предыдущий материал |
Военная академия РВСН им. Петра Великого:
|
|
Александр Башилов, |
доцент, к.т.н.
|
Геннадий Самарин |
Созданием жидкостных реактивных двигателей Япония и Китай занялись позднее
России, США и стран Западной Европы - с конца 60-х годов. Те небольшие
сроки, которые потребовались этим странам для разработки и начала самостоятельного
производства ЖРД, объясняются возможностью опоры на достигнутый к тому
времени мировой опыт. Кроме того, азиатские страны стремились закупать
образцы ракетно-космической техники за рубежом и эффективно пользовались
услугами иностранных специалистов. Основным и, видимо, пока единственным разработчиком ЖРД в Японии является
корпорация Mitsubishi, которая с помощью западных фирм Aerojet и Rocketdyne
разработала первые национальные ЖРД космического назначения: небольшой
азотнокислотный двигатель LE-3 и кислородно-водородные двигатели LE-5
и LE-7. Наиболее совершенным на сегодняшний день японским ЖРД является мощный
маршевый кислородно-водородный двигатель LE-7 для первой ступени ракеты
Н-2. Этот двигатель многоразового использования представляет собой аналог
американского ЖРД SSME. LE-7 отличается высокими параметрами рабочих процессов
и уровнем конструктивного совершенства. LE-7 является однокамерным ЖРД с насосной подачей обоих компонентов от
автономных турбонасосных агрегатов (ТНА) и дожиганием генераторного газа.
Двигатель не имеет бустерных насосных агрегатов. В нем используется привод
турбин обоих ТНА разделяющимися, а затем снова объединяющимися для дожигания
в камере газовыми потоками. В целом японские ЖРД (особенно LE-7) являются вполне современными ракетными
двигателями, обладающими приемлемой надежностью, которая подтверждена
результатами эксплуатации. О состоянии разработок по ЖРД в Китае судить очень сложно, т.к. имеющиеся
сведения носят отрывочный и противоречивый характер. В основе китайских
ЖРД лежат, как правило, собственные разработки. Судя по давлению в камере
и удельному импульсу, китайские ЖРД выполнены по схеме без дожигания.
Вероятно, они прошли аналогичный советским ЖРД путь развития от многокамерных
двигателей с неподвижными камерами и небольшой (до 300 кН) тягой (типа
YF-2) до весьма мощных однокамерных ЖРД тягой свыше 700 кН (типа YF-20
или YF-22). Следует отметить достаточно высокий уровень конструктивного совершенства
первого (и пока единственного) китайского кислородно-водородного ЖРД YF-73. Все китайские ЖРД имеют довольно высокий уровень надежности. В последнее время активизировались попытки этой страны выйти на международный рынок коммерческих запусков. Причем здесь следует отметить тот факт, что при выводе полезных грузов в космос Китай предлагает весьма низкие цены. В результате, даже при весьма средних технических характеристиках РН, близость китайских космодромов к экватору обеспечивает им вполне приемлемые энергетические возможности. Следует учитывать и то, что Китай интенсивно закупает лучшие образцы иностранных ЖРД (например, российские РД-120). В перспективе это позволит китайским РН составить серьезную конкуренцию космическим носителям наиболее развитых стран в проведении коммерческих запусков. Получаемая прибыль позволит еще более интенсивно развивать ракетное двигателестроение в Китае и вывести (не исключен и такой вариант) эту страну на передовые позиции в мире. Тем более что китайское руководство планирует запуск в ближайшее время пилотируемого космического корабля, а в недалеком будущем - и собственной орбитальной станции, аналогичной "Миру".
|
предыдущий материал |