАГа с последующим поражением в правах). А не бросай гаечный ключ, где попало… Реальные "посторонние частицы" могут привести к тюрьме, а "виртуальные" - к повреждениям конечностей. |
предыдущий материал |