предыдущий материал

ЭКОЛОГИЯ
Юрий Решетников

"МЫ ГОТОВЫ ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ ИЛ-76"


На МАКС традиционно интересными для специалистов и посетителей являются экспозиции авиадвигательных фирм. Такой интерес вполне понятен, ведь всех нас волнует один вопросы: "На чем летаем, на чем будем летать?" В канун открытия МАКС-2001 специальный корреспондент встретился с генеральным директором ОАО "Пермский моторный завод" Юрием Евгеньевичем Решетниковым.


Юрий Евгеньевич, что продемонстрирует пермская школа авиадвигателестроения на нынешнем Международном авиакосмическом салоне?

Для разработки и доводки такой уникальной машины, как авиационный двигатель, требуется немало лет. Поэтому на смотрах, подобных МАКС-2001, совершенно новые разработки появляются нечасто.

История пермской школы моторостроения насчитывает более 60 лет. Она по праву относится к числу самых почтенных по своему возрасту, мощных по интеллектуальному потенциалу, богатых по традициям, результативных по количеству созданных двигателей и их модификаций. За эти годы пермяки дали отечественной авиации почти 30 типов поршневых и газотурбинных двигателей. Отзывы о многих пермских разработках сопровождались такими эпитетами, как "впервые в мире", "первый отечественный", "самый массовый двигатель в истории нашей авиации" и т.д. К числу лучших достижений относится и единственный в России современный двигатель магистральных пассажирских самолетов ПС-90А. На МАКС-2001 Пермский моторный завод и ОАО "Авиадвигатель" традиционно выступят с общей экспозицией, где представят ПС-90А76 - макет этого двигателя, специально доработанного для постановки на самолет Ил-76.


В чем актуальность этой разработки?

Ил-76 - уникальный самолет в истории не только отечественной, но и всей мировой авиации. Сейчас над эксплуатантами этого самолета нависла угроза запрета полетов Ил-76 за рубежом после вступления в силу новых норм ИКАО по шуму и эмиссии двигателей. Д-30КП не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Он создавался для военно-транспортного самолета, которым и был вначале Ил-76. Большинство самолетов этого типа не выбрала и половины своего летного ресурса.

Не так давно в Киеве состоялась конференция "Грузовая авиация СНГ - что впереди?", где с большой заинтересованностью обсуждался вопрос о судьбе Ил-76. Наше предложение - заменить двигатель Д-30КП более совершенным ПС-90А76. К сожалению, упущено много времени, которое предстоит наверстывать для того, чтобы сохранить для России уже завоеванный транспортным самолетом Ил-76 рынок грузовых авиаперевозок.


Существует мнение, что при соответствующих доработках Д-30КП может еще послужить. Какова Ваша позиция по этому вопросу?

Это ошибочное представление. Никакие доработки Д-30КП не помогут ему встать в один ряд с машинами, которые соответствуют ограничениям по шуму и вредным выбросам, предусмотренным новыми нормами ИКАО. Поэтому необходимо решать проблему. Это не только мнение пермяков, создавших и Д-30КП, и ПС-90А, но специалистов из АК им. С.В. Ильюшина. На МАКС-2001 мы покажем новую модификацию двигателя ПС-90А, который позволит эксплуатировать "грузовик" до 2015-2020 гг. Предлагаемая модификация двигателя позволяет не только решить проблему шума, но и резко улучшить основные характеристики самолета. Оснащение Ил-76 двигателями ПС-90А76 увеличивает грузоподъемность и дальность полета, повышает его топливную эффективность, снижает выбросы в атмосферу. Сегодня находящийся в эксплуатации восемь лет ПС-90А полностью соответствует не только нормам ИКАО, вводимым в 2002 г., но и нормам, ввод в действие которых намечен на 2006 г.

За время эксплуатации двигателя ПС-90А его конструкция значительно изменилась. Напомню, что сертификат летной годности двигатель получил 3 апреля 1992 г. К настоящему времени по результатам доводочных работ получено 16 дополнительных сертификатов. Изменения, внесенные в конструкцию ПС-90А, позволили повысить надежность, увеличить ресурс и расширить условия эксплуатации двигателя. В частности, основной показатель надежности - наработка на отказ со съемом двигателя с эксплуатации - вырос более чем в пять раз с 1000 ч в1994 г. до 5500 в 1998 г. Наработка лидерного двигателя достигла 7640 ч без снятия с крыла.

