Один из флагманов атомной промышленности России - Государственное
унитарное предприятие Уральский электрохимический комбинат (УЭХК) - ввел
в эксплуатацию завод по производству катализаторов отработавших газов
(ОГ) автомобилей проектной мощностью 2 миллиона активированных блоков
для нейтрализаторов.
Параллельно с созданием производства катализаторов УЭХК разрабатывал конструкцию
нейтрализаторов ОГ для современных легковых автомобилей Волжского (модели
ВАЗ-2110, ВАЗ-2111) и Горьковского (модели ГАЗ-3110, ГАЗ-3111, ГАЗ-3302,
ГАЗ-2752) автозаводов, а также для находящихся в эксплуатации автобусов,
такси, мусоровозов, карьерных большегрузных самосвалов, автопогрузчиков,
машин подготовки искусственного льда и т.д.
Разработку нейтрализатора для автомобилей "ВАЗ", проведенную
совместно с "АвтоВАЗом", завершили в 1997 г. Сборочное производство
организовали на заводе в Тольятти. Нейтрализатор на основе керамических
блоков с каталитическим покрытием для новых моделей "ВАЗ" сертифицирован
французским национальным центром CNRV на соответствие директивам 70/220/ЕЕС
и 96/69/ЕС.
Нейтрализаторы для ОАО "ГАЗ" на УЭХК стали разрабатывать в 1998
г. Первоначально создавались устройства для автомобилей с бензиновыми
двигателями ГАЗ-3302 "Газель" и ГАЗ-3110 (ГАЗ-3111) "Волга",
затем для ГАЗ-2752 "Соболь" и, наконец, спектр разработок был
расширен дизельными вариантами нейтрализаторов для "Газели",
"Волги" и "Соболя" с двигателями ГАЗ-5601.
Испытания нейтрализаторов с катализаторами УЭХК проводились параллельно
с испытаниями катализаторов фирм Walker, GM, Emitec, Gillet. Они подтвердили
более высокую (на 20...30 %) эффективность преобразования углеводородов
и оксидов азота катализаторами УЭХК. К настоящему времени эффективность
преобразования катализаторов УЭХК настолько высока, что может обеспечивать
и выполнение норм ЕВРО-3 при условии оптимизации программ калибровки блоков
управления работой моторов на переходных режимах.
Вполне удовлетворительные результаты получены и при использовании нейтрализаторов
УЭХК на легких грузовиках "ГАЗ". Более того, токсичность отработавших
газов по сумме углеводородов и оксидов азота, по нашему мнению, также
может быть существенно снижена путем оптимизации программ управления двигателем
на переходных режимах работы.
УЭХК стал победителем конкурса в программе экологического оздоровления
воздушного бассейна Москвы. Комбинат периодически поставляет фирме "ЛИНДО"
катализаторы для оснащения нейтрализаторами отдельных видов автотранспорта
(такси, автобусы, грузовики).
По заказу администрации города Новоуральска (Свердловская область) УЭХК
разработал и изготовил опытную партию из 32 единиц систем нейтрализации
отработавших газов (СНОГ) окислительного типа для автобусов типа ЛИАЗ-677.
Результаты испытаний СНОГ в городском автотранспортном предприятии подтвердили
их высокую эффективность. На начальном этапе эксплуатации степень снижения
токсичности ОГ автобусов составляла 95...99 % по оксидам углерода и 80...98
% по углеводородам при проверке по ГОСТ 17.2.2.03-87. Периодические проверки
токсичности ОГ автобусов, оборудованных СНОГ, показали, что эффективность
очистки снижается до 50 % по углеводородам после пробега 45...60 тыс.
км, а по оксидам углерода - после пробега 80...90 тыс. км.
Удачным оказался опыт применения нейтрализатора УЭХК на машине подготовки
искусственного льда с четырехцилиндровым мотором фирмы Volkswagen 049,6/М344
в Новоуральском концертно-спортивном комплексе, где нейтрализатор без
существенного ухудшения эксплуатируется уже более двух лет.
