Валентин Шерстянников, |
д.т.н.
|
В 60-70-е годы Советский Союз на основе двухсторонних межправительственных
соглашений осуществлял техническое сотрудничество в области авиастроения
с некоторыми странами СЭВ, в том числе с Польшей (по самолетам Ан-2, Ан-3,
Ан-28, Ил-86, вертолетам В-3 и Ми-2), Чехословакией (по самолетам Л-610
и Л-39МС), Румынией (по сельскохозяйственному вертолету Ка-126) и др.
Однако дружественные страны проявляли заинтересованность в более широком
развитии научно-технического и экономического сотрудничества в этой области,
что соответствовало также интересам и нашей страны. Учитывая эти обстоятельства Минавиапром СССР считал целесообразным создание
в рамках Комитета СЭВ по машиностроению отраслевого Бюро по авиационной
технике. В апреле 1985 г. было создано отраслевое Бюро во главе с Министром
авиационной промышленности И.С. Силаевым. По его поручению мною совместно
с головными НИИ (ЦАГИ, ЦИАМ, НИАТ, ВИАМ, ЛИИ и др.) было разработано "Соглашение
об основных направлениях сотрудничества в развитии авиационной техники
гражданского назначения", которое подписали Болгария, Венгрия, ГДР,
Куба, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Югославия. Минавиапром подготовил предложения о разработке комплексного плана НИОКР по созданию перспективных образцов авиационной техники на период до 2000 г. и о кооперированном производстве странами-членами СЭВ пассажирских самолетов Ил-114, Ил-96-300, Ту-204 и их двигателей. Освоение серийного производства предполагалось в конце восьмидесятых годов. Предложения были приняты и легли в основу работы отраслевого Бюро. Для согласования работ создали Координационный совет (председатель совета
- А.В. Болбот, заместитель министра МАП), включавший Совет главных конструкторов
(сопредседатели - главные конструкторы А.А. Туполев и Г.В. Новожилов)
и Научно-технический совет (НТС, председатель - В.А. Шерстянников, заместитель
начальника Главного управления МАП). В состав советов вошли руководители
и ведущие специалисты ОКБ Туполева и Ильюшина, а также головных НИИ. Институты отрасли и научные организации дружественных стран подготовили
перечни тематических работ к плану НИОКР. План НИОКР был рассмотрен на
НТС и одобрен странами-участниками Соглашения во время проведения Первой
конференции по авиации. С докладами выступили начальник ЦАГИ Г.П. Свищев,
начальник ЦИАМ Д.А. Огородников и руководители авиационных объединений
стран Восточной Европы. С целью подготовки и организации кооперированного производства новых
пассажирских самолетов проводились консультации специалистов, составлялся
перечень распределения работ по узлам и агрегатам, производство которых
намечалось организовать в странах СЭВ по документации разработчика. Минавиапром провел также организационные мероприятия, позволившие значительно
расширить объем научно-технической помощи. В целях повышения эффективности
в решении возникающих вопросов были созданы совместные рабочие группы
специалистов из НИИ и ОКБ стран содружества. В семидесятых-восьмидесятых годах самолетостроение в Чехословакии сосредотачивалось
главным образом на трех авиационных заводах: "ЛЕТ", "Аэро-Водоходы"
и "Мораван", а двигателестроение - на заводах "Моторлет"
и "Авиа". Научное сопровождение работ осуществлялось Авиационным
исследовательским и испытательным институтом (ВЗЛУ). Пассажирский самолет Л-610 для местных воздушных линий с двумя турбовинтовыми
двигателями М-602 разрабатывался авиазаводом "ЛЕТ" по основным
тактико-техническим требованиям МГА и предназначался для замены самолета
Як-40. Расход топлива на пассажиро-километр на первом этапе составил 29
г. На втором этапе благодаря улучшению экономичности двигателя и весовых
характеристик самолета предполагалось получить заданный расход топлива
25 г. Самолет Л-610 был создан в конце восьмидесятых годов. С 1991 г.
предполагались его поставки в нашу страну. Завод "Моторлет" приступил к созданию двигателя М-602 в начале
восьмидесятых годов. Компрессор разрабатывался и доводился в институте
ВЗЛУ, а система автоматического регулирования - на заводе "Югострой".
Контрольные испытания отдельных элементов двигателя (камера сгорания,
турбина высокого давления) и двигателя в целом планировали провести в
ЦИАМ. Сертификация двигателя намечалась в Чехословакии и в СССР. Ярким примером плодотворного сотрудничества между СССР и Чехословакией
является создание уникальной отечественной научно-экспериментальной базы
для исследования и отработки авиационных двигателей (в частности, в ЦИАМ).
Первый контракт на поставку из Чехословакии специального технологического
оборудования был заключен в 1948 г. С этого момента заводами объединения
"ЧКД-Прага" и другими предприятиями Чехословакии по техническим
условиям ЦИАМ началась разработка, производство и комплексные поставки
турбоэксгаустерного и турбокомпрессорного оборудования. Специалистами
обеих стран были решены сложнейшие научно-технические и производственные
задачи, так как многие энергетические установки комплекса в то время не
имели себе равных не только в Европе, но и в Америке. За успешный ввод
в эксплуатацию высотного комплекса большая группа специалистов была награждена
орденами и медалями СССР и Чехословакии. Бурное развитие авиационно-космической техники в последующие годы потребовало
дальнейшего совершенствования испытательного оборудования. При научно-техническом
содействии СССР на заводах объединения "ЧКД-Прага" были разработаны
еще более высокопроизводительные эксгаустерные установки, оснащенные системами
автоматического контроля, управления и регулирования, которые поставлялись
в СССР для экспериментальных комплексов ЦИАМ и ЦАГИ. Это позволило создать
мощную научно-экспериментальную базу, позволяющую проводить всесторонние
исследования в области авиационно-космической науки и техники. Проведенные
работы были отмечены Государственной премией СССР. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что многостороннее сотрудничество социалистических стран в авиационной области явилось важным вкладом в процесс создания и организации производства перспективных гражданских самолетов и вертолетов, двигателей и их систем, новых материалов и прогрессивной технологии, а также уникального испытательного оборудования. Это был яркий пример плодотворного научно-технического сотрудничества и международного разделения труда в интересах всех участвовавших стран.
|
предыдущий материал |