предыдущий материал

ИСТОРИЯ
Валентин Шерстянников,
д.т.н.

ИНТЕГРАЦИЯ СССР И СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ


В 60-70-е годы Советский Союз на основе двухсторонних межправительственных соглашений осуществлял техническое сотрудничество в области авиастроения с некоторыми странами СЭВ, в том числе с Польшей (по самолетам Ан-2, Ан-3, Ан-28, Ил-86, вертолетам В-3 и Ми-2), Чехословакией (по самолетам Л-610 и Л-39МС), Румынией (по сельскохозяйственному вертолету Ка-126) и др. Однако дружественные страны проявляли заинтересованность в более широком развитии научно-технического и экономического сотрудничества в этой области, что соответствовало также интересам и нашей страны.

Учитывая эти обстоятельства Минавиапром СССР считал целесообразным создание в рамках Комитета СЭВ по машиностроению отраслевого Бюро по авиационной технике. В апреле 1985 г. было создано отраслевое Бюро во главе с Министром авиационной промышленности И.С. Силаевым. По его поручению мною совместно с головными НИИ (ЦАГИ, ЦИАМ, НИАТ, ВИАМ, ЛИИ и др.) было разработано "Соглашение об основных направлениях сотрудничества в развитии авиационной техники гражданского назначения", которое подписали Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Югославия.

Минавиапром подготовил предложения о разработке комплексного плана НИОКР по созданию перспективных образцов авиационной техники на период до 2000 г. и о кооперированном производстве странами-членами СЭВ пассажирских самолетов Ил-114, Ил-96-300, Ту-204 и их двигателей. Освоение серийного производства предполагалось в конце восьмидесятых годов.

Предложения были приняты и легли в основу работы отраслевого Бюро.

Для согласования работ создали Координационный совет (председатель совета - А.В. Болбот, заместитель министра МАП), включавший Совет главных конструкторов (сопредседатели - главные конструкторы А.А. Туполев и Г.В. Новожилов) и Научно-технический совет (НТС, председатель - В.А. Шерстянников, заместитель начальника Главного управления МАП). В состав советов вошли руководители и ведущие специалисты ОКБ Туполева и Ильюшина, а также головных НИИ.

Институты отрасли и научные организации дружественных стран подготовили перечни тематических работ к плану НИОКР. План НИОКР был рассмотрен на НТС и одобрен странами-участниками Соглашения во время проведения Первой конференции по авиации. С докладами выступили начальник ЦАГИ Г.П. Свищев, начальник ЦИАМ Д.А. Огородников и руководители авиационных объединений стран Восточной Европы.

С целью подготовки и организации кооперированного производства новых пассажирских самолетов проводились консультации специалистов, составлялся перечень распределения работ по узлам и агрегатам, производство которых намечалось организовать в странах СЭВ по документации разработчика.

Минавиапром провел также организационные мероприятия, позволившие значительно расширить объем научно-технической помощи. В целях повышения эффективности в решении возникающих вопросов были созданы совместные рабочие группы специалистов из НИИ и ОКБ стран содружества.

В семидесятых-восьмидесятых годах самолетостроение в Чехословакии сосредотачивалось главным образом на трех авиационных заводах: "ЛЕТ", "Аэро-Водоходы" и "Мораван", а двигателестроение - на заводах "Моторлет" и "Авиа". Научное сопровождение работ осуществлялось Авиационным исследовательским и испытательным институтом (ВЗЛУ).

Пассажирский самолет Л-610 для местных воздушных линий с двумя турбовинтовыми двигателями М-602 разрабатывался авиазаводом "ЛЕТ" по основным тактико-техническим требованиям МГА и предназначался для замены самолета Як-40. Расход топлива на пассажиро-километр на первом этапе составил 29 г. На втором этапе благодаря улучшению экономичности двигателя и весовых характеристик самолета предполагалось получить заданный расход топлива 25 г. Самолет Л-610 был создан в конце восьмидесятых годов. С 1991 г. предполагались его поставки в нашу страну.

Завод "Моторлет" приступил к созданию двигателя М-602 в начале восьмидесятых годов. Компрессор разрабатывался и доводился в институте ВЗЛУ, а система автоматического регулирования - на заводе "Югострой". Контрольные испытания отдельных элементов двигателя (камера сгорания, турбина высокого давления) и двигателя в целом планировали провести в ЦИАМ. Сертификация двигателя намечалась в Чехословакии и в СССР.

Ярким примером плодотворного сотрудничества между СССР и Чехословакией является создание уникальной отечественной научно-экспериментальной базы для исследования и отработки авиационных двигателей (в частности, в ЦИАМ). Первый контракт на поставку из Чехословакии специального технологического оборудования был заключен в 1948 г. С этого момента заводами объединения "ЧКД-Прага" и другими предприятиями Чехословакии по техническим условиям ЦИАМ началась разработка, производство и комплексные поставки турбоэксгаустерного и турбокомпрессорного оборудования. Специалистами обеих стран были решены сложнейшие научно-технические и производственные задачи, так как многие энергетические установки комплекса в то время не имели себе равных не только в Европе, но и в Америке. За успешный ввод в эксплуатацию высотного комплекса большая группа специалистов была награждена орденами и медалями СССР и Чехословакии.

Бурное развитие авиационно-космической техники в последующие годы потребовало дальнейшего совершенствования испытательного оборудования. При научно-техническом содействии СССР на заводах объединения "ЧКД-Прага" были разработаны еще более высокопроизводительные эксгаустерные установки, оснащенные системами автоматического контроля, управления и регулирования, которые поставлялись в СССР для экспериментальных комплексов ЦИАМ и ЦАГИ. Это позволило создать мощную научно-экспериментальную базу, позволяющую проводить всесторонние исследования в области авиационно-космической науки и техники. Проведенные работы были отмечены Государственной премией СССР.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что многостороннее сотрудничество социалистических стран в авиационной области явилось важным вкладом в процесс создания и организации производства перспективных гражданских самолетов и вертолетов, двигателей и их систем, новых материалов и прогрессивной технологии, а также уникального испытательного оборудования. Это был яркий пример плодотворного научно-технического сотрудничества и международного разделения труда в интересах всех участвовавших стран.

Обсуждение плана НИОКР по развитию авиационной техники специалистами рабочей группы по научно-техническому сотрудничеству оперативного бюро СЭВ. Москва, 1988 г.
Самолет Л-610
Двигатель М-602

предыдущий материал
оглавление
следующий материал