предыдущий материал |
Евгений Кладницкий
|
начальник исследовательской лаборатории
композиционных материалов
|
Эффективность работы двигателя, т.е. его к.п.д., зависит от многих факторов,
в том числе и от качества уплотнений, предназначенных для предотвращения
перетекания воздуха. Одними из материалов для изготовления уплотнений
служат специальные композиции, включающие металлическую матрицу (алюминий)
и наполнитель из порошка твердой смазки (нитрид бора), пропитываемые расплавом
алюминия. Для обеспечения высокого качества приработки уплотнений желательна
наибольшая глубина пропитки и регламентированное время выдержки при температуре
выше 660 °С. В ходе экспериментов исследовалась литая композиция "алюминий-нитрид
бора", полученная методом вакуумно-компрессионной пропитки. При этом
были определены оптимальные режимы технологического процесса. Для получения
крупногабаритных отливок композиции "алюминий-нитрид бора" было
необходимо исследовать влияние степени уплотнения порошкового каркаса
и различных добавок в него. Как показали эксперименты, варьирование степенью уплотнения чистого нитрида
бора не позволило увеличить глубину его пропитки. Введение в порошок нитрида
бора алюминиевого порошка АСД в количестве 5-25 % равномерно по объему,
позволило увеличить скорость пропитки с 0,15 до 0,35-7,5 мм/с. Оптимальным
уплотнением смеси перед пропиткой явилась послойная механическая подпрессовка
давлением до 8105 Па. На ОАО "Мотор Сич" в научно-технологическом отделе научно-производственного
управления по разработанной технологии изготовлены показавшие высокие
эксплуатационные характеристики уплотнительные кольца из прирабатываемого
материала для лабиринтных уплотнений двигателей ВК-1500 и ВК-2500. В составе
двигателя ВК-2500 кольца уплотнений успешно прошли ресурсные и сертификационные
испытания. Материал колец АЛК сертифицирован в составе изделия ВК-2500. Изготовление уплотнений из прирабатываемого материала АЛК вместо сот позволяет повысить к.п.д. компрессора и двигателя в целом благодаря снижению утечек газа при уменьшении зазоров между статором и ротором. |
предыдущий материал |