предыдущий материал

РАЗРАБОТКА
Военная академия РВСН им. Петра Великого:
Александр Башилов,
доцент, к.т.н.
Геннадий Самарин

ДВИГАТЕЛИ ВОСТОКА


Созданием жидкостных реактивных двигателей Япония и Китай занялись позднее России, США и стран Западной Европы - с конца 60-х годов. Те небольшие сроки, которые потребовались этим странам для разработки и начала самостоятельного производства ЖРД, объясняются возможностью опоры на достигнутый к тому времени мировой опыт. Кроме того, азиатские страны стремились закупать образцы ракетно-космической техники за рубежом и эффективно пользовались услугами иностранных специалистов.

Основным и, видимо, пока единственным разработчиком ЖРД в Японии является корпорация Mitsubishi, которая с помощью западных фирм Aerojet и Rocketdyne разработала первые национальные ЖРД космического назначения: небольшой азотнокислотный двигатель LE-3 и кислородно-водородные двигатели LE-5 и LE-7.

Наиболее совершенным на сегодняшний день японским ЖРД является мощный маршевый кислородно-водородный двигатель LE-7 для первой ступени ракеты Н-2. Этот двигатель многоразового использования представляет собой аналог американского ЖРД SSME. LE-7 отличается высокими параметрами рабочих процессов и уровнем конструктивного совершенства.

LE-7 является однокамерным ЖРД с насосной подачей обоих компонентов от автономных турбонасосных агрегатов (ТНА) и дожиганием генераторного газа. Двигатель не имеет бустерных насосных агрегатов. В нем используется привод турбин обоих ТНА разделяющимися, а затем снова объединяющимися для дожигания в камере газовыми потоками.

В целом японские ЖРД (особенно LE-7) являются вполне современными ракетными двигателями, обладающими приемлемой надежностью, которая подтверждена результатами эксплуатации.

О состоянии разработок по ЖРД в Китае судить очень сложно, т.к. имеющиеся сведения носят отрывочный и противоречивый характер. В основе китайских ЖРД лежат, как правило, собственные разработки. Судя по давлению в камере и удельному импульсу, китайские ЖРД выполнены по схеме без дожигания. Вероятно, они прошли аналогичный советским ЖРД путь развития от многокамерных двигателей с неподвижными камерами и небольшой (до 300 кН) тягой (типа YF-2) до весьма мощных однокамерных ЖРД тягой свыше 700 кН (типа YF-20 или YF-22).

Следует отметить достаточно высокий уровень конструктивного совершенства первого (и пока единственного) китайского кислородно-водородного ЖРД YF-73.

Все китайские ЖРД имеют довольно высокий уровень надежности. В последнее время активизировались попытки этой страны выйти на международный рынок коммерческих запусков. Причем здесь следует отметить тот факт, что при выводе полезных грузов в космос Китай предлагает весьма низкие цены. В результате, даже при весьма средних технических характеристиках РН, близость китайских космодромов к экватору обеспечивает им вполне приемлемые энергетические возможности. Следует учитывать и то, что Китай интенсивно закупает лучшие образцы иностранных ЖРД (например, российские РД-120). В перспективе это позволит китайским РН составить серьезную конкуренцию космическим носителям наиболее развитых стран в проведении коммерческих запусков. Получаемая прибыль позволит еще более интенсивно развивать ракетное двигателестроение в Китае и вывести (не исключен и такой вариант) эту страну на передовые позиции в мире. Тем более что китайское руководство планирует запуск в ближайшее время пилотируемого космического корабля, а в недалеком будущем - и собственной орбитальной станции, аналогичной "Миру".

LE-7A
LE-7, установленный в ракету
YF-73
YF-20

предыдущий материал
оглавление
следующий материал