предыдущий материал |
|
|
Вениамин Межибовский,
|
директор по наземным промышленным программам
|
В настоящее время ОАО "Рыбинские моторы" представлено на
рынке целой гаммой промышленных газотурбинных установок, которые обладают
оптимальным соотношением потребительских качеств и цены продукта. Разработка
и производство энергоустановок ведутся с использованием авиационных технологий. Газотурбинный двигатель ГТД-110 предназначен для работы в составе парогазовых
установок различной мощности с общим коэффициентом полезного действия
52,98 % (в условиях ISO, в составе ПГУ-170). Также он может работать в
качестве электростанции простого цикла для покрытия пиковых электрических
нагрузок. Первый опытный двигатель ГТД-110 был изготовлен в 1998 г. В начале 2001
г. ОАО "Рыбинские моторы" и НПП "Машпроект" приступили
к совместному изготовлению двигателя ГТД-110 № 2, который будет установлен
на испытательном стенде Ивановской ГРЭС для совместной работы с электрогенератором
и выдачи электрической мощности в энергосистему. Ввод в действие стенда
состоится в сентябре 2001 г. В соответствии с планами РАО "ЕЭС России" по техническому перевооружению
отрасли, ОАО "Рыбинские моторы" подготовило производственные
мощности для выпуска восьми двигателей ГТД-110 в год. В плане развития
ИвГРЭС предусматривается последовательный ввод в строй двух блоков ПГУ-325. Накопленный опыт создания двигателя ГТД-110 позволяет ОАО "Рыбинские
моторы" совместно с НПП "Машпроект" успешно реализовать
программу создания целого семейства современных газотурбинных двигателей
мощностью 60...160 МВт и парогазовых установок на их основе мощностью
90...500 МВт, что обеспечит энергетикам России и Украины широкий выбор
при сооружении новых тепловых электростанций и модернизации существующих. Газотурбинная блочно-комплектная электростанция ГТЭС-2,5, которая спроектирована
при участии Центра ОАО "РОСЭП", предназначена для обеспечения
потребителей электрической и тепловой энергией. Электростанция может быть
подключена как к автономной сети потребителя, так и к сети "неограниченной"
мощности - параллельно с энергосистемой. Номинальная электрическая мощность
ГТЭС-2,5 составляет 2,5 МВт, тепловая мощность 4,5 МВт (3,87 Гкал/ч).
Теплоэлектростанция снабжена современной цифровой системой автоматического
управления производства пермского ОАО "СТАР". Конструктивно
ГТЭС-2,5 выполнена в виде отдельных транспортируемых блоков полной заводской
готовности, что позволяет осуществить быстрый монтаж их как на открытой
площадке, так и внутри зданий. Используемый в составе электростанции газотурбинный двигатель Д049Р сконструирован
по одновальной схеме. Одно из преимуществ Д049Р перед отечественными аналогами
- высокая эффективность (к.п.д. в условиях ISO 2314 составляет 28,5 %
на номинальном режиме). В октябре 2000 г. двигатель прошел квалификационные (согласно ГОСТ 15.001)
и приемочные испытания. ОАО "Рыбинские моторы" предусматривают
поставки Д049Р заказчикам как в составе электростанций, так и отдельно. По сравнению с аналогами ГТЭС-2,5 имеет следующие основные преимущества:
возможность работы на различных видах топлива (дизельном, биотопливе,
попутном нефтяном и пиролизном газе), высокий к.п.д., высокую эффективность
использования топлива - до 80 %, что в целом определяет относительно низкую
себестоимость производимой энергии, низкие затраты на техническое обслуживание,
повышенную надежность работы. По желанию заказчика ГТЭС комплектуется различным вспомогательным оборудованием.
По расчетам специалистов при наиболее экономически выгодном способе эксплуатации
станции - с утилизацией тепла - затраты на приобретение ГТЭС-2,5 окупятся
в короткие сроки. ОАО "Рыбинские моторы" продолжает дальнейшее развитие проекта
ГТЭС-2,5. Оно предполагает модернизацию электростанции с повышением мощности
до 3 МВт. С 2000 г. ОАО "Рыбинские моторы" ведет производство семейства
приводов на базе авиационных двигателей Д-30КУ/КП для спроектированных
на предприятии газотурбинных энергоустановок. Размерность газогенератора позволяет создать на его основе наземный ГТД в классе мощности 6...8 МВт. Оценка остаточного ресурса деталей после авиационной эксплуатации однозначно дает возможность обеспечить полный назначенный ресурс 100 тыс. часов в наземном применении. Целесообразность выхода на рынок с простой, надежной и дешевой газотурбинной установкой на базе газогенератора Д-30КУ/КП с одновальным газогенератором и свободной силовой турбиной определяют четыре основных фактора в порядке их значимости:
Комплектация теплоэлектростанции зависит от конкретной привязки на местности
и требований потребителя. Для регионов, не охваченных единой энергетической
системой и нуждающихся в автономных инженерных сетях теплоснабжения, проектируется
блочно-комплектная теплоэлектростанция с компактным водогрейным теплообменником
по типу применяемого в ГТЭС-2,5. Автономная теплоэлектростанция поставляется
в виде двух блоков полной заводской готовности. Все оборудование станции
поставляется в виде конструкций, готовых к монтажу, и может транспортироваться
всеми видами транспорта. Для промышленных предприятий, нуждающихся в технологическом паре, проектируется
теплоэлектростанция с водотрубным паровым котлом-утилизатором башенной
компоновки с многократной циркуляцией типа КТГ-20/1,3-250 (производства
АО "Белгородский завод энергетического машиностроения"). Ближайшие перспективы предприятия по конвертированию двигателей Д-30КУ/КП
связаны с модификацией двигателя ГТД-6/8РМ для работы как на газообразном,
так и на жидком топливе и с созданием газотурбинного привода мощностью
до 16 МВт. |
предыдущий материал |