предыдущий материал |
следующий материал
|
Военная академия РВСН им. Петра Великого:
|
|
Александр Башилов, |
доцент, к.т.н
|
Геннадий Самарин |
Сегодня в Западной Европе созданием и эксплуатацией жидкостных реактивных
двигателей (ЖРД) для ракет-носителей (РН) занимаются два ведущих двигателестроительных
концерна - французский SEP (Societe Europeene de Propulsion - "Европейское
общество силовых установок") и немецкий МВB (Messerchmitt-Bolkow-Blohm
- "Мессершмитт-Бельков-Блом"). Технический уровень всех этих
двигателей соответствует уровню аналогичных американских ЖРД, созданных
5...10 годами ранее, а их конструкция основана как на собственных оригинальных
разработках, так и на американских лицензиях. С начала 1960-х гг. концерн SEP занимается созданием мощных однокамерных
ЖРД на азотно-кислотных окислителях. Им разработаны ЖРД VEXIN и VALOIS
для РН типа Diamant, а также серия ЖРД VIKING для РН семейства Ariane.
Все эти двигатели не отличаются высокой экономичностью (по сравнению с
аналогичными российскими и американскими образцами). С 1983 г. в создании и совершенствовании ЖРД VIKING принимает участие
концерн MBB. В целом, азотно-кислотные ЖРД серии VIKING являются достаточно
мощными, имеют простую конструкцию, низкую стоимость и высокую надежность.
Они обеспечивают успешное выполнение большинства западноевропейских космических
программ, а также коммерческие пуски РН Ariane. Еще одним азотно-кислотным ЖРД, созданным концерном MBB для третьей ступени
РН Europa в 1971 г., является небольшой однокамерный ЖРД L-5 многократного
включения с вытеснительной системой подачи обоих компонентов топлива. Разработку небольших кислородно-водородных ЖРД для верхних ступеней РН
Europa концерны SEP и MBB начали в середине 1960-х гг. независимо друг
от друга. Концерн SEP разрабатывал четырехкамерный ЖРД SEPR с тягой около
60 кН. Концерн MBB создавал альтернативный однокамерный ЖРД OPHOS практически
с такими же характеристиками. Но обе компании в ходе своей работы встретились
со значительными трудностями, и к моменту прекращения работ над РН Europa
оба ЖРД проходили только стендовую отработку. После создания в 1975 г. Европейского Космического Агентства и начала
работ над новыми РН серии Ariane, концерны SEP и MBB решили объединить
свои усилия в создании кислородно-водородных ЖРД. Это позволило к 1979
г. закончить разработку первого западноевропейского ЖРД указанного типа,
получившего индекс НМ-7. Он объединил в себе лучшие конструктивные и схемные
решения двигателей SEPR и OPHOS. НМ-7 является однокамерным двигателем без дожигания. Он имеет насосную
подачу обоих компонентов одним ТНА. В 1988 г. для РН Ariane-4 был создан
экономичный форсированный вариант данного ЖРД, получивший индекс НМ-7В. Вторым западноевропейским кислородно-водородным ЖРД, созданным концернами
SEP и MBB, является мощный маршевый двигатель НМ-60 VULCAIN для первой
ступени перспективной РН Arianе-5. Однокамерный двигатель ЖРД НМ-60 открытой схемы имеет два автономных
ТНА подачи кислорода и водорода (по типу американского ЖРД J-2). По своей
конструкции ЖРД НМ-60 является современным кислородно-водородным ЖРД,
обеспечивающим высокую надежность и значительный ресурс (до 7000 с при
20 включениях). В 1998 г. концерны SEP и MBB приступили к разработке кислородно-водородного ЖРД НМ-100. Он имеет аналогичную американскому ЖРД SSME схему с дожиганием восстановительного водородного газа, который вырабатывается в двух одинаковых газогенераторах и обеспечивает привод двух автономных ТНА кислорода и водорода.
|
предыдущий материал |
следующий материал
|