Юрий Решетников |
На МАКС традиционно интересными для специалистов и посетителей являются
экспозиции авиадвигательных фирм. Такой интерес вполне понятен, ведь всех
нас волнует один вопросы: "На чем летаем, на чем будем летать?"
В канун открытия МАКС-2001 специальный корреспондент встретился с генеральным
директором ОАО "Пермский моторный завод" Юрием Евгеньевичем
Решетниковым. Юрий Евгеньевич, что продемонстрирует пермская школа авиадвигателестроения
на нынешнем Международном авиакосмическом салоне? Для разработки и доводки такой уникальной машины, как авиационный двигатель,
требуется немало лет. Поэтому на смотрах, подобных МАКС-2001, совершенно
новые разработки появляются нечасто. История пермской школы моторостроения насчитывает более 60 лет. Она по
праву относится к числу самых почтенных по своему возрасту, мощных по
интеллектуальному потенциалу, богатых по традициям, результативных по
количеству созданных двигателей и их модификаций. За эти годы пермяки
дали отечественной авиации почти 30 типов поршневых и газотурбинных двигателей.
Отзывы о многих пермских разработках сопровождались такими эпитетами,
как "впервые в мире", "первый отечественный", "самый
массовый двигатель в истории нашей авиации" и т.д. К числу лучших
достижений относится и единственный в России современный двигатель магистральных
пассажирских самолетов ПС-90А. На МАКС-2001 Пермский моторный завод и
ОАО "Авиадвигатель" традиционно выступят с общей экспозицией,
где представят ПС-90А76 - макет этого двигателя, специально доработанного
для постановки на самолет Ил-76. В чем актуальность этой разработки? Ил-76 - уникальный самолет в истории не только отечественной, но и всей
мировой авиации. Сейчас над эксплуатантами этого самолета нависла угроза
запрета полетов Ил-76 за рубежом после вступления в силу новых норм ИКАО
по шуму и эмиссии двигателей. Д-30КП не отвечает требованиям сегодняшнего
дня. Он создавался для военно-транспортного самолета, которым и был вначале
Ил-76. Большинство самолетов этого типа не выбрала и половины своего летного
ресурса. Не так давно в Киеве состоялась конференция "Грузовая авиация СНГ
- что впереди?", где с большой заинтересованностью обсуждался вопрос
о судьбе Ил-76. Наше предложение - заменить двигатель Д-30КП более совершенным
ПС-90А76. К сожалению, упущено много времени, которое предстоит наверстывать
для того, чтобы сохранить для России уже завоеванный транспортным самолетом
Ил-76 рынок грузовых авиаперевозок. Существует мнение, что при соответствующих доработках Д-30КП может
еще послужить. Какова Ваша позиция по этому вопросу? Это ошибочное представление. Никакие доработки Д-30КП не помогут ему
встать в один ряд с машинами, которые соответствуют ограничениям по шуму
и вредным выбросам, предусмотренным новыми нормами ИКАО. Поэтому необходимо
решать проблему. Это не только мнение пермяков, создавших и Д-30КП, и
ПС-90А, но специалистов из АК им. С.В. Ильюшина. На МАКС-2001 мы покажем
новую модификацию двигателя ПС-90А, который позволит эксплуатировать "грузовик"
до 2015-2020 гг. Предлагаемая модификация двигателя позволяет не только
решить проблему шума, но и резко улучшить основные характеристики самолета.
Оснащение Ил-76 двигателями ПС-90А76 увеличивает грузоподъемность и дальность
полета, повышает его топливную эффективность, снижает выбросы в атмосферу.
Сегодня находящийся в эксплуатации восемь лет ПС-90А полностью соответствует
не только нормам ИКАО, вводимым в 2002 г., но и нормам, ввод в действие
которых намечен на 2006 г. За время эксплуатации двигателя ПС-90А его конструкция значительно изменилась.
Напомню, что сертификат летной годности двигатель получил 3 апреля 1992
г. К настоящему времени по результатам доводочных работ получено 16 дополнительных
сертификатов. Изменения, внесенные в конструкцию ПС-90А, позволили повысить
надежность, увеличить ресурс и расширить условия эксплуатации двигателя.
В частности, основной показатель надежности - наработка на отказ со съемом
двигателя с эксплуатации - вырос более чем в пять раз с 1000 ч в1994 г.