Эти и другие достоинства двигателя, обеспечившие ему хорошие перспективы применения на 15-20 лет вперед, намерены продемонстрировать пермяки на МАКСе.


Что Вы можете сказать о сотрудничестве пермяков с "Пратт энд Уитни"?

Было потеряно несколько лет, а в столь сложном процессе, как модернизация авиадвигателей это немалый срок. В свое время "Пратт энд Уитни" заявила, что ее цель - вместе с нами довести ПС-90А до международных стандартов и с этим совместно созданным продуктом выйти на мировой рынок. И ни разу своим намерениям не изменила. Конечно, к такому партнеру относишься с большим уважением.

Инвестиции и кредиты "Пратт энд Уитни" в развитие ПМЗ составили за три года $31 млн, из них около $3 млн освоено в 2000 г., хотя инвестиционной программой предусматривалась более крупная сумма (но ее не удалось освоить).

Я не уверен, что без этой помощи мы достигли бы тех результатов, какие имеем сегодня.


В настоящее время правительство России уделяет большое внимание реструктуризации авиационной промышленности. Как обстоят дела с этим на Пермском моторостроительном комплексе?

На Пермском моторном заводе впервые после двухлетнего перерыва заключены контракты на производство новых двигателей ПС-90А. Для двух самолетов Ту-214 и одного Ил-96-300 государственная транспортная компания "Россия" заказала ПМЗ 10 двигателей. Объем ремонта ПС-90А для поддержки эксплуатации существующего парка самолетов вырастет в 2001 г. вдвое по сравнению с 2000 г. - с 35 до 70 штук. Вдвое увеличился и заказ Газпрома на газотурбинные установки, основой которых служит газогенератор ПС-90А. В целом объем продаж в 2001 г. составит $65 млн, тогда как в 2000 г. этот показатель - $40 млн. Такие темпы роста сохраняются у ПМЗ уже четвертый год подряд, начиная с момента его образования в качестве дочерней структуры холдинга "Пермские моторы" в октябре 1997 г.

Знаменательным событием для ПМЗ стало начало производства в Казанском авиационном ПО нового лайнера Ту-214, который стал четвертым типом самолета, оснащенным пермским двигателем ПС-90А (Ил-96-300, Ту-204, Ил-76МФ, Ту-214).

Теперь о реструктуризации. Внушает оптимизм возросшее внимание государственных структур к проблемам авиапромышленности. Правительство всерьез обсуждает реструктуризацию Пермского моторостроительного комплекса.

Проект создания ОАО "Научно-производственный центр "Пермские моторы" (НПЦ) предусматривает передачу государством в уставный капитал нового ОАО пакетов акций различных предприятий и прав на результаты интеллектуальной деятельности по авиадвигателю ПС-90А. Это обстоятельство позволит решить две проблемы. Во-первых, разблокировать наши намерения по масштабному экспорту (в Латинскую Америку) сложной технической продукции, к которой относятся газотурбинные установки (ГТУ), создаваемые на базе ПС-90А. Во-вторых, привлечь инвестиции, необходимые для начала работ по созданию двигателя ПС-90А2, который будет удовлетворять экологическим нормам ИКАО 2004 г. ($25 млн), и решить проблемы, которые накопились в ходе производства ПС-90А ($30 млн). В скорейшем оформлении НПЦ заинтересованы почти все, включая представителей государства.

Во всем мире правительства развитых стран в той или иной форме управляют или контролируют деятельность предприятий, подобных нашему. Ведь в своей области мы несем ответственность за судьбу не только гражданской авиации, но и за безопасность страны в целом. Поэтому, восстановив утерянный контроль над крупнейшим в России моторостроительным комплексом, государство вновь получает право проводить собственную политику размещения в НПЦ госзаказа на сложнейшую наукоемкую продукцию, в том числе и на оборонную. Это затрагивает интересы широкого круга соисполнителей и позволяет решать их проблемы. Например, наш ПС-90А строила вся страна: в работе над ним принимали участие 22 НИИ и КБ, 680 заводов-поставщиков, и без координирующей роли государства в деле производства такого двигателя (и подобных ему) не обойтись.

Интервьюировал Василий Карпий


предыдущий материал
оглавление
следующий материал