предыдущий материал

НАДЕЖНОСТЬ
Евгений Кладницкий
начальник исследовательской лаборатории композиционных материалов

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШАЮТ КПД ДВИГАТЕЛЯ


Эффективность работы двигателя, т.е. его к.п.д., зависит от многих факторов, в том числе и от качества уплотнений, предназначенных для предотвращения перетекания воздуха. Одними из материалов для изготовления уплотнений служат специальные композиции, включающие металлическую матрицу (алюминий) и наполнитель из порошка твердой смазки (нитрид бора), пропитываемые расплавом алюминия. Для обеспечения высокого качества приработки уплотнений желательна наибольшая глубина пропитки и регламентированное время выдержки при температуре выше 660 °С.

В ходе экспериментов исследовалась литая композиция "алюминий-нитрид бора", полученная методом вакуумно-компрессионной пропитки. При этом были определены оптимальные режимы технологического процесса. Для получения крупногабаритных отливок композиции "алюминий-нитрид бора" было необходимо исследовать влияние степени уплотнения порошкового каркаса и различных добавок в него.

Как показали эксперименты, варьирование степенью уплотнения чистого нитрида бора не позволило увеличить глубину его пропитки. Введение в порошок нитрида бора алюминиевого порошка АСД в количестве 5-25 % равномерно по объему, позволило увеличить скорость пропитки с 0,15 до 0,35-7,5 мм/с. Оптимальным уплотнением смеси перед пропиткой явилась послойная механическая подпрессовка давлением до 8105 Па.

На ОАО "Мотор Сич" в научно-технологическом отделе научно-производственного управления по разработанной технологии изготовлены показавшие высокие эксплуатационные характеристики уплотнительные кольца из прирабатываемого материала для лабиринтных уплотнений двигателей ВК-1500 и ВК-2500. В составе двигателя ВК-2500 кольца уплотнений успешно прошли ресурсные и сертификационные испытания. Материал колец АЛК сертифицирован в составе изделия ВК-2500.

Изготовление уплотнений из прирабатываемого материала АЛК вместо сот позволяет повысить к.п.д. компрессора и двигателя в целом благодаря снижению утечек газа при уменьшении зазоров между статором и ротором.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал