| предыдущий материал | 
| ОАО "СТАР" : | |
| Юрий Дудкин, | главный конструктор | 
| Борис Конторович, | зам. главного конструктора | 
| Вадим Юфарев, | зам. главного конструктора, к.т.н. | 
| Валерий Бурдин, | зам. главного конструктора, к.т.н. | 
| Начиная с 70-х годов стремление обеспечить авиационным двигателям высокие 
        экономические и экологические показатели потребовало значительного усложнения 
        законов регулирования, повышения точностных характеристик систем управления, 
        обеспечения их работоспособности в условиях повышенных температур. Возникла 
        необходимость комплексного управления не только двигателем, но и силовой 
        установкой в целом (двигатель + винт), потребовалось также осуществлять 
        диагностику состояния силовой установки. Решение поставленных задач уже не могло быть осуществлено на базе широко 
        применявшихся ранее "чисто-гидромеханических" систем автоматического 
        управления (САУ). Поиск путей совершенствования САУ привел к оптимальному 
        распределению функций между электроникой и гидромеханикой. Внедрение элементов цифровой вычислительной техники на предприятии началось 
        в 70-х годах. Усилия сосредотачивались как на создании новых агрегатов 
        САУ, так и на совершенствовании производственной базы. Комплексный характер 
        создаваемых САУ заставил решать на одном предприятии сложные задачи обеспечения 
        совместимости электронных и гидромеханических систем. Первым ТРДД, для которого был разработан цифро-аналоговый регулятор, 
        стал Д-30Ф6 генерального конструктора П.А. Соловьева. Разработка регулятора велась двумя предприятиями: Пермским ОАО "СТАР" 
        (цифровая часть) и Уфимским КБ "Молния" (аналоговая часть). 
        Электронный регулятор прошел установленный комплекс испытаний, в том числе 
        государственные стендовые испытания, и в 1978 г. был передан для серийного 
        производства на Саратовское электроприборное объединение. За участие в 
        создании системы предприятию была присуждена Государственная премия. В 
        настоящее время электронный регулятор эксплуатируется на самолете МиГ-31. В дальнейшем регулятор прошел модернизацию, при этом его аналоговая часть 
        была заменена цифроаналоговым устройством разработки ОАО "СТАР". 
        Система прошла межведомственные испытания, но, к сожалению, в серийное 
        производство не внедрялась. В конце 70-х - начале 80-х годов на предприятии была пущена в эксплуатацию 
        первая очередь производственного корпуса электроники, оснащенная современным 
        оборудованием. Это позволило приступить к созданию электронных регуляторов 
        нового поколения для создававшихся двигателей АЛ-41 и ПС-90А. САУ для ПС-90А была полностью разработана специалистами ОАО "СТАР" 
        и в 1988 г. передана для серийного освоения. Система и сегодня продолжает 
        активно эксплуатироваться на самолетах Ил-96-300 и Ту-204. Ресурс электронного 
        регулятора доведен до 10000 ч, а гидромеханического регулятора - до 5000 
        ч. Электронные системы управления, контроля и диагностики авиационных двигателей, 
        в том числе ТВД, разработанные в 80-х годах, обладали рядом существенных 
        недостатков. Наличие сложных информационных связей между агрегатами приводило 
        к многократному преобразованию информации и, как следствие, увеличению 
        объема, массы и цены системы. К примеру, суммарная масса шести агрегатов 
        САУ силовой установки Ил-114 с двигателем ТВ7-117 и винтом АВ-34 равна 
        60 кг. Цена электронной аппаратуры сегодня достигает $250 тыс. Для устранения указанных недостатков была разработана и в 2000 г. сертифицирована 
        комплексная САУ-2000 для силовой установки самолета Ан-140 с двигателем 
        ТВ3-117ВМА-СБМ1 и винтом АВ-140, в которой все функции управления, контроля 
        и диагностики силовой установки выполняются единым электронным агрегатом 
        РЭД-2000 (его объем 6,9 л и масса 7,0 кг). Цена РЭД-2000 на сегодня составляет 
        $40 тыс. ОАО "СТАР" занимается созданием комплексных САУ наземных газотурбинных 
        установок с 1992 г. Первые образцы таких систем разрабатывались на базе 
        аппаратуры авиационного назначения, одновременно осуществлялся перевод 
        газотурбинных установок (ГТУ) на газообразное топливо. Широкое распространение 
        получили САУ для передвижных электростанций ПАЭС-2500М и блочных электростанций 
        мощностью 4 МВт. ОАО "СТАР" создало блоки управления газовыми турбинами БУД-96 на единой элементной базе с блоками САУ ГПА типа МСКУ-СС-4510, выпускаемыми АО "Система-Сервис" (Санкт-Петербург), а для энергетических ГТУ - блоки управления двигателем БУД-98 и блоки управления станцией БУС-98. В настоящее время ведутся разработки САУ для перспективных энергетических ГТУ, в том числе для энергоблоков мощностью 6 МВт с утилизацией тепла, энергоблоков для собственных нужд "Газпрома" мощностью 12…16 МВт и для ТЭЦ мощностью 25 МВт и выше. | 
| предыдущий материал |