предыдущий материал

ПРОИЗВОДСТВО
ОАО "СТАР" :
Юрий Дудкин,
главный конструктор
Борис Конторович,
зам. главного конструктора
Вадим Юфарев,
зам. главного конструктора, к.т.н.
Валерий Бурдин,
зам. главного конструктора, к.т.н.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
АВИАЦИОННЫМИ И ПРОМЫШЛЕННЫМИ СИЛОВЫМИ УСТАНОВКАМИ


Начиная с 70-х годов стремление обеспечить авиационным двигателям высокие экономические и экологические показатели потребовало значительного усложнения законов регулирования, повышения точностных характеристик систем управления, обеспечения их работоспособности в условиях повышенных температур. Возникла необходимость комплексного управления не только двигателем, но и силовой установкой в целом (двигатель + винт), потребовалось также осуществлять диагностику состояния силовой установки.

Решение поставленных задач уже не могло быть осуществлено на базе широко применявшихся ранее "чисто-гидромеханических" систем автоматического управления (САУ). Поиск путей совершенствования САУ привел к оптимальному распределению функций между электроникой и гидромеханикой.

Внедрение элементов цифровой вычислительной техники на предприятии началось в 70-х годах. Усилия сосредотачивались как на создании новых агрегатов САУ, так и на совершенствовании производственной базы. Комплексный характер создаваемых САУ заставил решать на одном предприятии сложные задачи обеспечения совместимости электронных и гидромеханических систем.

Первым ТРДД, для которого был разработан цифро-аналоговый регулятор, стал Д-30Ф6 генерального конструктора П.А. Соловьева.

Разработка регулятора велась двумя предприятиями: Пермским ОАО "СТАР" (цифровая часть) и Уфимским КБ "Молния" (аналоговая часть). Электронный регулятор прошел установленный комплекс испытаний, в том числе государственные стендовые испытания, и в 1978 г. был передан для серийного производства на Саратовское электроприборное объединение. За участие в создании системы предприятию была присуждена Государственная премия. В настоящее время электронный регулятор эксплуатируется на самолете МиГ-31.

В дальнейшем регулятор прошел модернизацию, при этом его аналоговая часть была заменена цифроаналоговым устройством разработки ОАО "СТАР". Система прошла межведомственные испытания, но, к сожалению, в серийное производство не внедрялась.

В конце 70-х - начале 80-х годов на предприятии была пущена в эксплуатацию первая очередь производственного корпуса электроники, оснащенная современным оборудованием. Это позволило приступить к созданию электронных регуляторов нового поколения для создававшихся двигателей АЛ-41 и ПС-90А.

САУ для ПС-90А была полностью разработана специалистами ОАО "СТАР" и в 1988 г. передана для серийного освоения. Система и сегодня продолжает активно эксплуатироваться на самолетах Ил-96-300 и Ту-204. Ресурс электронного регулятора доведен до 10000 ч, а гидромеханического регулятора - до 5000 ч.

Электронные системы управления, контроля и диагностики авиационных двигателей, в том числе ТВД, разработанные в 80-х годах, обладали рядом существенных недостатков. Наличие сложных информационных связей между агрегатами приводило к многократному преобразованию информации и, как следствие, увеличению объема, массы и цены системы. К примеру, суммарная масса шести агрегатов САУ силовой установки Ил-114 с двигателем ТВ7-117 и винтом АВ-34 равна 60 кг. Цена электронной аппаратуры сегодня достигает $250 тыс.

Для устранения указанных недостатков была разработана и в 2000 г. сертифицирована комплексная САУ-2000 для силовой установки самолета Ан-140 с двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ1 и винтом АВ-140, в которой все функции управления, контроля и диагностики силовой установки выполняются единым электронным агрегатом РЭД-2000 (его объем 6,9 л и масса 7,0 кг). Цена РЭД-2000 на сегодня составляет $40 тыс.

ОАО "СТАР" занимается созданием комплексных САУ наземных газотурбинных установок с 1992 г. Первые образцы таких систем разрабатывались на базе аппаратуры авиационного назначения, одновременно осуществлялся перевод газотурбинных установок (ГТУ) на газообразное топливо. Широкое распространение получили САУ для передвижных электростанций ПАЭС-2500М и блочных электростанций мощностью 4 МВт.

ОАО "СТАР" создало блоки управления газовыми турбинами БУД-96 на единой элементной базе с блоками САУ ГПА типа МСКУ-СС-4510, выпускаемыми АО "Система-Сервис" (Санкт-Петербург), а для энергетических ГТУ - блоки управления двигателем БУД-98 и блоки управления станцией БУС-98. В настоящее время ведутся разработки САУ для перспективных энергетических ГТУ, в том числе для энергоблоков мощностью 6 МВт с утилизацией тепла, энергоблоков для собственных нужд "Газпрома" мощностью 12…16 МВт и для ТЭЦ мощностью 25 МВт и выше.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал