предыдущий материал

ПРОИЗВОДСТВО
Виктор Пичугин
консультант технического директора

Двигатели ОАО "ЗМЗ"


Первый двигатель ЗМЗ-21 к автомобилю "Волга-21" был изготовлен на Заволжском моторном заводе 4 ноября 1959 г. Уже через четыре месяца, в феврале 1960 г., завод начал его массовое производство. С тех пор прошло более 40 лет, и ныне ЗМЗ серийно вы-пускает и готовит к производству более 60 модификаций двигателей.

Основной продукцией ОАО "ЗМЗ" являются бензиновые 4-цилиндровые рядные двигатели (Р4) мощностью 90…150 л.с. и 8-цилиндровые V-образные двигатели (V8) мощностью 120…220 л.с. Кроме того, предприятие производит двигатели, работающие на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе мощностью 100…105 л.с., а также моторы мощностью 85 л.с., работающие только на сжиженном нефтяном газе. Потребителями продукции ЗМЗ являются ОАО "ГАЗ", АО "УАЗ" и ОАО "Павловский автобус". Следует отметить, что конструкция новых двигателей с комплексной системой управления впрыском топлива и зажиганием для легковых автомобилей "Волга" (ЗМЗ-4062.10) и с карбюраторной системой питания для 1,5 т грузовых автомобилей "Газель" (ЗМЗ-4061.10 и ЗМЗ-4063.10) содержит ряд современных решений:

  • - четырехклапанную систему газораспределения с двумя верхними распределительными валами;
  • - гидравлические толкатели клапанов;
  • - автоматические гидравлические натяжители цепей;
  • - поликлиновый ремень привода вспомогательных агрегатов.

Кроме того, в двигателях использованы и другие новые для завода технические решения: чугунный моноблок, диафрагменное сцепление, цепной привод распределительных валов. Все выпускаемые двигатели выполняют требования по шуму ДВС ОСТ 37.000.266 "Шум автомобильных двигателей. Допустимые уровни и методы измерений" и имеют экологический сертификат соответствия российским требованиям к выбросам вредных веществ.

Для повышения конкурентоспособности и расширения сферы применения двигателей специалисты ЗМЗ модернизируют выпускаемые типы и создают новые (табл. 1). На базе 4-цилиндровых двигателей с рабочим объемом 2,445 л и 2,89 л разработаны модели карбюраторных (К) двигателей, работающих на сжатом природном газе (ПГ), сжиженном нефтяном газе (СГ), или одновременно на бензине и природном газе (БПГ). Все двигатели V8 будут иметь как карбюраторную систему питания, так и систему электронного впрыска топлива. Применение электронного впрыска топлива и газа связано с ужесточением норм по токсичности отработавших газов.

На базе ЗМЗ-4062.10 разработаны двигатели моделей 405.10 (2,5 л) и 409.10 (2,7 л) с электронной системой впрыска топлива, а также ЗМЗ-4064.10 (2,3 л) с турбонаддувом и промежуточным охладителем наддувочного воздуха. Двигатели этих моделей предназначены для установки на автомобили ГАЗ и УАЗ, а также на экраноплан "Волга-2", аэросани АС-2 и другие транспортные средства.

С 1996 г. на ЗМЗ ведется разработка семейства двигателей V6 (ЗМЗ-301.10) (табл. 2). За основу взят ЗМЗ-406.10; при этом часть деталей двигателей обоих типов будет унифицированной. Что касается технологического оборудования, то оно также будет общим. Выбор угла развала цилиндров 90° позволил обеспечить минимальную длину и массу нового двигателя.

В настоящее время проводятся доводочные стендовые испытания двигателя, основная область применения которого - престижные легковые автомобили, джипы, малотоннажные грузовые автомобили и микроавтобусы. В дальнейшем предполагается создание модификации двигателей V8 по схеме V6x90°.

Создание на базе ЗМЗ-406.10 двигателей семейств Р4 и V6 (объем 2,3…3,4 л, мощность 73…165 кВт, крутящий момент 181…304 Н·м) позволит обеспечить силовыми агрегатами практически все ныне выпускаемые и перспективные автомобили ГАЗ.

Основываясь на маркетинговом исследовании рынка, на ОАО "ЗМЗ" принято решение о разработке дизельных двигателей с рабочим объемом 2,24 л (ЗМЗ-514.10) и 4,0 л (ЗМЗ-516.10) и развертывании их производства. Дизель ЗМЗ-514.10 будет выпускаться в нескольких модификациях (табл. 3), отличающихся конструкцией турбонаддува и установленной топливной аппаратурой (ТА) с механическим (типа VE) или с электронным (типа VP) регулированием. У всех модификаций одинаковые диаметр цилиндра (87 мм), ход поршня (94 мм) и степень сжатия (19,5). Эти дизели предназначены для автомобилей грузоподъемностью до 2 тс, а также в качестве силовых агрегатов для быстроходных катеров и яхт, тепло- и электроагрегатов, других машин и установок. В настоящее время проводятся испытания на безотказность и выполняется оценка надежности конструкции двигателей в составе автомобилей ГАЗ и УАЗ. В декабре 2000 г. закончились испытания автомобиля УАЗ-3160 с двигателем ЗМЗ-514.10 на автополигоне НАМИ, в ходе которых было подтверждено выполнение норм Евро-II.

Дизельные двигатели ЗМЗ-516.10 с рабочим объемом 4,0 л и мощностью 136 л.с. предназначены для установки на автобусы АО "Павловский автобус", автомобили ОАО "ГАЗ" грузоподъемностью до 4,5 т и АМО "ЗИЛ" грузоподъемностью 2,5 тс. В настоящее время совместно с Ярославским моторным заводом проводятся стендовые и дорожные испытания опытных образцов. Таким образом, ОАО "ЗМЗ" продолжает совершенствование своих двигателей, стремясь удовлетворить запросы потенциальных заказчиков.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал