предыдущий материал |
Павел Жеманюк
|
главный инженер, к.т.н.
|
Игорь Петрик |
главный сварщик
|
Начало применения сварки в технологическом цикле производства связано
с процессом перехода от поршневых к газотурбинным авиационным двигателям.
При производстве авиадвигателей нового класса с самого начала применялись
почти все известные в мировой классификации виды сварки, пайки, газотермических
и других покрытий. В современных конструкциях двигателей сварка, пайка и покрытия применяются
все шире. Уже давно с помощью этих методов изготавливаются самые высокоответственные
детали роторов. К обычным технологическим процессам теперь относится сварка
ограниченно свариваемых и считающихся несвариваемыми материалов из жаропрочных
сплавов, двухфазных титановых сплавов. Постоянная работа, направленная на получение высокого качества сварки,
сформировала на заводе костяк высококвалифицированных специалистов, инженеров-сварщиков.
В их обязанности входит как решение проблем чисто технологического свойства,
так и организационные мероприятия. На ОАО " Мотор Сич" работает около 500 сварщиков и около 40
специалистов по сварке с высшим и средним специальным образованием. Имеется
около 150 сварочных машин контактной и стыковой сварки, автоматов и полуавтоматов,
более 300 постов ручной TIG и ручной дуговой сварки, значительное количество
установок ЭЛС, вакуумные и индукционные печи для высокотемпературной пайки,
установки плазменного детонационного, ионно-плазменного напыления, сварки
трением, короткоимпульсной и конденсаторной сварки - и еще многое другое. В результате постоянной работы в области обеспечения качества применяемых
процессов сварочному производству не составило больших усилий вписаться
в систему мировых стандартов качества ISO 9000. ОАО "Мотор Сич" всегда отличался от других заводов бывшего
Минавиапрома СССР большой номенклатурой выпускаемых двигателей. Это требовало
постоянной заботы о повышении производительности труда. Когда по оборудованию
для кольцевых швов возникли проблемы, рассматривался вариант создания
универсального централизованного сварочного парка, но по финансовым обстоятельствам
от этого пришлось отказаться. Наиболее практичным решением оказалось внедрение ЭЛС сварки. При хорошем
уровне сборки удается получить качественные сварные швы. Большое внимание уделяется на предприятии процессам пайки. Имеется отлаженная
система пайки сотовых уплотнений, рассчитанная для всех типов выпускаемых
изделий. Особое внимание на предприятии уделяется пайке в вакууме - как наиболее
стабильному процессу, который обязательно сменит пайку в защитной среде
с применением активных флюсов. В настоящее время планируется освоение пайки в вакууме алюминиевых теплообменников.
Впрочем, для всего этого вначале необходимо приобрести качественно новое
оборудование. Особое внимание мы уделяем развитию процессов нанесения упрочняющих и
восстановительных покрытий. Несмотря на то, что уже более двадцати лет
их применение в авиадвигателестроении считается прогрессивным и полезным,
внедрение этих технологических приемов идет крайне медленно. Кроме того,
современные порошковые материалы, покрытие которыми и производится, имеют
высокую стоимость. Весьма важным фактором считаем приобретение и внедрение высоконадежного
оборудования для плазменного и электродугового напыления. Успешно эксплуатируется
оборудование фирмы Меtсо. Специалистами завода обоснован и внедрен техпроцесс противоэрозионного
покрытия TiN на рабочие лопатки компрессора и направляющие аппараты современных
двигателей самолета Ан-140, на очереди защита лопаток двигателей для вертолетов.
Учитывая высокую серийность деталей, специалистами "Мотор Сич"
выполнен проект и изготовлено несколько специализированных высокопроизводительных
установок, в которых за одно вакуумирование можно напылить до 400 рабочих
лопаток. Большие планы строим мы по модернизации и расширению использования
обработки лопаток турбины на установках МАП-1. Повышение надежности работы
и расширение номенклатуры покрытий для рабочих и сопловых лопаток турбины
- наша задача на ближайшее время. В настоящее время прорабатываются вопросы сверхзвуковых газотермических
покрытий, получаемых методом электронно-лучевого напыления. На установках
термического напыления планируется дальнейшее увеличение степеней свободы
движения горелки напылителя относительно детали и использование для этого
числового программного управления. Большое внимание уделяется аттестации персонала сварщиков. На нашем предприятии
внедрена система аттестации, учитывающая европейский практический опыт
аттестации персонала. Украинские Правила аттестации приводятся в соответствие
с европейскими. Приобретены вакуумные печи нового поколения. Закуплена и эксплуатируется
большая партия сварочного оборудования, в том числе несколько принципиально
новых универсальных инверторных источников питания, позволяющих обеспечивать
высокое качество сварки с дозированным вводом энергии практически для
любых конструкционных материалов. Целый комплекс проблем решен после приобретения современной машины для
вибрационной сварки фирмы BRANSON. Благодаря высокой производительности
планируется загрузка машины деталями из полиамидов и других полимерных
материалов. В различной стадии находятся другие работы по контрактам, касающимся
современного электронно-лучевого оборудования, новейших высокотемпературных
вакуумных печей и др. Модернизируются, дорабатываются установки для напыления,
печи, установки ЭЛС, источники питания, сварочный инструмент. Постоянный критический взгляд на сегодняшний день и постоянное стремление к совершенствованию, неустанная работа в интересах трудового коллектива ОАО "Мотор Сич" - в это вкладываются основные усилия работы специалистов-сварщиков. |
предыдущий материал |