Позитивные отзывы заказчиков имеются также о нейтрализаторах УЭХК, разработанных
для дизельных карьерных самосвалов Удачнинского ГОК модели САТ 785 (фирма
Сaterpillar) с 52-литровым мотором типа 5230, дизельных ГАЗ-31103 "Волга"
и ГА3-2752-314 "Соболь" с четырехцилиндровыми двигателями ГАЗ-5601
(объем цилиндров 2,13 л) и дизельных автопогрузчиков МЗиК (Екатеринбург)
типа ДП-1604, оснащенных двухлитровым мотором Д-120.
После принятия Госдумой РФ в 1999 г. закона об ограничении загрязнения
атмосферного воздуха токсичными компонентами отработавших газов автомобильной
техники на УЭХК обрушился шквал запросов, обращений, предложений от различных
организаций, предприятий, обществ и заводов (как российских, так и из
стран СНГ) с просьбами принять участие в разработке нейтрализаторов для
разнообразных моделей автотранспорта. Как правило, большинство обращающихся
хотели бы иметь готовое изделие - нейтрализатор ОГ, а не каталитические
блоки, производство которых на УЭХК будет сертифицировано по QS-9000 в
ближайший год.
К сожалению, УЭХК, рискнувший вложить семь лет назад в строительство завода
по производству катализаторов свои "кровные" средства и испытавший
драматический опыт завоевания рынка сбыта продукции, пока не решается
повторить подобный путь, пока не будет уверенности в появлении хорошего
пакета заказов на нейтрализаторы. И все же, российский производитель автомобильных
катализаторов существует и ждет своих заказчиков.
Результаты испытаний легковых автомобилей на
соответствие нормам ЕВРО-2
|
Марка автомобиля
|
Модель двигателя, блок управления
|
Содержание в ОГ токсичных веществ, г/км
|
CO
|
HC
|
NOx
|
HC+NOx
|
ВАЗ-21093 |
ВАЗ-2111
|
0,700
|
0,176
|
0,06
|
0,236
|
ВАЗ-21102 |
ВАЗ-2111
|
0,254
|
0,099
|
0,08
|
0,179
|
ВАЗ-21103 |
ВАЗ-2111
|
0,848
|
0,205
|
0,03
|
0,235
|
ВАЗ-21103 |
ВАЗ-2112
|
0,495
|
0,206
|
0,03
|
0,209
|
ГАЗ-3110 |
ЗМЗ-4062.10, Bosch
|
0,525
|
0,186
|
0,048
|
0,234
|
ГАЗ-3102 |
ЗМЗ-4062.10, Bosch
|
0,281
|
0,063
|
0,018
|
0,081
|
Требования ЕВРО-2 |
2,2
|
-
|
-
|
0,5
|
Результаты испытаний легковых автомобилей на
соответствие нормам ЕВРО-3
|
Марка автомобиля
|
Модель двигателя, блок управления
|
Содержание в ОГ токсичных веществ, г/км
|
CO
|
HC
|
NOx
|
HC+NOx
|
ВАЗ-21103 |
ВАЗ-2112, Bosch
|
0,721
|
0,122
|
0,11
|
0,232
|
ГАЗ-3102 |
ЗМЗ-4062.10, Bosch
|
0,499
|
0,136
|
0,018
|
0,154
|
Требования ЕВРО-3 |
2,3
|
0,2
|
0,15
|
0,35
|
Результаты испытаний легких грузовиков и микроавтобусов
на соответствие нормам ЕВРО-2
|
Марка автомобиля
|
Модель двигателя, блок управления
|
Содержание в ОГ токсичных веществ, г/км
|
CO
|
HC
|
NOx
|
HC+NOx
|
ГАЗ-3302 |
ЗМЗ-4066.10
|
0,248
|
0,101
|
0,80
|
0,901
|
ГАЗ-33021 |
ЗМЗ-4066, "Элкар"
|
4,66
|
0,28
|
0,88
|
1,16
|
Требования ЕВРО-2 к легким грузовикам |
6,9
|
-
|
-
|
1,7
|
ГАЗ-2752-314 "Соболь" |
ГАЗ-5601
|
0,337
|
0,076
|
0,889
|
0,965
|
Требования ЕВРО-2 к микроавтобусам |
6,0
|
-
|
-
|
1,6
|
|