предыдущий материал

ПРОИЗВОДСТВО
Николай Данченко
начальник производства, к.т.н
Валерий Калугин
руководитель группы испытаний

Станут ли атомщики производителями нейтрализаторов ?


Один из флагманов атомной промышленности России - Государственное унитарное предприятие Уральский электрохимический комбинат (УЭХК) - ввел в эксплуатацию завод по производству катализаторов отработавших газов (ОГ) автомобилей проектной мощностью 2 миллиона активированных блоков для нейтрализаторов.

Параллельно с созданием производства катализаторов УЭХК разрабатывал конструкцию нейтрализаторов ОГ для современных легковых автомобилей Волжского (модели ВАЗ-2110, ВАЗ-2111) и Горьковского (модели ГАЗ-3110, ГАЗ-3111, ГАЗ-3302, ГАЗ-2752) автозаводов, а также для находящихся в эксплуатации автобусов, такси, мусоровозов, карьерных большегрузных самосвалов, автопогрузчиков, машин подготовки искусственного льда и т.д.

Разработку нейтрализатора для автомобилей "ВАЗ", проведенную совместно с "АвтоВАЗом", завершили в 1997 г. Сборочное производство организовали на заводе в Тольятти. Нейтрализатор на основе керамических блоков с каталитическим покрытием для новых моделей "ВАЗ" сертифицирован французским национальным центром CNRV на соответствие директивам 70/220/ЕЕС и 96/69/ЕС.

Нейтрализаторы для ОАО "ГАЗ" на УЭХК стали разрабатывать в 1998 г. Первоначально создавались устройства для автомобилей с бензиновыми двигателями ГАЗ-3302 "Газель" и ГАЗ-3110 (ГАЗ-3111) "Волга", затем для ГАЗ-2752 "Соболь" и, наконец, спектр разработок был расширен дизельными вариантами нейтрализаторов для "Газели", "Волги" и "Соболя" с двигателями ГАЗ-5601.

Испытания нейтрализаторов с катализаторами УЭХК проводились параллельно с испытаниями катализаторов фирм Walker, GM, Emitec, Gillet. Они подтвердили более высокую (на 20...30 %) эффективность преобразования углеводородов и оксидов азота катализаторами УЭХК. К настоящему времени эффективность преобразования катализаторов УЭХК настолько высока, что может обеспечивать и выполнение норм ЕВРО-3 при условии оптимизации программ калибровки блоков управления работой моторов на переходных режимах.

Вполне удовлетворительные результаты получены и при использовании нейтрализаторов УЭХК на легких грузовиках "ГАЗ". Более того, токсичность отработавших газов по сумме углеводородов и оксидов азота, по нашему мнению, также может быть существенно снижена путем оптимизации программ управления двигателем на переходных режимах работы.

УЭХК стал победителем конкурса в программе экологического оздоровления воздушного бассейна Москвы. Комбинат периодически поставляет фирме "ЛИНДО" катализаторы для оснащения нейтрализаторами отдельных видов автотранспорта (такси, автобусы, грузовики).

По заказу администрации города Новоуральска (Свердловская область) УЭХК разработал и изготовил опытную партию из 32 единиц систем нейтрализации отработавших газов (СНОГ) окислительного типа для автобусов типа ЛИАЗ-677. Результаты испытаний СНОГ в городском автотранспортном предприятии подтвердили их высокую эффективность. На начальном этапе эксплуатации степень снижения токсичности ОГ автобусов составляла 95...99 % по оксидам углерода и 80...98 % по углеводородам при проверке по ГОСТ 17.2.2.03-87. Периодические проверки токсичности ОГ автобусов, оборудованных СНОГ, показали, что эффективность очистки снижается до 50 % по углеводородам после пробега 45...60 тыс. км, а по оксидам углерода - после пробега 80...90 тыс. км.

