предыдущий материал |
ОАО "СТАР" :
|
|
Юрий Дудкин, |
главный конструктор
|
Борис Конторович, |
зам. главного конструктора
|
Вадим Юфарев, |
зам. главного конструктора, к.т.н.
|
Валерий Бурдин, |
зам. главного конструктора, к.т.н.
|
Начиная с 70-х годов стремление обеспечить авиационным двигателям высокие
экономические и экологические показатели потребовало значительного усложнения
законов регулирования, повышения точностных характеристик систем управления,
обеспечения их работоспособности в условиях повышенных температур. Возникла
необходимость комплексного управления не только двигателем, но и силовой
установкой в целом (двигатель + винт), потребовалось также осуществлять
диагностику состояния силовой установки. Решение поставленных задач уже не могло быть осуществлено на базе широко
применявшихся ранее "чисто-гидромеханических" систем автоматического
управления (САУ). Поиск путей совершенствования САУ привел к оптимальному
распределению функций между электроникой и гидромеханикой. Внедрение элементов цифровой вычислительной техники на предприятии началось
в 70-х годах. Усилия сосредотачивались как на создании новых агрегатов
САУ, так и на совершенствовании производственной базы. Комплексный характер
создаваемых САУ заставил решать на одном предприятии сложные задачи обеспечения
совместимости электронных и гидромеханических систем. Первым ТРДД, для которого был разработан цифро-аналоговый регулятор,
стал Д-30Ф6 генерального конструктора П.А. Соловьева. Разработка регулятора велась двумя предприятиями: Пермским ОАО "СТАР"
(цифровая часть) и Уфимским КБ "Молния" (аналоговая часть).
Электронный регулятор прошел установленный комплекс испытаний, в том числе
государственные стендовые испытания, и в 1978 г. был передан для серийного
производства на Саратовское электроприборное объединение. За участие в
создании системы предприятию была присуждена Государственная премия. В
настоящее время электронный регулятор эксплуатируется на самолете МиГ-31. В дальнейшем регулятор прошел модернизацию, при этом его аналоговая часть
была заменена цифроаналоговым устройством разработки ОАО "СТАР".
Система прошла межведомственные испытания, но, к сожалению, в серийное
производство не внедрялась. В конце 70-х - начале 80-х годов на предприятии была пущена в эксплуатацию
первая очередь производственного корпуса электроники, оснащенная современным
оборудованием. Это позволило приступить к созданию электронных регуляторов
нового поколения для создававшихся двигателей АЛ-41 и ПС-90А. САУ для ПС-90А была полностью разработана специалистами ОАО "СТАР"
и в 1988 г. передана для серийного освоения. Система и сегодня продолжает
активно эксплуатироваться на самолетах Ил-96-300 и Ту-204. Ресурс электронного
регулятора доведен до 10000 ч, а гидромеханического регулятора - до 5000
ч. Электронные системы управления, контроля и диагностики авиационных двигателей,
в том числе ТВД, разработанные в 80-х годах, обладали рядом существенных
недостатков. Наличие сложных информационных связей между агрегатами приводило
к многократному преобразованию информации и, как следствие, увеличению
объема, массы и цены системы. К примеру, суммарная масса шести агрегатов
САУ силовой установки Ил-114 с двигателем ТВ7-117 и винтом АВ-34 равна
60 кг. Цена электронной аппаратуры сегодня достигает $250 тыс. Для устранения указанных недостатков была разработана и в 2000 г. сертифицирована
комплексная САУ-2000 для силовой установки самолета Ан-140 с двигателем
ТВ3-117ВМА-СБМ1 и винтом АВ-140, в которой все функции управления, контроля
и диагностики силовой установки выполняются единым электронным агрегатом
РЭД-2000 (его объем 6,9 л и масса 7,0 кг). Цена РЭД-2000 на сегодня составляет
$40 тыс. ОАО "СТАР" занимается созданием комплексных САУ наземных газотурбинных
установок с 1992 г. Первые образцы таких систем разрабатывались на базе
аппаратуры авиационного назначения, одновременно осуществлялся перевод
газотурбинных установок (ГТУ) на газообразное топливо. Широкое распространение
получили САУ для передвижных электростанций ПАЭС-2500М и блочных электростанций
мощностью 4 МВт. ОАО "СТАР" создало блоки управления газовыми турбинами БУД-96 на единой элементной базе с блоками САУ ГПА типа МСКУ-СС-4510, выпускаемыми АО "Система-Сервис" (Санкт-Петербург), а для энергетических ГТУ - блоки управления двигателем БУД-98 и блоки управления станцией БУС-98. В настоящее время ведутся разработки САУ для перспективных энергетических ГТУ, в том числе для энергоблоков мощностью 6 МВт с утилизацией тепла, энергоблоков для собственных нужд "Газпрома" мощностью 12…16 МВт и для ТЭЦ мощностью 25 МВт и выше. |
предыдущий материал |