до 5500 в 1998 г. Наработка лидерного двигателя достигла 7640 ч без снятия
с крыла. Эти и другие достоинства двигателя, обеспечившие ему хорошие перспективы
применения на 15-20 лет вперед, намерены продемонстрировать пермяки на
МАКСе. Что Вы можете сказать о сотрудничестве пермяков с "Пратт энд
Уитни"? Было потеряно несколько лет, а в столь сложном процессе, как модернизация
авиадвигателей это немалый срок. В свое время "Пратт энд Уитни"
заявила, что ее цель - вместе с нами довести ПС-90А до международных стандартов
и с этим совместно созданным продуктом выйти на мировой рынок. И ни разу
своим намерениям не изменила. Конечно, к такому партнеру относишься с
большим уважением. Инвестиции и кредиты "Пратт энд Уитни" в развитие ПМЗ составили
за три года $31 млн, из них около $3 млн освоено в 2000 г., хотя инвестиционной
программой предусматривалась более крупная сумма (но ее не удалось освоить). Я не уверен, что без этой помощи мы достигли бы тех результатов, какие
имеем сегодня. В настоящее время правительство России уделяет большое внимание
реструктуризации авиационной промышленности. Как обстоят дела с этим на
Пермском моторостроительном комплексе? На Пермском моторном заводе впервые после двухлетнего перерыва заключены
контракты на производство новых двигателей ПС-90А. Для двух самолетов
Ту-214 и одного Ил-96-300 государственная транспортная компания "Россия"
заказала ПМЗ 10 двигателей. Объем ремонта ПС-90А для поддержки эксплуатации
существующего парка самолетов вырастет в 2001 г. вдвое по сравнению с
2000 г. - с 35 до 70 штук. Вдвое увеличился и заказ Газпрома на газотурбинные
установки, основой которых служит газогенератор ПС-90А. В целом объем
продаж в 2001 г. составит $65 млн, тогда как в 2000 г. этот показатель
- $40 млн. Такие темпы роста сохраняются у ПМЗ уже четвертый год подряд,
начиная с момента его образования в качестве дочерней структуры холдинга
"Пермские моторы" в октябре 1997 г. Знаменательным событием для ПМЗ стало начало производства в Казанском
авиационном ПО нового лайнера Ту-214, который стал четвертым типом самолета,
оснащенным пермским двигателем ПС-90А (Ил-96-300, Ту-204, Ил-76МФ, Ту-214). Теперь о реструктуризации. Внушает оптимизм возросшее внимание государственных
структур к проблемам авиапромышленности. Правительство всерьез обсуждает
реструктуризацию Пермского моторостроительного комплекса. Проект создания ОАО "Научно-производственный центр "Пермские
моторы" (НПЦ) предусматривает передачу государством в уставный капитал
нового ОАО пакетов акций различных предприятий и прав на результаты интеллектуальной
деятельности по авиадвигателю ПС-90А. Это обстоятельство позволит решить
две проблемы. Во-первых, разблокировать наши намерения по масштабному
экспорту (в Латинскую Америку) сложной технической продукции, к которой
относятся газотурбинные установки (ГТУ), создаваемые на базе ПС-90А. Во-вторых,
привлечь инвестиции, необходимые для начала работ по созданию двигателя
ПС-90А2, который будет удовлетворять экологическим нормам ИКАО 2004 г.
($25 млн), и решить проблемы, которые накопились в ходе производства ПС-90А
($30 млн). В скорейшем оформлении НПЦ заинтересованы почти все, включая
представителей государства. Во всем мире правительства развитых стран в той или иной форме управляют
или контролируют деятельность предприятий, подобных нашему. Ведь в своей
области мы несем ответственность за судьбу не только гражданской авиации,
но и за безопасность страны в целом. Поэтому, восстановив утерянный контроль
над крупнейшим в России моторостроительным комплексом, государство вновь
получает право проводить собственную политику размещения в НПЦ госзаказа
на сложнейшую наукоемкую продукцию, в том числе и на оборонную. Это затрагивает
интересы широкого круга соисполнителей и позволяет решать их проблемы.
Например, наш ПС-90А строила вся страна: в работе над ним принимали участие
22 НИИ и КБ, 680 заводов-поставщиков, и без координирующей роли государства
в деле производства такого двигателя (и подобных ему) не обойтись. Интервьюировал Василий Карпий |
предыдущий материал |