предыдущий материал

ЭКОНОМИКА
Сергей Иванов,
заместитель генерального директора
Российского страхового народного общества ОАО "РОСНО"

НОВЫЕ ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Российский рынок авиационного страхования вступает в новый этап своего развития. Значительно повысилась культура страхования у крупных авиационных клиентов, практически ни одного контракта не обходится без приглашения страховщиков. Директорский корпус начинает понимать необходимость страхования как составной части экономики предприятия и учится хорошо ориентироваться в хитросплетениях правил и договоров страхования, понимая, что недостаточность знаний в области страхования может привести к потере существенной части доходов предприятий.

Российское страховое народное общество ОАО "РОСНО" с 1996 г. является Генеральным страховщиком Ассоциации авиационного двигателестроения ("АССАД"), в которую входят ФНПЦ ММПП "Салют", ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова", ОАО "ММП им. В.В. Чернышова", ГУП завод им. В.Я. Климова, ОАО "Пермский моторостроительный завод", ОАО "Рыбинские моторы", ОАО "УМПО" и другие.

"РОСНО" постоянно работает над новыми видами страхования, которые способствуют финансовому благополучию предприятий. В рамках этой статьи рассмотрены некоторые виды страхования, характерные для авиационного двигателестроения.

Ряд компаний, разрабатывающих рисковые инвестиционные проекты, в основе которых лежат новые технологии, просят ввести в схему их отношений с клиентами механизм страхования непредвиденных расходов предприятий. Например, компания VICСО представляет технологию избирательной компенсации износа путем образования новых модифицированных поверхностей. Износостойкость таких поверхностей в 2...3 раза выше, чем у обычных закаленных поверхностей.

Завод, выпускающий двигатели, может поверить разработчикам и с определенной степенью риска внедрить эту технологию, а может внедрить и застраховать свои непредвиденные расходы на тот случай, если новая технология не даст предполагаемого эффекта. В этом случае страховая компания оплатит заводу понесенный убыток, а сама уже будет разбираться с разработчиком новой технологии.

Другой пример. В настоящее время Aviation center of special ecology Ltd, консорциум "АРИАДНА - МК" и ЭМЗ им. В.М. Мясищева начинает разработку комплексной программы по экологическому мониторингу и пожаротушению с использованием новейших технологий для создания карт, позволяющих направлять пожарные спасательные службы точно в зону чрезвычайного происшествия. При этом нельзя исключить случайные события, которые способны повлиять на работу аппаратуры. Как следствие, у исполнителя работ возникают непредвиденные расходы.

В случае введения механизма страхования в технологическую цепь эти расходы могут быть значительно уменьшены.

Страхование стендовых испытаний жидкостных ракетных двигателей впервые в России осуществлен в ОАО "НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко". Как, правило, страхование ведется комплексно; оно осуществляется со страхованием основных фондов научно-производственного центра и стендовых испытаний жидкостных ракетных двигателей РД-180, предназначенных для использования в составе ракет-носителей класса "Атлас".

Договоры страхования подобного типа являются эксклюзивными.

Страхование таких рисков может осуществлять страховая компания, которая имеет специалистов, обладающих соответствующими знаниями и опытом практической работы в области разработки, производства, испытаний и поставки жидкостных реактивных двигателей.

Вид страхования машин от поломок затребован предприятиями в связи с тем, что при выдаче банками кредитов требуется иметь залоговое имущество, которое должно быть застраховано. Понятно, что в случае невыплаты кредита банку, чтобы реализовать залог, нужно иметь исправное оборудование или получить возмещение от страховой компании.

По этому виду страхового покрытия может быть застрахован широкий спектр машинного оборудования. При страховании объекты должны быть строго описаны в соответствии со следующими категориями: индивидуальное оборудование, группа конкретных специализированных машин (полис выдается для всех объектов), все оборудование, установленное на территории страхования (комплексная форма страхования).

Страхование отдельных групп оборудования и комплексная форма покрытия являются настолько всеобъемлющими, что могут включать множество объектов с низкой стоимостью, которые вряд ли стоит страховать. Для того, чтобы удержать затраты на страхование в пределах допустимой нормы, страховщики вводят соответствующую франшизу.

Страхователь должен гарантировать, что все застрахованное машинное и другое оборудование эксплуатируется надлежащим образом и не перегружается систематически и т.д.