Удачным оказался опыт применения нейтрализатора УЭХК на машине подготовки искусственного льда с четырехцилиндровым мотором фирмы Volkswagen 049,6/М344 в Новоуральском концертно-спортивном комплексе, где нейтрализатор без существенного ухудшения эксплуатируется уже более двух лет.

Позитивные отзывы заказчиков имеются также о нейтрализаторах УЭХК, разработанных для дизельных карьерных самосвалов Удачнинского ГОК модели САТ 785 (фирма Сaterpillar) с 52-литровым мотором типа 5230, дизельных ГАЗ-31103 "Волга" и ГА3-2752-314 "Соболь" с четырехцилиндровыми двигателями ГАЗ-5601 (объем цилиндров 2,13 л) и дизельных автопогрузчиков МЗиК (Екатеринбург) типа ДП-1604, оснащенных двухлитровым мотором Д-120.

После принятия Госдумой РФ в 1999 г. закона об ограничении загрязнения атмосферного воздуха токсичными компонентами отработавших газов автомобильной техники на УЭХК обрушился шквал запросов, обращений, предложений от различных организаций, предприятий, обществ и заводов (как российских, так и из стран СНГ) с просьбами принять участие в разработке нейтрализаторов для разнообразных моделей автотранспорта. Как правило, большинство обращающихся хотели бы иметь готовое изделие - нейтрализатор ОГ, а не каталитические блоки, производство которых на УЭХК будет сертифицировано по QS-9000 в ближайший год.

К сожалению, УЭХК, рискнувший вложить семь лет назад в строительство завода по производству катализаторов свои "кровные" средства и испытавший драматический опыт завоевания рынка сбыта продукции, пока не решается повторить подобный путь, пока не будет уверенности в появлении хорошего пакета заказов на нейтрализаторы. И все же, российский производитель автомобильных катализаторов существует и ждет своих заказчиков.

Результаты испытаний легковых автомобилей на соответствие нормам ЕВРО-2
Марка автомобиля
Модель двигателя, блок управления
Содержание в ОГ токсичных веществ, г/км
CO
HC
NOx
HC+NOx
ВАЗ-21093
ВАЗ-2111
0,700
0,176
0,06
0,236
ВАЗ-21102
ВАЗ-2111
0,254
0,099
0,08
0,179
ВАЗ-21103
ВАЗ-2111
0,848
0,205
0,03
0,235
ВАЗ-21103
ВАЗ-2112
0,495
0,206
0,03
0,209
ГАЗ-3110
ЗМЗ-4062.10, Bosch
0,525
0,186
0,048
0,234
ГАЗ-3102
ЗМЗ-4062.10, Bosch
0,281
0,063
0,018
0,081
Требования ЕВРО-2
2,2
-
-
0,5

Результаты испытаний легковых автомобилей на соответствие нормам ЕВРО-3
Марка автомобиля
Модель двигателя, блок управления
Содержание в ОГ токсичных веществ, г/км
CO
HC
NOx
HC+NOx
ВАЗ-21103
ВАЗ-2112, Bosch
0,721
0,122
0,11
0,232
ГАЗ-3102
ЗМЗ-4062.10, Bosch
0,499
0,136
0,018
0,154
Требования ЕВРО-3
2,3
0,2
0,15
0,35

Результаты испытаний легких грузовиков и микроавтобусов на соответствие нормам ЕВРО-2
Марка автомобиля
Модель двигателя, блок управления
Содержание в ОГ токсичных веществ, г/км
CO
HC
NOx
HC+NOx
ГАЗ-3302
ЗМЗ-4066.10
0,248
0,101
0,80
0,901
ГАЗ-33021
ЗМЗ-4066, "Элкар"
4,66
0,28
0,88
1,16
Требования ЕВРО-2 к легким грузовикам
6,9
-
-
1,7
ГАЗ-2752-314 "Соболь"
ГАЗ-5601
0,337
0,076
0,889
0,965
Требования ЕВРО-2 к микроавтобусам
6,0
-
-
1,6

предыдущий материал
оглавление
следующий материал