| Валентин Шерстянников, |  
         д.т.н. 
       | 
    
|  
       В 60-70-е годы Советский Союз на основе двухсторонних межправительственных 
        соглашений осуществлял техническое сотрудничество в области авиастроения 
        с некоторыми странами СЭВ, в том числе с Польшей (по самолетам Ан-2, Ан-3, 
        Ан-28, Ил-86, вертолетам В-3 и Ми-2), Чехословакией (по самолетам Л-610 
        и Л-39МС), Румынией (по сельскохозяйственному вертолету Ка-126) и др. 
        Однако дружественные страны проявляли заинтересованность в более широком 
        развитии научно-технического и экономического сотрудничества в этой области, 
        что соответствовало также интересам и нашей страны. Учитывая эти обстоятельства Минавиапром СССР считал целесообразным создание 
        в рамках Комитета СЭВ по машиностроению отраслевого Бюро по авиационной 
        технике. В апреле 1985 г. было создано отраслевое Бюро во главе с Министром 
        авиационной промышленности И.С. Силаевым. По его поручению мною совместно 
        с головными НИИ (ЦАГИ, ЦИАМ, НИАТ, ВИАМ, ЛИИ и др.) было разработано "Соглашение 
        об основных направлениях сотрудничества в развитии авиационной техники 
        гражданского назначения", которое подписали Болгария, Венгрия, ГДР, 
        Куба, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Югославия. Минавиапром подготовил предложения о разработке комплексного плана НИОКР по созданию перспективных образцов авиационной техники на период до 2000 г. и о кооперированном производстве странами-членами СЭВ пассажирских самолетов Ил-114, Ил-96-300, Ту-204 и их двигателей. Освоение серийного производства предполагалось в конце восьмидесятых годов. Предложения были приняты и легли в основу работы отраслевого Бюро. Для согласования работ создали Координационный совет (председатель совета 
        - А.В. Болбот, заместитель министра МАП), включавший Совет главных конструкторов 
        (сопредседатели - главные конструкторы А.А. Туполев и Г.В. Новожилов) 
        и Научно-технический совет (НТС, председатель - В.А. Шерстянников, заместитель 
        начальника Главного управления МАП). В состав советов вошли руководители 
        и ведущие специалисты ОКБ Туполева и Ильюшина, а также головных НИИ. Институты отрасли и научные организации дружественных стран подготовили 
        перечни тематических работ к плану НИОКР. План НИОКР был рассмотрен на 
        НТС и одобрен странами-участниками Соглашения во время проведения Первой 
        конференции по авиации. С докладами выступили начальник ЦАГИ Г.П. Свищев, 
        начальник ЦИАМ Д.А. Огородников и руководители авиационных объединений 
        стран Восточной Европы. С целью подготовки и организации кооперированного производства новых 
        пассажирских самолетов проводились консультации специалистов, составлялся 
        перечень распределения работ по узлам и агрегатам, производство которых 
        намечалось организовать в странах СЭВ по документации разработчика. Минавиапром провел также организационные мероприятия, позволившие значительно 
        расширить объем научно-технической помощи. В целях повышения эффективности 
        в решении возникающих вопросов были созданы совместные рабочие группы 
        специалистов из НИИ и ОКБ стран содружества. В семидесятых-восьмидесятых годах самолетостроение в Чехословакии сосредотачивалось 
        главным образом на трех авиационных заводах: "ЛЕТ", "Аэро-Водоходы" 
        и "Мораван", а двигателестроение - на заводах "Моторлет" 
        и "Авиа". Научное сопровождение работ осуществлялось Авиационным 
        исследовательским и испытательным институтом (ВЗЛУ). Пассажирский самолет Л-610 для местных воздушных линий с двумя турбовинтовыми 
        двигателями М-602 разрабатывался авиазаводом "ЛЕТ" по основным 
        тактико-техническим требованиям МГА и предназначался для замены самолета 
        Як-40. Расход топлива на пассажиро-километр на первом этапе составил 29 
        г. На втором этапе благодаря улучшению экономичности двигателя и весовых 
        характеристик самолета предполагалось получить заданный расход топлива 
        25 г. Самолет Л-610 был создан в конце восьмидесятых годов. С 1991 г. 
        предполагались его поставки в нашу страну. Завод "Моторлет" приступил к созданию двигателя М-602 в начале 
        восьмидесятых годов. Компрессор разрабатывался и доводился в институте 
        ВЗЛУ, а система автоматического регулирования - на заводе "Югострой". 
        Контрольные испытания отдельных элементов двигателя (камера сгорания, 
        турбина высокого давления) и двигателя в целом планировали провести в 
        ЦИАМ. Сертификация двигателя намечалась в Чехословакии и в СССР. Ярким примером плодотворного сотрудничества между СССР и Чехословакией 
        является создание уникальной отечественной научно-экспериментальной базы 
        для исследования и отработки авиационных двигателей (в частности, в ЦИАМ). 
        Первый контракт на поставку из Чехословакии специального технологического 
        оборудования был заключен в 1948 г. С этого момента заводами объединения 
        "ЧКД-Прага" и другими предприятиями Чехословакии по техническим 
        условиям ЦИАМ началась разработка, производство и комплексные поставки 
        турбоэксгаустерного и турбокомпрессорного оборудования. Специалистами 
        обеих стран были решены сложнейшие научно-технические и производственные 
        задачи, так как многие энергетические установки комплекса в то время не 
        имели себе равных не только в Европе, но и в Америке. За успешный ввод 
        в эксплуатацию высотного комплекса большая группа специалистов была награждена 
        орденами и медалями СССР и Чехословакии. Бурное развитие авиационно-космической техники в последующие годы потребовало 
        дальнейшего совершенствования испытательного оборудования. При научно-техническом 
        содействии СССР на заводах объединения "ЧКД-Прага" были разработаны 
        еще более высокопроизводительные эксгаустерные установки, оснащенные системами 
        автоматического контроля, управления и регулирования, которые поставлялись 
        в СССР для экспериментальных комплексов ЦИАМ и ЦАГИ. Это позволило создать 
        мощную научно-экспериментальную базу, позволяющую проводить всесторонние 
        исследования в области авиационно-космической науки и техники. Проведенные 
        работы были отмечены Государственной премией СССР. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что многостороннее сотрудничество социалистических стран в авиационной области явилось важным вкладом в процесс создания и организации производства перспективных гражданских самолетов и вертолетов, двигателей и их систем, новых материалов и прогрессивной технологии, а также уникального испытательного оборудования. Это был яркий пример плодотворного научно-технического сотрудничества и международного разделения труда в интересах всех участвовавших стран. 
  | 
  
| предыдущий материал |