Первый двигатель ЗМЗ-21 к автомобилю "Волга-21"
был изготовлен на Заволжском моторном заводе 4 ноября 1959 г. Уже через
четыре месяца, в феврале 1960 г., завод начал его массовое производство.
С тех пор прошло более 40 лет, и ныне ЗМЗ серийно вы-пускает и готовит
к производству более 60 модификаций двигателей.
Основной продукцией ОАО "ЗМЗ" являются бензиновые
4-цилиндровые рядные двигатели (Р4) мощностью 90…150 л.с. и 8-цилиндровые
V-образные двигатели (V8) мощностью 120…220 л.с. Кроме того, предприятие
производит двигатели, работающие на сжатом природном или сжиженном нефтяном
газе мощностью 100…105 л.с., а также моторы мощностью 85 л.с., работающие
только на сжиженном нефтяном газе. Потребителями продукции ЗМЗ являются
ОАО "ГАЗ", АО "УАЗ" и ОАО "Павловский автобус".
Следует отметить, что конструкция новых двигателей с комплексной системой
управления впрыском топлива и зажиганием для легковых автомобилей "Волга"
(ЗМЗ-4062.10) и с карбюраторной системой питания для 1,5 т грузовых автомобилей
"Газель" (ЗМЗ-4061.10 и ЗМЗ-4063.10) содержит ряд современных
решений:
- - четырехклапанную систему газораспределения с двумя верхними распределительными
валами;
- - гидравлические толкатели клапанов;
- - автоматические гидравлические натяжители цепей;
- - поликлиновый ремень привода вспомогательных агрегатов.
Кроме того, в двигателях использованы и другие новые
для завода технические решения: чугунный моноблок, диафрагменное сцепление,
цепной привод распределительных валов. Все выпускаемые двигатели выполняют
требования по шуму ДВС ОСТ 37.000.266 "Шум автомобильных двигателей.
Допустимые уровни и методы измерений" и имеют экологический сертификат
соответствия российским требованиям к выбросам вредных веществ.
Для повышения конкурентоспособности и расширения сферы применения двигателей
специалисты ЗМЗ модернизируют выпускаемые типы и создают новые (табл.
1). На базе 4-цилиндровых двигателей с рабочим объемом 2,445 л и 2,89
л разработаны модели карбюраторных (К) двигателей, работающих на сжатом
природном газе (ПГ), сжиженном нефтяном газе (СГ), или одновременно на
бензине и природном газе (БПГ). Все двигатели V8 будут иметь как карбюраторную
систему питания, так и систему электронного впрыска топлива. Применение
электронного впрыска топлива и газа связано с ужесточением норм по токсичности
отработавших газов.
На базе ЗМЗ-4062.10 разработаны двигатели моделей 405.10 (2,5 л) и 409.10
(2,7 л) с электронной системой впрыска топлива, а также ЗМЗ-4064.10 (2,3
л) с турбонаддувом и промежуточным охладителем наддувочного воздуха. Двигатели
этих моделей предназначены для установки на автомобили ГАЗ и УАЗ, а также
на экраноплан "Волга-2", аэросани АС-2 и другие транспортные
средства.
С 1996 г. на ЗМЗ ведется разработка семейства двигателей V6 (ЗМЗ-301.10)
(табл. 2). За основу взят ЗМЗ-406.10; при этом часть деталей двигателей
обоих типов будет унифицированной. Что касается технологического оборудования,
то оно также будет общим. Выбор угла развала цилиндров 90° позволил обеспечить
минимальную длину и массу нового двигателя.
В настоящее время проводятся доводочные стендовые испытания двигателя,
основная область применения которого - престижные легковые автомобили,
джипы, малотоннажные грузовые автомобили и микроавтобусы. В дальнейшем
предполагается создание модификации двигателей V8 по схеме V6x90°.
Создание на базе ЗМЗ-406.10 двигателей семейств Р4 и V6 (объем 2,3…3,4
л, мощность 73…165 кВт, крутящий момент 181…304 Н·м) позволит обеспечить
силовыми агрегатами практически все ныне выпускаемые и перспективные автомобили
ГАЗ.
Основываясь на маркетинговом исследовании рынка, на ОАО "ЗМЗ"
принято решение о разработке дизельных двигателей с рабочим объемом 2,24
л (ЗМЗ-514.10) и 4,0 л (ЗМЗ-516.10) и развертывании их производства. Дизель
ЗМЗ-514.10 будет выпускаться в нескольких модификациях (табл. 3), отличающихся
конструкцией турбонаддува и установленной топливной аппаратурой (ТА) с
механическим (типа VE) или с электронным (типа VP) регулированием. У всех
модификаций одинаковые диаметр цилиндра (87 мм), ход поршня (94 мм) и
степень сжатия (19,5). Эти дизели предназначены для автомобилей грузоподъемностью
до 2 тс, а также в качестве силовых агрегатов для быстроходных катеров
и яхт, тепло- и электроагрегатов, других машин и установок. В настоящее
время проводятся испытания на безотказность и выполняется оценка надежности
конструкции двигателей в составе автомобилей ГАЗ и УАЗ. В декабре 2000
г. закончились испытания автомобиля УАЗ-3160 с двигателем ЗМЗ-514.10 на
автополигоне НАМИ, в ходе которых было подтверждено выполнение норм Евро-II.
Дизельные двигатели ЗМЗ-516.10 с рабочим объемом 4,0 л и мощностью 136
л.с. предназначены для установки на автобусы АО "Павловский автобус",
автомобили ОАО "ГАЗ" грузоподъемностью до 4,5 т и АМО "ЗИЛ"
грузоподъемностью 2,5 тс. В настоящее время совместно с Ярославским моторным
заводом проводятся стендовые и дорожные испытания опытных образцов. Таким
образом, ОАО "ЗМЗ" продолжает совершенствование своих двигателей,
стремясь удовлетворить запросы потенциальных заказчиков.
|