Целью страхования на случай перерыва в производстве является защита от последствий ущерба вследствие наступления следующих событий: пожара, удара молнии, падения на застрахованное имущество пилотируемых аппаратов или их частей, взрыва паровых котлов, газопроводов, сосудов, работающих под давлением, взрыва взрывчатых веществ и газа, употребляемого для бытовых и промышленных целей, стихийного бедствия, аварии в системах водоснабжения, отопления, канализации, автоматического пожаротушения, кражи со взломом, грабежа, разбойного нападения, преднамеренного действия третьих лиц, направленного на повреждение или уничтожение застрахованного имущества.

Под защитой понимается компенсация той прибыли, которую предприятие могло заработать, если бы страховое событие не произошло.

Как правило, страхователь должен восстановить производство как можно быстрее для того, чтобы ограничить убытки в результате перерыва в производстве. Временной лимит покрытия, как правило, оговаривается в договоре страхования.

Подлежат возмещению текущие расходы страхователя: платежи за пользование электрической энергией, газом, водой, отоплением, телефоном, расходы на основную зарплату штатных сотрудников и вознаграждение сотрудникам, привлекаемым по гражданско-правовым договорам; платежи по уплате единого социального налога; проценты по кредитам, если эти средства привлекались до наступления страхового случая для инвестиций в той области застрахованной деятельности, которая была прервана вследствие гибели или повреждения имущества, влияющего на процесс инвестиций.

Понятие "информационный риск" с точки зрения страхования - это возможность возникновения непредвиденных расходов (убытков) участников гражданского оборота в результате потери или искажения информации в компьютерах, информационных системах и сетях связи.

Достичь абсолютной защищенности информации практически невозможно, и страхование является инструментом возмещения непредвиденных убытков. В то же время одно только страхование не может решить проблему минимизации информационных рисков без проведения комплекса мероприятий по защите информации.

Стоимость этого вида страхования индивидуальна для каждого конкретного случая.

Механизм страхования информационных рисков включает следующие виды страхования от убытков: связанные с утратой, искажением или хищением компьютерной информации, блокированием работоспособности информационных и телекоммуникационных систем и выводом их из строя; вызванные перерывом в производственной деятельности из-за сбоев, утраты компьютерной информации; связанные с использованием электронных платежных систем, систем электронных расчетов (межбанковский клиринг, электронный перевод средств, Internet-магазин и т.п.).

Сопутствующим видом страхования информационных рисков является страхование от преступлений в сфере компьютерной информации и электронной связи.

Ведущие руководители авиационной отрасли в своих выступлениях в прессе отмечают, что одним из путей вывода авиапромышленности России из кризиса может быть организация лизинга воздушных судов и оборудования для предприятий отрасли.

Участие страховых компаний является неотъемлемой частью лизинговых операций.

В этом случае имеется страховой риск неисполнения обязательств заемщика по кредитному договору вследствие неисполнения контрагентом заемщика-лизингодателя обязательств по договору лизинга, который страхуется по правилам страхования финансовых рисков, связанных с непредвиденными расходами. Страхуется также предмет лизинга как имущество.

Для заключения договоров страхования должны быть известны основные условия сделки: кредитор, сумма кредита, срок кредита, процентная ставка и т.д. Отрадно отметить, что первые лизинговые операции в отрасли начались, и страховые компании активно принимают в них участие.

Наша страховая компания производит отчисления на предупредительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности полетов. Так, "РОСНО" профинансировало разработку усовершенствованного тренажера для подготовки летного состава самолетов Ту-154 и Ил-96 и другие работы.

Очевидно, что в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все новые виды страхования и подробно рассмотреть все аспекты страхования, поэтому было бы полезным продолжить обсуждение этих направлений страхования в дальнейшим. В настоящее время более ста предприятий оборонно-промышленного комплекса доверили "РОСНО" свои риски, потому что компания берет на себя обязательство не только возместить возможные убытки, но и стать партнером предприятия в области управления рисками, определить и проанализировать возможные риски, разработать специальные меры, повышающие безопасность использования и сохранность имущества, уберечь от финансовых потерь, сократить время простоев и перерывов в работе.

РОСНО
129010, Москва, Протопоповский пер., 25.
Тел.: (095) 232-3232 (круглосуточно)
Факс: (095) 232-0014

предыдущий материал
оглавление
следующий материал