предыдущий материал |
|
|
Виктор Зазулов,
|
генеральный директор,
главный конструктор НПП "ЭГА"
|
В начале девяностых годов в РАО "Газпром" была принята программа
модернизации и автоматизации технологических процессов на газокомпрессорных
станциях с широким использованием компьютерной техники. Перевооружение
станций поставило перед НПП "ЭГА" задачу радикального изменения
структуры системы управления с учетом внедрения новых возможностей: адаптации
САУ к любым условиям управления газокомпрессорными станциями, оперативной
замены в процессе эксплуатации старой системы управления приводом новой,
значительного повышения надежности, эксплуатационной технологичности,
быстрого развертывания серийного производства и т.д. Возникла необходимость
унификации САУ для широкого спектра газотурбинных приводов различного
назначения. Разработка новых САУ с самого начала велась с учетом технологии серийного
завода - МПО им. И. Румянцева, что позволило на два года сократить сроки
внедрения и поставки серийных образцов САУ. В условиях конкуренции ("Компрессор
контрол корпорейшн", "Сименс", "Нуово Пеньоне"
и отечественные предприятия) это обстоятельство сыграло немаловажную роль. Известно, что газотурбинные силовые приводы различной мощности широко
используются не только для газокомпрессорных станций, но и для привода
электрогенераторов, а также в составе судовых силовых установок. Новая
унифицированная система управления для такого рода силовых приводов включает
в себя электронный блок, гидравлические, электромеханические и струйные
узлы управления. Она выполняет основные функции управления приводом на
всех режимах работы, включая подготовку к пуску, запуск, поддержание заданных
режимов управления, аварийный останов, управление механизацией компрессора,
а также обеспечивает диагностику технического состояния САУ и привода
в целом. Ее проектирование велось с учетом последних достижений науки
и техники. Архитектура созданной электронной САУ позволяет решать задачи
управления как самостоятельно, так и в составе интегрированных систем
с централизованным диспетчерским пунктом и телеметрическими каналами. Универсальный цифровой регулятор такой системы управления имеет блочную
структуру, он легко адаптируется под различные типы двигателей и выполняемые
функции управления. К примеру, имея стандартный набор узлов управления
и обвязку двигателя, адаптацию САУ к новому приводу и ввод его в эксплуатацию
можно выполнить за 2-4 недели. На рисунке представлена типовая блок-схема САУ для силового привода,
работающего на жидком и газообразном топливе с возможностью перехода с
одного вида топлива на другой без останова изделия. Типовая САУ содержит:
В настоящее время в эксплуатации находятся более двенадцати модификаций
электронных регуляторов и ежегодно по требованию заказчиков их номенклатура
увеличивается. Заказчиками нового поколения САУ выступают ведущие разработчики
и производители ГТД наземного применения, такие как ОАО "СНТК им.
Н.Д. Кузнецова", ГУП "Завод им. В.Я. Климова", ФНПЦ ММПП
"Салют", ГНПП "Мотор", АО "КМПО", ТМКБ "Союз",
НПП "Машпроект" и др. Для приводов различной мощности, работающих на газообразном топливе,
создан ряд дозаторов с электронным управлением. Дозатор ДГС, предназначенный
для работы на малых перепадах давления газа, может применяться и на газораспределительных
станциях. Более шестидесяти унифицированных систем управления нового поколения
успешно эксплуатируются на компрессорных станциях газопроводов России,
стран СНГ и Болгарии, их суммарная наработка превышает 240 тыс. часов.
Гарантийный ресурс САУ газотурбинных приводов составляет 6000 часов при
назначенном ресурсе 30 тыс. часов. В настоящее время отдельные экземпляры
системы управления наработали более 11 тыс. ч и после выработки гарантийного
ресурса переведены на эксплуатацию по техническому состоянию в соответствии
с регламентом по обслуживанию привода. Внедрение нового поколения приводов с электронными системами управления
позволило повысить качество управления, экономичность, снизить затраты
на техническое обслуживание, обеспечить необходимый уровень объема телеметрической
информации и самодиагностики, выполнить жесткие международные экологические
требования благодаря повышенной точности поддержания режимов работы привода.
|
предыдущий материал |